Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №38 (391) | 31 октября 2011г.
 

Взять лучшее

Тольятти есть чему поучиться у Самары

Илья Ширтанов

Анализ бюджета г. Самары и г. Тольятти на 2011 г. и плановый период 2012- 2013 гг. был проведен на основе данных, раскрытых в 2010 г. после утверждения Думой г. о. Самара (СГД) и Думой г. о. Тольятти (ТГД), до момента внесения в них каких-либо изменений и поправок. Чистота анализа заключается в том, что стартовая позиция сформированных и утвержденных бюджетов дает представление о приоритетах руководства исполнительной власти этих городов.

В дальнейшем изменения и поправки, вносимые в бюджет, отражают способность или неспособность отдельных ГРБС (главный распорядитель бюджетных средств) планово работать с бюджетом. Второй момент, который можно усмотреть при принятии поправок, — это наличие либо отсутствие лоббистских способностей у руководителей ГРБС при освоении бюджета. Основным показателем вносимых изменений в бюджет можно назвать умение городских властей планировать работу на год вперед.

Сравнение бюджетных расходов, распределенных по ГРБС, способно создать объективную картину понимания приоритетов и тенденций, которыми те или иные структуры власти руководствуются при планировании бюджета на расчетный срок.

Следует обратить внимание на то, что структура мэрии г. Тольятти в значительной степени отличается от структуры самарского исполнительного органа. В связи с этим нельзя делать однозначных выводов, лишь сравнивая процентные соотношения расходования средств по ГРБС. К примеру, в Самаре вопросы культуры, спорта и молодежной политики включены в один ГРБС — департамент по вопросам культуры, спорта, туризма и молодежной политики администрации г. о. Самара. В Тольятти все указанные направления выделены в три самостоятельных ГРБС. Однако виды и направления, на которые предусматриваются бюджетные расходы и в Самаре, и в Тольятти, аналогичны. Поэтому при проведении исследования будет правильным брать в расчет именно непосредственные строки расходов.

В самом начале объективно будет разделить виды расходов на три основные категории — направление безопасности и управления; направление городского хозяйства и направление социальной сферы. Помимо этого, в отдельное направление можно вывести такие расходы, как на СМИ и обслуживание государственного и муниципального долга.

При общем обозрении бюджетов двух муниципальных образований вырисовывается следующая картина. В Тольятти основную часть расходных средств поглощает т. н. социальная сфера. На ее долю приходится более 63% от всех запланированных расходов. К социальной сфере отнесены такие направления, как образование, культура, здравоохранение, социальная политика, физкультура и спорт. В Самаре этот же сегмент занимает порядка 53% городского бюджета. Как уже было сказано, в бюджете Самары часть указанных направлений находится в ведении одного ГРБС. Тольяттинская структура мэрии подразумевает самостоятельность всех этих направлений как отдельных ГРБС.

Можно выделить следующие направления, традиционно причисляемые к социальным: культура и кинематография, физкультура и спорт, социальная политика.