Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №37 (390) | 24 октября 2011г.
 

Виктор Силивоненко:

Перемены к лучшему не за горами

Егор Кошеров

ООО «Управляющая компания №3» (УК №3) — одна из крупнейших управляющих организаций жилого фонда Тольятти. При этом основная масса домов, обслуживаемых этой компаний, представляет в большинстве своем ветхие «сталинки» и «хрущевки». Обслуживание такого жилого фонда доставляет немало проблем. О том, как в таких условиях УК №3 находит ресурсы и постепенно приводит дома в надлежащее состояние, а также о многом другом в интервью «Хронографу» рассказал генеральный директор ООО «УК №3» Виктор СИЛИВОНЕНКО.

- Виктор Анатольевич, тема ЖКХ сегодня настолько близка всем жителям Тольятти и злободневна, что спекулировать на ней становится чуть ли не модным. Как ваша компания ощущает на себе подобное внимание?

- В последнее время объектом таких нападок действительно стала и УК №3. В настоящее время распространяются листовки с самыми невероятными текстами, из которых жители узнают, что УК №3 — якобы самая плохая компания города, совсем ничего не делающая для жителей, вводящая какие-то огромные коэффициенты к плате за содержание, не перечисляющая деньги поставщикам энергоресурсов, и т. д.

Выборы лишь подхлестнули волну «черного» пиара. Эта тема стала популярна среди кандидатов в депутаты различных уровней и самых разных политических убеждений. На предвыборных встречах с жителями они с упоением муссируют данный вопрос. Не остались в стороне и всяческие недобросовестные дельцы, затесавшиеся в ряды различных партий и под этой маркой решающие свои меркантильные интересы, вводя в заблуждение граждан и своих соратников по партии. В связи с выборами активизировались отдельные председатели ТОСов, которые безрезультатно и неправомерно поднимают перед компанией вопрос об оплате своей работы.

- Как вы считаете, почему внимание таких лиц приковано именно к вашей компании?

- Видимо, кому-то не дают покоя мифические «огромные» доходы компании. Добавьте к этому множество поводов для критики компании из-за состояния жилого фонда — неважно, что эти огрехи достались нам по наследству от старых времен. Посудите сами, УК №3 управляет 453 домами Центрального р-на Тольятти. Это более 1 млн кв. м площади, 25 тыс. лицевых счетов, 50 тыс. жителей, большая часть которых имеет низкие доходы, относится к категории социально незащищенных граждан. Что это за дома? Практически только старые двух-, пятиэтажные дома, «хрущевки» и «сталинки». Их у компании 424, т. е. 96% от всех домов! Да к ним старые девятиэтажки 60-70-х гг. прошлого века. Многие дома были построены в советские времена хозспособом, отсюда и качество постройки. Они оснащены однотрубной — без циркуляции — тупиковой системой горячего водоснабжения с соответствующим качеством горячей воды. Почти все эти дома на начало управления ими УК №3 капитально не ремонтировались ни разу. И вот этим непростым хозяйством приходится управлять и по мере возможностей восстанавливать. В городе нет ни одной управляющей компании, которой бы досталось такое «наследство».

Но основные нарекания жителей связаны с хроническим недоремонтом этих домов, а не с работами, относящимися к статье «содержание», за которую отвечает УК №3. И вот здесь начинается непонимание гражданами и, как ни странно, отдельными представителями власти, инспектирующих органов обязанностей управляющих организаций и обязанностей собственников. Жилищный кодекс РФ четко гласит, что вопросы капитального и текущего ремонтов относятся к компетенции общего собрания собственников многоквартирных домов. Только оно может решить, какие работы на доме надо выполнить, готовы ли собственники оплатить эти работы и каков приоритет их выполнения.

Функции же управляющей компании — направить собственникам предложения о необходимых работах на доме (причем в приоритетном порядке), дефектные ведомости и сметы, а также предложения по оплате — рассрочки, единовременный платеж и т. д.

К сожалению, эти нормы закона не работают в сегодняшней ситуации. Причины: с одной стороны, хронические недоремонты требуют очень существенного единовременного финансирования, с другой стороны — низкая платежеспособность жителей. Крайней остается управляющая компания. Единственный выход в сложившейся ситуации — помощь государства. В последнее время, благодаря ФЗ №185, дело сдвинулось с мертвой точки. Но сегодня большинство людей, проживающих в обслуживаемом нами жилом фонде, недовольны качеством своего жилья. Но разве УК №3 в виновата в этом?

Свою лепту в дискредитацию УК №3 вносят должники. Очень высокая задолженность граждан -одна из серьезнейших проблем, которая не позволяет нашей компании нормально обслуживать дома. Сегодня эта сумма составляет почти 200 млн и достигает на некоторых домах до девяти месяцев всей оплаты дома за коммунальные услуги.

Ресурсоснабжающие организации требуют оплаты за воду, электричество, тепло точно в срок — и они правы. До сих пор УК №3 гасила разницу за счет внутренних резервов, не оставляя себе ничего на развитие. Но результат налицо — во всех домах компании есть вода и свет, газ и тепло. И больших долгов перед поставщиками ресурсов у компании нет, наглядный пример — тепло по графику было подано во все дома, в отличие от некоторых других УК района, например, ПЖРТ-сервис, вовремя не погасивших долги за тепло — в их домах люди мерзли и через неделю после начала отопительного сезона.

Все чаще раздаются требования добросовестных плательщиков за коммунальные услуги более жестко бороться с неплательщиками, ведь в конечном итоге неплатежи сказываются на всех жителях. Поэтому УК №3 разработала и целенаправленно проводит кампанию по борьбе с неплатежами. С сотен злостных неплательщиков по суду взыскивается задолженность, производится отключение электричества, готовятся документы для привлечения к уголовной ответственности. С другой стороны, компания входит в обстоятельства образования задолженности у социально незащищенных категорий граждан, предоставляя возможность для рассрочки платежей за коммунальные услуги.

Вот и получается, что люди, которые недовольны своим жильем, которых по каким-то причинам не устроил капремонт или которые просто не хотят платить, оказываются хорошо подготовленными слушателями для разного рода провокаторов и спекулянтов. По сути, наших жильцов банально используют.

- Наверняка армию недовольных пополнят те, которых коснутся перерасчеты?

- Это тоже немаловажная проблема в нашей работе. Сейчас можно часто слышать негодование граждан по поводу непонятных коэффициентов, начисляемых сверху за электроэнергию, воду, мол, это мы занимаемся самоуправством, обираем людей. Но мы всего лишь исполняем федеральное законодательство. Мы работаем в строгом соответствии с действующим законодательством. Мы — прозрачная организация, выполняющая стандарты раскрытия информации, мы — самая проверяемая организация со стороны инспектирующих органов и органов власти: наши специалисты не вылезают из прокуратуры, жил-инспекции, Роспотребнадзора. Конечно, мы ведем разъяснительную работу среди наших клиентов, хотя это не наша функция, а компетенция органов власти.

- Насколько программа капитального ремонта в рамках ФЗ №185 поспособствовала улучшению состояния ваших домов?

- Уже около 60 домов, управляемых УК №3, прошли капитальный ремонт по федеральной и муниципальной программам.

Конечно, не все получилось, как хотелось бы. К сожалению, многое не зависело от нас, но, тем не менее, большинство жителей остались довольны результатом ремонта. К слову, депутат Самарской губернской думы Александр Дроботов на некоторых своих встречах с жителями домов, где проводился капремонт, даже выразил удивление по поводу отсутствия нареканий у граждан к качеству ремонта. Конечно, это скорее исключение из правил. По вине подрядчиков до сих пор остаются недоделки на нескольких домах, не везде устранены замечания жителей. Но наша компания продолжает работать с нерадивыми подрядчиками и доведет это дело до конца, используя все доступные рычаги.

Отдельно хочу отметить, что помимо ремонта за счет федеральных ресурсов наша компания на средства собственников также проводит ремонты подъездов, балконов, крыш, инженерных коммуникаций. Это делается на домах, в которых жители определились на общих собраниях, на какие виды работ потратить средства, накопившиеся по статьям «капремонт» и «текущий ремонт». В экстренных случаях вкладываются собственные средства предприятия. По предложениям УК №3 мэрия города начала разработку программ капитального ремонта и переустройства бывших общежитий, аварийного ремонта балконов. После аномальных дождей летом и осенью этого года и шквалов обращений граждан на протечки кровель мы обратились к мэру Тольятти с просьбой разработки программы капитального ремонта кровель. Надеемся, что эта просьба будет услышана, хотя и понимаем все сложности с бюджетом.

- Учитывая сложившиеся обстоятельства, каким вы видите развитие УК №3?

- Надо признать, что еще не все у нас хорошо, еще лежит на нас полувековой груз советского ЖЭКа. Но уверяю, перемены к лучшему не за горами. Все изменения в нашей компании сосредоточены на одной цели — клиентоориентированности. Учитывая специфику нашей работы, уровень оплаты труда, социальный статус большинства сотрудников, финансовое положение, внешние факторы — задача непростая.

Начали с системы управления: многие свои функции отдали на аутсорсинг, что позволило повысить управляемость коллективом, ввести внутреннюю конкуренцию. Сейчас работаем над формированием корпоративной культуры предприятия и предприятий-партнеров, разрабатываем и внедряем фирменные стандарты сервиса. Скоро начнем внутрифирменное обучение, провели оценку персонала, кстати, результаты меня порадовали — у нас работают интересные, увлеченные люди, любящие свою работу, отзывчивые и готовые работать за идею.

Внедряется современный электронный документооборот внутри компании, который позволяет значительно повысить оперативность работы компании с жителями. В структуре появился новый отдел — отдел информации, который, по сути, будет заниматься внешним и внутренним пиаром, а также получать обратную связь от наших клиентов. Появилась корпоративная газета, из которой сотрудники черпают информацию обо всех изменениях в компании, новостях и т. д. Также появился наш сайт, считаю, что он очень оригинальный, не похожий на другие. Об этом можно долго рассказывать, это очень интересная тема для настоящего менеджера, ведь практически приходится «лепить» новое предприятие, менять менталитет людей.

Напоследок хотелось бы похвастаться, что УК №3 — единственная управляющая компания Самарской обл., принявшая участие и победившая во Всероссийском конкурсе за самый массовый проект в сфере энергоэффективности и энергосбережения в сфере ЖКХ. Уже сегодня большинство жителей понимает необходимость сотрудничества с компанией, как и сотрудники УК №3 понимают, что только совместно с жителями компания сможет эффективно управлять домами.