Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №35 (388) | 10 октября 2011г.
 

Выбросов станет меньше

Перевод муниципального транспорта на газ будет стимулировать развитие экологичных автомобилей

Сейдамет Абреков

4 октября вице-премьер правительства РФ Сергей ИВАНОВ посетил Тольятти, где провел выездное заседание Всероссийского совета генеральных и главных конструкторов. Оно было посвящено развитию экологичного транспорта. В ходе обсуждения проблем его внедрения губернатор Самарской обл. Владимир АРТЯКОВ предложил перевести на газ муниципальный транспорт, что стимулирует создание инфраструктуры для машин, работающих на альтернативных видах топлива. Это предложение заинтересовало вице-премьера.

Заседанию совета предшествовало посещение научно-технического центра ОАО «АВТОВАЗ». Здесь заместитель председателя правительства РФ Сергей Иванов, представители федеральных министерств и ведомств, а также губернатор Самарской обл. Владимир Артя-ков смогли ознакомиться с разработками АВТОВАЗа в области экологического транспорта. Их вниманию был представлен автомобиль LADA Priora CNG, оснащенный двухтопливным двигателем, где наряду с бензином в качестве моторного топлива используется метан. Также был показан перспективный гибридный автомобиль на базе LADA Kalina с системой «старт-стоп» и мотор-генератором — это позволяет снижать расход топлива на 8-10%. LADA Kalina стала базой и для электромобиля, который создан в рамках НИОКР. Более далекая перспектива была представлена машиной на топливных элементах «Ан-тэл-2», где применены космические технологии.

Как отметил Сергей Иванова, транспорт — важная составляющая экономики, но вместе с тем на его долю приходится 40% загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу, 10% парниковых газов. И наибольшее количество загрязнений (96%) происходит от автомобилей. Вице-премьер подчеркнул важность внедрения экологичного транспорта: «Отсутствие инфраструктуры и производства необходимых компонентов не позволяет выводить на рынок экологичный транспорт». Владимир Артяков предложил рассмотреть варианты перевода на газ муниципального транспорта, а также автомобилей экстренных служб.

«В этом случае будет мощный толчок для развития инфраструктуры. Если услуга будет доступна, то интерес к ней возрастет», — пояснил Владимир Артяков. Предложение губернатора заинтересовало Сергея Иванова. Если опыт Самарской обл. в этой сфере окажется удачным, его можно тиражировать и на другие регионы страны.

На заседании правительственного совета генеральных и главных конструкторов заместитель министра промышленности и торговли РФ Андрей Дементьев сообщил, что ежедневно в России все автомобили выбрасывают около 16,5 т загрязняющих веществ. По словам Дементьева, 30% заболеваний горожан — от выбросов автомобилей, более половины парка автомобилей в России выполняют в лучшем случае стандарт «Евро-0».

По словам Сергея Иванова, перед государством и бизнесом стоит комплекс задач по разработке и освоению конструкций, производству автокомпонентов, подготовке кадров, созданию инфраструктуры для эксплуатации транспорта на альтернативных источниках энергии. Согласно «Транспортной стратегии РФ», объем выброса загрязняющих веществ от автомобилей должен снизиться до 2030 г. на 40%. Одновременно с задачами по обновлению автопарка должны решаться проблемы утилизации машин и их компонентов. Одним из центров разработки и создания новых видов транспорта должна стать Самарская обл. «Самарский регион обладает мощной производственной базой и технологическими заделами. Проблема загрязняющей среды транспортными средствами решается в рамках областной целевой программы до 2016 г.», — подчеркнул Владимир Артяков.

Кроме того, губернатор сообщил, что в общей сложности, начиная с 2009 г., в регионе реализуется 10 областных и ведомственных программ, которые охватывают всю природоохранную сферу, начиная от улучшения качества атмосферного воздуха и заканчивая расчисткой поверхности водных объектов. «На эти цели область выделяет значительные средства и занимает первое место в ПФО по объему финансирования природоохранных мероприятий. Так, в текущем году эта цифра составила 145 млн р.», — проинформировал присутствовавших на заседании специалистов и ученых Владимир Артяков. Также он сообщил, что в интересах развития экологичного транспорта работает целый ряд промышленных предприятий региона: «В частности, перспективные разработки есть на АВТОВАЗе. Совместно с ОАО «РЖД» реализуется проект по созданию газотурбовоза. Кроме того, в ОАО «Кузнецов» разработан авиационный двигатель на водородном топливе».

Отметим, что в октябре 2011 г. на АВТОВАЗе начинается сборка автомобилей, которые соответствуют стандартам «Евро-4». Эти стандарты диктуют жесткие требования по снижению вредных выбросов в атмосферу. Первой прошла модернизацию LADA 4x4. Изначально выполняет требования «Евро-4» и LADA Granta, товарный выпуск которой начинается в ноябре, а продажи — в декабре 2011 г.

Справка:

Совет генеральных и главных конструкторов, ведущих ученых и специалистов в области высокотехнологичных секторов экономики при председателе правительства РФ утвержден постановлением правительства РФ от 13 октября 2008 г. Совет задумывался как своего рода научно-конструкторский штаб российской промышленности, призванный проводить глубокий анализ и прогноз тенденций развития высокотехнологичных отраслей как на среднесрочную, так и на длительную перспективу.