Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №38 (391) | 31 октября 2011г.
 

Странные приоритеты

Расходы бюджета Тольятти социально ориентированы лишь в теории

Илья Ширтанов

2 ноября на заседании Думы г. о. Тльятти (ТГД) пройдет рассмотрение вопросов, касающихся доходных статей бюджета города на 2012 г. Одной из самых острых тем всегда оставалась строка расходования бюджетных средств. При сравнительном анализе бюджетов г. Самары и г. Тольятти можно отчетливо наблюдать значительную разницу в направлениях расходной части бюджетов двух муниципальных образований. Социальная ориентированность тольяттинского бюджета имеет явный перекос, который вовсе не делает само исполнение социально ориентированным.

Город физкультурников

В Тольятти на физкультуру и спорт тратится средств, в процентом соотношении к общему объему бюджета, почти в четыре раза больше, чем в Самаре. В тольяттинском бюджете на 2011 г. была запланирована сума расходов в этом направлении в размере более 107 млн р. Однако управлению физкультуры и спорта планировалось выделить 524,6 млн р. Данная сумма предназначалась для освоения именно этим ГРБС, хотя наглядно видно, что реально на спорт средств запланировано в пять раз меньше. Следует обратить внимание, что, по сравнению с бюджетом 2010 г., прирост выделяемых средств именно управлению физкультуры и спорта составил более 360 млн р. Для каких целей понадобилось увеличивать бюджет управления — не совсем ясно, поскольку сумма затрат на спорт регламентирована, а количество занимающихся спортом в разы не увеличилось.

Однако дается разъяснение, что большая часть денег, в размере 427 млн р., будет потрачена на «учреждения по внешкольной работе с детьми и обеспечение выполнения функций бюджетных организаций». Остается загадкой, каким образом можно израсходовать такое количество денег на довольно смутные «внешкольные работы с детьми». Возникает также вопрос, насколько востребованы эти работы самими детьми.

Подобные вопросы могут возникнуть и в отношении департамента культуры. Количество выделяемых средств этому ГРБС в Тольятти по сравнению с 2010 г. увеличилось в полтора раза. 479 млн р. — такая сумма должна быть освоена департаментом культуры в 2011 г. Следует обратить внимание, что на само направление культуры должно быть потрачено 249 млн р. В частности, указывается, что на библиотеки и обеспечение выполнения функций бюджетных организаций уйдет порядка 69 млн р. Более 86 млн р. будет потрачено на театры, цирки и пр. Почти 60 млн р. предназначено на расходы на проведение мероприятий в сфере культуры, кинематографии и СМИ. После таких денежных вливаний в эту сферу следовало бы ожидать большой отдачи со стороны населения в плане повышения уровня культуры жителей после массового посещения библиотек и театров. Еще 181 млн р. планировалось потратить на учреждения по внешкольной работе с детьми и, опять-таки, на обеспечение выполнения функций бюджетных организаций.

У департамента по вопросам семьи и демографического развития прирост бюджетных поступлений составил около 90% от показателя 2010 г. В данном случае возникает логичный вопрос: какими силами и средствами этот ГРБС намеревался освоить увеличившееся почти в два раза поступление денежных средств? Как правило, функционирующая структура имеет свои определенные возможности при проведении работ. Увеличение объемов работ в два раза должно подразумевать то, что эта структура увеличит свои производственные возможности в два раза. В другом случае можно считать, что организации заранее была поставлена невыполнимая задача по освоению средств.

В целом, при сравнении бюджета Тольятти и Самары видно, что разница в выделяемых средствах на социальную сферу составляет около 10%, что является ощутимым перевесом в этом направлении в г. Тольятти.

Аппарат ради аппарата

На функции управления уходит более 15% тольяттинского бюджета. Только мэрия г. о. Тольятти как отдельный ГРБС должна израсходовать 743 млн р. По аналогии в Самаре этот показатель не превышает 10%. Это может объясняться тем, что в Тольятти существует 7 ГРБС этой сферы, в то время как в Самаре только 5 ГРБС выполняют эти функции, за исключением районных администраций, не входящих в состав городской администрации. Следует учесть, что Самара и по площади, и по количеству населения заметно превосходит Тольятти.

В Тольятти по разделу «национальная безопасность и правоохранительная деятельность» выделяется более 100 млн р., что в процентном соотношении составляет 1,27%. В Самаре этот показатель равен 0,92%, или 119 млн р. Около половины денежных средств из бюджета Тольятти, предусмотренных на эти цели, должно быть израсходовано на деятельность органов внутренних дел. Стоит заметить, что последняя структура является федеральной и, соответственно, финансируется из федерального бюджета. В самарском горбюджете для органов внутренних дел предусмотрена сумма около 30 млн р., в Тольятти — почти 50 млн, притом что численность штата правоохранительных органов в Самаре, однозначно, больше.

Самым уязвимым направлением в Тольятти можно считать экономику и городское хозяйство. Немногим более 19% от планируемого бюджета предусмотрено на отрасли этого направления. Но только 15% из всех выделенных средств на этот сектор будет освоено по направлению ЖКХ. В Самаре на эти направления заложено более 35% годового бюджета. По линии ЖКХ в Самаре будет израсходовано более 21% бюджета города.

Одной из самых острых проблем остается проблема ремонта дорог и функционирования муниципального транспорта. Хотя именно этот сегмент городского хозяйства напрямую влияет на качество жизни, а следовательно, тоже несет социальную нагрузку.

В Тольятти департаменту дорожного хозяйства транспорта и связи было предусмотрено выделение 540 млн р. Из этих денег непосредственно на нужды транспортников должно быть потрачено 192 млн р.

Почем проезд?

Сегодня стоимость проезда в тольяттинском городском транспорте составляет 15 р., для отдельных категорий граждан поездка может обходиться от 4 р. до 12 р. Насколько известно, городской бюджет покрывает разницу до 15 р. Следует учесть, что себестоимость проезда в городском общественном транспорте — более 30 р. По некоторым данным, самарский бюджет субсидирует выпадающие расходы по пассажирским перевозкам до размера себестоимости проезда.

Нелучшим образом в плане объемов финансирования обстоят дела и в дорожном хозяйстве г. Тольятти. Лишь благодаря областному бюджету в 2011 г. удалось стабилизировать ситуацию с ремонтом городских магистралей. Аналогичная ситуация с тольяттинскими департаментами городского хозяйства и градостроительной деятельности.

В целом размеры бюджетов тольяттинских департаментов социальной сферы сопоставимы с бюджетами ГРБС городской экономики и хозяйства. Однако в результатах деятельности этих ГРБС есть существенное отличие. Последние являются реальными производственными структурами, занимающимися улучшением условий жизни горожан. Результат их труда очевиден и ощутим. Если цена на билет в общественном транспорте возрастет до 30 р. — это почувствуют все, даже те, кто не пользуется этим видом транспорта.

Наглядным примером может послужить то обстоятельство, что во всех разделах социальной сферы, кроме одного, Тольятти превышает показатели расходных частей по сравнению с Самарой. Единственная строка, в которой Тольятти уступает, — это социальная политика. Именно из этой строки и могли бы быть субсидированы выпадающие доходы транспортников.

Однако же культурные мероприятия, на проведение которых выделяются сотни миллионов рублей, многими до сих пор не замечены. Вполне вероятно, большие затраты могут объясняться многочисленными подготовками к международным побратимским встречам, организацией которых активно занимаются работники тольяттинской мэрии. Тот же результат можно наблюдать и в системе городского спорта.

Вывод напрашивается следующий. Сегодня начинается работа по утверждению бюджета на будущий год. Для Тольятти важно, чтобы власти не допустили перекосов при расстановке приоритетов.