Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №10 (363) | 21 марта 2011г.
 

Ударят по сельчанам

Самаранефтепродукт прекращает отпуск бензина марки «Нормаль-80»

Иван Григорьев

С 1 апреля АЗК/АЗС ОАО «Самаранефтепродукт» (СНП) перестанут продавать автомобильный бензин марки «Нормаль-80». Соответствующее предупреждение руководителям предприятий на прошлой неделе разослал процессинговый агент СНП — ООО «РН-Карт-Самара». Производство «Нормаль-80» должно было прекратиться с 1 января 2011 г. согласно техническому регламенту, утвержденному правительством РФ. Остатками бензина разрешено торговать до конца года. Поспешность СНП может негативно сказаться на сельхозпроизводителях, которым придется срочно переводить свою технику и автотранспорт для эксплуатации на других марках топлива. Параллельно вырастет объем реализации контрафакта, произведенного на подпольных мини-заводах.

1 апреля на заправках СНП на территории Самарской обл. исчезнет «Нормаль-80». На прошлой неделе письма с оповещением и извинениями за доставленные неудобства рассылало ООО «РН-Карт-Самара» (РНКС). Собеседник в офисе РНКС пояснил, что решение принято исходя из технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», утвержденного постановлением правительства РФ №118 от 27 февраля 2008 г. Согласно регламенту с 1 января 2011 г. производство автобензина «Нормаль-80» на территории РФ нужно прекратить, а до 1 января 2012 г. — реализовать все товарные остатки.

«ОАО «НК «Роснефть» выполнило требования регламента и прекратило выпускать данный бензин с Нового года, — пояснил сотрудник РНКС. — Три месяца мы торговали запасами с нефтебаз, а сейчас они подошли к концу». Комментируя неудобства, с которыми придется столкнуться владельцам топливных карт, заправляющих в автомобили «Нормаль-80», источник сообщил, что карточку можно перепрограммировать и добавить туда бензин марки АИ-92. При этом водителям следует помнить, что не каждый двигатель старого образца сможет работать на новом топливе, имеющем другие характеристики.

О необходимости мероприятий по переводу сельскохозяйственной техники и автотранспорта в целях дальнейшей эксплуатации на другие марки топлива (АИ-92, дизельное, газомоторное) сельхозпроизводителей должны были уведомить заранее. Однако на деле может случиться так, что, к примеру, у владельцев тракторов в сельских районах области с 1 апреля возникнут проблемы с заправкой техники. Вместо перевода машин на АИ-92 они начнут покупать А-76 или «Нормаль-80» с рук, причем низкого качества и по высокой цене.

Поспешное прекращение СНП торговли дешевым топливом может привести к заполнению данной рыночной ниши мелкими производителями и сбытовиками. Источник, знакомый с руководством предприятия, заявил, что помимо ОАО «НК «Роснефть» продажу «Нормаль-80» на своих АЗС в регионе прекратило и ОАО «НК «ЛУКОЙЛ».

«Мелкие заправщики тоже вырабатывают свои запасы с резервуаров и нефтебаз. Сложно судить, откуда они будут брать «Нормаль-80» после этого», — поясняет собеседник. Не исключено, что перекупщики поначалу будут завозить запасы бензина из других несельскохозяйственных регионов. Далее может наступить очередь контрафакта, производимого на подпольных мини-заводах в Самарской обл.

Справка:

Бензин «Нормаль-80» соответствует нормам Евро-2, вырабатывается по ГОСТ Р 51105. Содержит продукты термического и каталитического крекинга, коксования и пиролиза, прямогонный бензин, антиокислительные и антидетонационные присадки. Концентрация свинца в бензине «Нормаль-80» не более 10 мг/куб. дм. Содержание серы не более 0,05% (500 мг/кг). Плотность — 700-750 кг/куб. м. Объемная доля бензола не более 5%. Октановое число по моторному методу 76, а по исследовательскому методу не менее 80. Это самая распространенная марка бензина для использования в сельском хозяйстве.