Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №32 (385) | 19 сентября 2011г.
 

Дорогое наследство

АТП-З хотят навязать убыточную сделку

Илья Ширтанов

На прошлой неделе председатель профсоюза ОАО «АВТОВАЗ» Николай КАРАГИН на правах рекламы разместил информацию о проблемах доставки работников на предприятие. Судя по всему, Карагин уверен в том, что этот вопрос должен решаться за счет городского бюджета. МП «ТП АТП-З» настойчиво предлагается приобрести автобусы, которые после банкротства МП «ТП АТП-1» стали никому не нужны. Зачем городу и АТП-З, в частности, старые автобусы — вопрос открытый.

95 автобусов марки «ЛиАЗ», которые до сих пор находятся на бывшей территории АТП-1, в данный момент принадлежат ОАО «ВТБ-Лизинг». Лизинговая компания посчитала возможным продать 15 автобусов по цене 1 млн р. и 80 машин по цене 2 млн р. В общей сложности это 175 млн р. При этом следует отметить, что этой технике пять лет. Покупателей на таких условиях найти трудно.

При более детальном рассмотрении перспективы приобретения этих автобусов оказывается, что высокая цена — не единственный минус такой покупки. Основной проблемой, с которой может столкнуться владелец автобусов, это то, что все они переоборудованы под работу на газе, а именно на метане. В данный момент единственное городское пассажирское автотранспортное предприятие — АТП-З — укомплектовано машинами с дизельными двигателями. Поэтому покупка для городских нужд автобусов, на которых в качестве топлива используется метан, приведет к существенным затратам муниципального предприятия. По некоторым подсчетам, для того чтобы эксплуатировать парк таких автобусов, потребуется еще как минимум 40 млн р. В эту сумму включено приобретение специального оборудования для ремонта, обучение персонала специфическим правилам работы со взрывоопасными газами, приобретение станции дегазации, оборудование авторемонтной мастерской дополнительными вентиляционными системами. Кроме того, автопарку понадобится передвижной заправочный пункт стоимостью порядка 30 млн р.

Эксплуатация этих автобусов обойдется Тольятти в не одну сотню миллионов рублей
Эксплуатация этих автобусов обойдется Тольятти в не одну сотню миллионов рублей

Также важно отметить, что в Тольятти существует всего одна специализированная АЗС, осуществляющая заправку метаном. Вследствие этого в затратной части эксплуатации автобусов появляется еще один пункт. Это холостой пробег до АЗС и обратно плюс к этому время, затрачиваемое на саму заправку. Время — это оплачиваемые моточасы, которые неоправданно увеличивают фонд заработной платы водителей.

Кроме того, бывшие автобусы банкротного ОАО «РегионАвтоТранс — Тольятти» (РАТ-Т), созданного на базе имущества АТП-1, не эксплуатировались долгое время и требуют приведения в нормативное техническое состояние. На данные мероприятия понадобится еще около 500 тыс. р. на каждую машину. В общей сложности это еще около 50 млн р. Учитывая то, что общая стоимость покупки этих автобусов 175 млн р., объем реальных затрат достигнет почти 300 млн р. В итоге покупка одного автобуса обойдется примерно в 3,15 млн р.

При таких условиях не приходится говорить о перспективности использования этих автобусов в Тольятти.

Однако имеется и другая точка зрения. К примеру, председатель профсоюзного комитета ОАО «АВТОВАЗ» Николай Карагин считает, что именно город должен решать проблемы доставки работников АВТОВАЗа до рабочих мест. Причем за счет бюджета. Примечательно, что публичные заявления Карагина относительно проблем с доставкой сотрудников завода на работу появились в преддверии выборов. Так что при желании эти высказывания можно назвать методами привлечения внимания к своей фигуре.

Примечательно, что мнение Карагина относительно этой проблемы было размещено в одной из городских газет на правах рекламы. С большой долей вероятности можно говорить о том, что предложение для МП «ТП АТП-3» о покупке старых «ЛиАЗов» поступило при содействии руководства АВТОВАЗа.

Реклама Карагина появилась немного позже, после того как на стоянке хранения «ЛиАЗов» был разобран забор. Две глухие бетонные секции забора были заменены сеткой, в результате чего у проезжающих мимо стоянки людей появилась возможность обозревать простаивающую технику. Естественно, что большинство граждан не имеют представления о специфике работы транспортных предприятий. У простых работников АВТОВАЗа может сложиться ложное впечатление о якобы бездействии городских властей. Такие меры воздействия на общественное мнение при желании можно назвать особо изощренной диверсией.

На контрасте с разборкой забора и высказываниями Николая Карагина совсем иначе выглядят действия других тольяттинских предприятий, вынужденных решать проблемы доставки своих сотрудников до рабочих мест. По этому поводу директор МП «ТП АТП-З» Александр Абрамов отметил: «Джи Эм -АВТОВАЗ» заключил договор с МП «ТП АТП-З» на перевозку своих сотрудников до места работы и обратно. Таким образом, у предприятия никаких вопросов по поводу пассажирских перевозок не возникает». Следует отметить, что не только «Джи Эм — АВТОВАЗ» действует по такой схеме.

Вопросы возникают только у АВТОВАЗа. Очевидно, что решение этих вопросов в пользу интересов одного предприятия будут стоить городскому бюджету очень недешево.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.