Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №35 (388) | 10 октября 2011г.
 

За чистый город

Помимо экологической составляющей переработка покрышек целесообразна экономически

Илья Ширтанов

Как рассказал руководитель ГК «ЭкоВоз» Александр ДУШКОВ, запущенная линия способна перерабатывать в месяц до 300 т старых шин. Этой производительности достаточно, чтобы не только принять отходы из Тольятти, но и переработать шины со всего Самарского региона и даже соседних областей. При этом сырье, полученное при утилизации, пригодно для использования как в бытовых, так и в производственных целях.

Переработка старых покрышек начинается с отделения металлического корда от резиновой части шины. В дальнейшем корд перерабатывается как обычный металлолом. Резиновая покрышка, проходя через перерабатывающую линию, превращается в резиновую крошку. В зависимости от ее размера продукт переработки может применяться в различных производствах.

Одним из основных направлений повторного использования вторсырья является производство травмобезопасных покрытий. Изготовлением резиновых плиток ГК «ЭкоВоз» занимается с прошлого года. Такая резиновая плитка в основном применяется для устройства открытых спортивных и детских площадок. Кроме того что они травмобезопасны, резиновые плитки также легки при монтаже и долговечны. В этом их отличительная особенность. В Тольятти и Самаре уже есть несколько детских и спортплощадок с таким покрытием. Причем некоторые из них функционируют уже на протяжении пяти лет, в течение которых внешний вид покрытия и его свойства не изменились.

Открытие линии по производству резиновой крошки уже позволило снизить затраты предприятий на утилизацию автомобильных шин в два раза. Кроме того, это позволит обеспечивать стабильно высокое качество плитки и может существенно удешевить стоимость готового изделия. Сейчас стоимость 1 кв. м такого покрытия составляет 1,3 тыс. р. за кв. м. Кроме того, уже есть сторонние производители, готовые приобретать переработанную резину от старых шин. В частности, это сырье пригодно для изготовления изделий, не подвергающихся динамическим нагрузкам. Например, из продукта переработки можно изготавливать автомобильные коврики и брызговики.

Душков демонстрирует результат переработки покрышек
Душков демонстрирует результат переработки покрышек

Другое применение, которое можно найти для переработанных покрышек, — использование резиновой крошки в производстве асфальта. Разъяснения по этому поводу дал руководитель департамента дорожного хозяйства, транспорта и связи мэрии г.о. Тольятти Геннадий Таранов (на фото слева), присутствовавший на открытии линии по переработке шин 5 октября. По его словам, такая технология использования вторсырья уже давно используется в других странах. При добавлении резины в асфальт снижается уровень шума, создаваемый движущимися автомобилями. Кроме того, такое дорожное покрытие обеспечивает более устойчивое положение автомобиля на дороге. Это связано с тем, что резина, добавленная в асфальт, улучшает сцепление шины автомобиля с дорожным покрытием. Соответственно передвижение по таким дорогам становится более безопасным. Однако производство такого асфальта несколько дороже обычного, поэтому в ближайшее время вряд ли удастся встретить его на дороге. Причиной является то, что все работы, связанные с ремонтом и строительством дорог, финансируются из бюджета. Законодательство говорит о том, что при выборе подрядной организации, а также при закупке материалов необходимо проводить аукцион либо тендер. Естественно, что выигрывает тот, кто предлагает наименьшую цену. Хотя депутат Самарской губернской думы Николай Ренц предложил городским властям подумать, каким образом муниципалитет в рамках программ благоустройства может поддержать местное предприятие, реализующее на территории города экологические программы.

Во всем мире переработчикам отходов государство предоставляет определенные льготы. В этом заложена забота власти о состоянии экологической обстановки и здоровья граждан.

В связи с этим производство асфальта с резиновой крошкой может быть перспективно при содействии со стороны органов власти. Если будут предприняты необходимые шаги навстречу компаниям, занимающимся переработкой отходов, тогда использование вторсырья станет более выгодным. Соответственно исчезнут несанкционированные свалки, а экологическая обстановка станет более безопасной.

Комментарии

Геннадий ТАРАНОВ, руководитель департамента дорожного хозяйства, транспорта и связи мэрии г. о. Тольятти

- Наводить порядок у нас в городе надо будет еще долго, поскольку раньше никто этим не занимался. То, что предприятие сегодня за собственные деньги начинает это делать, здорово. Будем надеяться, что продукция, произведенная на этом предприятии, найдет своего потребителя. Если будет спрос на продукцию, то будет возможность дальше развиваться. А это значит, что город будет становиться чище.

Александр ДУШКОВ, руководитель ГК «ЭкоВоз»

- Решение экологических проблем в городе и, тем более, в Самарской обл. невозможно без системного подхода. Именно поэтому мной разработана и реализуется комплексная программа решения проблемы отходов в Самарской обл. Сейчас основные усилия направлены на Тольятти и Самару, и результаты налицо. В следующем году мы начнем решать эту проблему в других населенных пунктах области. Я абсолютно уверен, что в зависимости от позиции и уровня поддержки администрации области в ближайшие 3-5 лет проблема утилизации основных видов отходов в Самарской обл. может быть решена полностью. Мы все много говорим про экологию, пришло время делать реальные дела.