Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №25 (378) | 4 июля 2011г.
 

Дорогое энергосбережение

Тольяттинская социалка требует полтора миллиарда инвестиций

Евгения Андросова

Международная финансовая корпорация (МФК) подвела предварительные итоги энергетического обследования зданий социальной сферы Тольятти. Для финансирования мероприятий по повышению энергоэффективности на этих зданиях МФК готова выдать кредит в размере 500-600 млн р. сроком на 10 лет. Мэрия Тольятти готова предоставить муниципальную гарантию на погашение кредита. Руководитель управления внешнеэкономического развития мэрии Дмитрий ЖАРИНОВ (на фото) сообщил, что получатель кредитных средств пока определяется.

Еще в июле 2010 г. мэрия Тольятти подписала с МФК протокол о сотрудничестве. В декабре 2010 г. было заключено соглашение о проведении выборочного аудита энергопотребления ряда типовых объектов социальной сферы и разработка «Программы повышения энергоэффективности зданий социальной сферы г.о. Тольятти». Для ее подготовки в качестве консультанта были привлечены международная компания ICF/EKO (Московское представительство) в консорциуме с российской энергоаудиторской компанией ООО «Диагностика и энергоэффективность» (Челябинская обл.).

Энергетическое обследование проводилось с 20 по 28 марта 2011 г. Расчеты будут служить в качестве обоснования для инвестиций с финансированием со стороны МФК.

Текущая ситуация в городе такова, что при неуклонном росте тарифов на тепло и электроэнергию, с одной стороны, растет износ зданий социальных объектов — с другой. Это приводит к еще большему увеличению затрат бюджета на коммуналку. От подобного расклада выигрывают разве что организации — поставщики ресурсов, формирующие сверхприбыль. По этому поводу в одном из пресс-релизов мэрии Тольятти говорится: «Платежи за тепло в 2010 г. по выбранным объектам составили 149 млн р., за электроэнергию — 73 млн р. Суммарная оценка инвестиций по всем 107 объектам составляет 1,6 млрд р.

В результате прогнозируемое снижение расходов на коммунальные нужды составит 114 млн р. в год». Получается, если не брать во внимания все нюансы расчетов и тарифы, то на такую сумму ежегодно может быть снижен доход ресурсоснабжающих организаций города. Такой расклад больше похож на сказку о коммунальном рае.

Разработанный МФК проект программы энергосбережения включает ряд мероприятий, суммарная стоимость которых составляет около 1,6 млрд р. Срок окупаемости -более 13 лет без учета процентной ставки и роста тарифов. «При этом выделена группа наиболее быстро окупаемых мероприятий, срок окупаемости — до 5 лет. Данные мероприятия позволят сократить потребление электроэнергии в зданиях на 22% и потребление тепла на 20%. Данные мероприятия включают в себя установку приборов учета (ПУ) тепла и автоматизированных тепловых пунктов, замену ламп накаливания на энергосберегающие, замену светильников», — отмечает руководитель управления внешнеэкономического развития мэрии Тольятти Дмитрий Жаринов. При этом установка ПУ в муниципальных учреждениях города должна была завершиться еще в 2010 г. Такие сроки устанавливает ФЗ №261 от 23 ноября 2009 г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» (см. «Хронограф» №42 (306) от 07.12.09). Однако эта работа не начата до сих пор. И это притом, что установить ПУ необходимо до октября т.г., т.е. до начала нового отопительного сезона.

Иначе будет сорван крайний срок, установленный ФЗ №261. Но тольяттинские чиновники, депутаты и ресурсоснабжающие организации, судя по всему, никак не могут договориться о необходимом количестве приборов и параметрах конкурса на их установку (см. «Хронограф» №19 (372) от 23.05.11).

Тем не менее МФК готова кредитовать указанный проект только на 500-600 млн р. сроком на 10 лет. При этом на данный момент нет сведений о том, кто будет получателем кредитных средств. Однако уже известно, что мэрия готова предоставить муниципальную гарантию при заключении кредитного договора. «В настоящий момент мэрия ведет проработку данного вопроса с МФК. Важное значение для МФК имеет определение получателя кредитных средств. А исполнители работ в соответствии с ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» будут определены по конкурсу», — комментирует ситуацию Жаринов. Однако это отнюдь не означает, что условия конкурсной документации могут быть составлены таким образом, что им смогут соответствовать только вполне определенные фирмы.

Комментарии

Анатолий ПУШКОВ, мэр г.о. Тольятти

- Нам надо понять, как МФК будет финансировать эти работы, как мы будем возвращать средства и т.д. И не потому, что мы хотим исполнить, допустим, указания президента, не только поэтому, а потому что есть уже закон об энергосбережении. Потому, что у нас в сложнейшее экономическое положение попадают, допустим, детсады АНО «Планета детства «Лада». Нам надо сделать так, чтобы у них вся коммуналка была ниже и ниже нагрузка на их бюджет. В противном случае нам придется цену повышать для детей.