Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №35 (388) | 10 октября 2011г.
 

Александр Дроботов:

Сбалансировать отношения между управляющими компаниями и жильцами могут домовые советы

Борис Кротов

Одна из составных частей реформы ЖКХ — самоорганизация жителей многоквартирных домов (МКД) в вопросах решения общедомовых проблем. Пока такой организации нет, некоторые управляющие компании (УК) будут и дальше продолжать пренебрегать интересами жителей МКД. Создание ТСЖ по ряду причин во многих домах неразумно или вообще невозможно. В данном случае домовые советы могут стать вариантом для таких домов. Каким образом формирование домовых советов, начинавшееся как проект «Управдом» под эгидой партии «Единая Россия» (ЕР) в Самарской обл., было закреплено в Жилищном кодексе РФ, рассказал один из авторов проекта, депутат Самарской губернской думы (СГД) Александр ДРОБОТОВ.

- Александр Николаевич, нельзя сказать, что идея создания домовых советов и контроль за деятельностью УК с их помощью была воспринята на «ура». Как развивались события вокруг этого проекта?

- С депутатами губдумы мы плотно работали по данному вопросу. Рабочая группа заседала в течение девяти месяцев. В нее вошли представители правительства, Общественной палаты, прокуратуры и, естественно, депутаты. В итоге губдума приняла разработанные нами модельные правовые акты, устав, типовое постановление органа местного самоуправления. Полный пакет документов, требуемый для создания домовых советов, был разослан по всем городам и населенным пунктам области. Также был разработан модельный договор жильцов с УК, где прописаны малейшие нюансы: сколько раз должна проходить влажная уборка, сколько — сухая, сколько раз должен вывозиться мусор, на основании чего формируется смета содержания дома и т. д. Надо сказать, что тольяттинские депутаты идею также поддержали. Партия ЕР взяла проект «Управдом» под свой контроль. Но в целом проект столкнулся с серьезным препятствием. Лоббистское влияние УК на органы исполнительной власти, в т. ч. в Тольятти, очень велико. Лоббисты УК смогли убедить чиновников якобы в полулегальном статусе домовых советов, раз они не прописаны в законе.

Лично меня подобного рода барьеры не останавливают, тем более что избиратели идут и идут с жалобами на действия УК. 90% обращений — по сфере ЖКХ. На базе моей общественной приемной в Центральном р-не создается ассоциация домовых советов, где будет оказываться помощь в их создании. Идея оказалась сверхвостребована у простых жителей. Мною были подготовлены поправки в Жилищный кодекс РФ, которые были направлены в Госдуму. С учетом этих поправок была сформирована новая ст. 161.1, где подробно описан домовой совет и его полномочия. Более того, если жители МКД не смогут в течение года провести собрание и избрать домовой совет, то исполнительная власть обязана это собрание организовать и помочь в его избрании.

Возможно, создание ассоциации домовых советов каким-то образом сдвинет ситуацию. В любом случае жители могут сами проявить инициативу, а не дожидаться, пока из мэрии придут и создадут домовой совет.

- Чем домовой совет принципиально отличается от ТСЖ? Почему создание домового совета может быть определенным решением проблем для МКД?

- По ряду причин, начиная с человеческого фактора и заканчивая состоянием жилфонда. ТСЖ хорошо создавать на новом доме. У нас 90% домов старше 30 лет, тем более на моем округе. Кроме того, ТСЖ должно быть зарегистрировано как юридическое лицо, иметь счет в банке, штат сотрудников, заключать договоры. Одним словом, иметь практически все, что есть в арсенале любой УК. Домовому совету ничего этого не требуется, ведь непосредственно управлением домом он не занимается. ТСЖ — это следующий уровень организации собственников, требующий наличия квалификации, которой у домовых советов сейчас нет. К этому мы еще придем. Пока с большим успехом взять на себя задачу и сбалансировать отношения между жильцами и УК могут домовые советы. Домовые советы способны решать множество мелких, но таких важных для каждого собственника проблем. Сегодня собственник идет с этими проблемами в органы власти и получает там отказ. Поскольку он требует от власти исполнения полномочий УК, которая за это собирает с собственников деньги в виде квартплаты.

- С домовым советом или без, но содержать и ремонтировать МКД все равно будет УК...

- УК, как любая другая бизнес-структура, работает на получение прибыли. Элементарным примером, показывающим отнюдь не партнерские отношения УК и жителей, является сокрытие от жителей составных частей строки «Содержание жилого фонда». Тариф составляет 14-16 р. за кв. м общей площади квартиры. Только по одной этой строке с четырехподъездного девятиэтажного дома в распоряжение УК ежемесячно поступает около 150 тыс. р. Хорошо, если 50% собираемых на содержание жилфонда средств расходуется по назначению, а не на содержание аппарата компании. Это при том, что расходы на содержание из года в год растут на 15%.

Домовые советы способны влиять на ситуацию. Производить собственные, прозрачные для жителей расчеты по строке «Содержание», формировать разумные и выгодные для жителей сметы. Прозрачность — как нож у горла УК. Еще один плюс работы домового совета — контроль за расходованием средств, за показателями приборов учета. Специалисты УК пришли, сняли какой-то показатель: правильный он или завышенный — никто не скажет. Потому что уже через два часа показатели общедомового прибора учета поменяются. Некоторые созданные не без моей помощи домовые советы доказывают УК факт непредставления некоторых услуг и тем самым снижают затраты на содержание одного кв. м площади общего имущества в МКД. Полученная экономия направляется, например, на ремонт подъездов. Если смета ремонта одного подъезда в девятиэтажном доме, подготовленная УК, составляет 117 тыс. р., то на самом деле за эти деньги можно отремонтировать 2-3 подъезда. Совместно с жителями (когда они сами участвовали в ремонте) мы укладывались и в 15 тыс. р. Таким образом отремонтировали 55 подъездов, и они до сих пор содержатся жителями в чистоте. Зачем ломать то, что ты ремонтировал собственными руками? И детей своих жильцы этих подъездов настраивают на такое же бережное и аккуратное отношение к своему труду и собственному дому.

Жители часто остаются в плену заблуждений, что за них проблемы решает государство. Домовые советы меняют менталитет людей и заставляют УК исполнять свои обязательства. УК найдет тысячу причин, чтобы действовать в своих интересах, а не жильцов. УК всегда имеет в кармане козырь: «А как мне рассчитываться с поставщиками услуг, не завышая сметы и не откладывая ремонт, если у вас по дому сплошные должники?» Проблема неплательщиков действительно существует, но домовые советы помогают ее разрешать. В Центральном р-не сейчас больше ста активных домовых советов. Они поняли, что могут влиять на ситуацию с обслуживанием дома и на то, за что они платят. Особо сознательные борются с неплательщиками. Не со всеми, конечно, а с теми, которые могут платить по доходам, но не платят. Создание атмосферы нетерпимости к таким персонажам — тоже важная составная часть решения данной проблемы. Хочу отметить, что такие дома вышли практически на уровень самоокупаемости. К сожалению, в законодательстве пока не предусмотрена возможность каким-либо образом поощрять такие домовые советы из бюджета. Но именно в организации себя как коллектива жителей-собственников, заинтересованность в экономии средств, которые тратились неэффективно, в экономии расходов на содержание дома должен проявляться интерес жителей МКД к созданию домовых советов.