Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №2 (401) | 23 января 2012г.
 

Низкоэффективные администраторы

Ресурсы Ставропольского района не приносят дивидендов

Георгий Кизельгур

Редакция газеты «Хронограф» проанализировала информацию об исполнении бюджетов 24 сельских поселений (с. п.) Ставропольского р-на Самарской обл. в 2011 г. Не секрет, что м. р. Ставропольский, благодаря приближенности к г. о. Тольятти и природным особенностям, всегда находился в более выгодном положении, нежели остальные районы региона. Новые перспективы для развития его экономики связаны с созданием на территории района особой экономической зоны. Неоднозначная картина сложилась в результате оценки того, насколько эффективно используются администрациями сельских поселений собственные ресурсы.

Хорошо жить на селе

Сельские поселения Ставропольского р-на были сформированы в соответствии с особенностями территориального размещения населения. По этой причине в состав одного сельского поселения может входить несколько сел. Целью такого способа было равномерное распределение ресурсов, в т. ч. для формирования бюджета. Однако исходя из данных о доходах поселений, можно четко проследить весьма существенный разрыв в размерах бюджетов каждого поселения в отдельности.

Собственные средства доходной части бюджета в основном формируются за счет сборов от налога на доходы физических лиц и налога на имущество. Оценка того, какой объем собственных средств формирует бюджет того или иного поселения, позволяет сделать вывод о том, насколько хорошо администрируется налогооблагаемая база. Наиболее доходными стали бюджеты тех с. п., что находятся в непосредственной близости к г. о. Тольятти. Выгодное местонахождение дает возможность жителям поселений трудоустраиваться на предприятия города, что становится залогом высоких сборов от НДФЛ. Кроме того, весьма привлекательными можно назвать земельные участки в границах поселений. К примеру, эти территории интересны малому и среднему бизнесу. В этой связи имеется возможность заработать на использовании имущества, находящегося в собственности, к примеру, на сдаче в аренду участков. По сути, приближенные к Тольятти сельские поселения являются продолжением города. Кадастровая стоимость земли здесь на порядок выше, что обеспечивает высокие сборы от земельного налога. Немаловажный критерий в вопросе оценки занимает качество и местоположение земельного участка. Как правило, объекты недвижимости в этих с.п. исправно регистрируются, поэтому налог на имущество в целом приносит весьма существенную долю доходной части бюджета.

Примечательно, что для сельских поселений, обладающих бюджетом среднего объема, также нехарактерна удаленность от административного центра Ставропольского р-на г. Тольятти. Однако в отличие от тех поселений, что практически слились с городом, чуть удаленные имеют возможность дополнительного дохода от использования сельскохозяйственной земли. Другое дело, насколько этот ресурс эффективно применяется для формирования собственных средств бюджета. По-прежнему для жителей, постоянно проживающих на территории таких поселений, не стоят препятствия на пути трудоустройства на работу на предприятия Тольятти, притом что проблем с общественным транспортом, курсирующим до города, здесь также нет.

Доход основной части сельских поселений Ставропольского р-на не достигает 10 млн р. Следует отметить тенденцию, что бюджеты этих поселении находятся в жесткой зависимости от вышестоящих бюджетов. Эти поселения по каким-то причинам практически не имеют собственных средств. Наполняемость происходит за счет тех или иных дотаций, субсидий и субвенций. Примечательно также то, что финансово несостоятельные поселения находятся в значительном удалении от Тольятти. В этой связи ставки на получение дохода смещаются в сторону использования принадлежащего имущества, хотя объем поступлений по этим статьям дохода говорит о нерациональном использовании. Деятельность больше направлена на занятие сельским хозяйством и обеспечение нужд села. Очевидно, что население стремится трудоустроиться, однако объем поступлений от НДФЛ крайне невелик. Учитывая это обстоятельство, логично предположить, что работодатели в целях собственной экономии могут часть деятельности вести в формате двойной бухгалтерии.

Сопоставление статей расходов, распределенных между ГРБС (главным распорядителем бюджетных средств), позволяет оценить умение администрации того или иного поселения планово осваивать средства. Основными направлениями расходов в структуре любого бюджета являются содержание аппарата, отрасль жилищно-коммунального хозяйства, а также культура и кинематография. Примечательная особенность в том, что, несмотря на то, насколько бюджет поселения зависим от безвозмездных поступлений, неизменным остается статья расхода на содержание аппарата. Неумение привлечь в бюджет собственные средства не умаляет необходимости существенно тратиться на аппарат. С этой целью в 2011 г. каждое поселение, вне зависимости от количества населения и территориальной протяженности, выделило и освоило не менее 1,1 млн р. Финансовое благосостояние поселения влияет на самостоятельность при освоении средств. В частности, безвозмездные поступления имеют свойство целевого назначения в том случае, когда бюджет сформирован своими силами и направление бюджета по статьям расхода происходит в менее жестких рамках.

Живые души

По критерию доходности бюджета лидерство распределилось среди трех с.п. — Тимофеевка, Подстепки и Васильевка.

Ставропольский р-н постепенно сворачивает сельхоздеятельность в угоду коттеджному строительству
Ставропольский р-н постепенно сворачивает сельхоздеятельность в угоду коттеджному строительству

Однако первенство по доходам вполне могло достаться с. п. Подстепки по той причине, что, согласно данным об исполнении бюджета на 2011 г., поступление доходов по некоторым разделам превысило первоначально запланированные суммы. Таким образом, вместо 24,7 млн р. в бюджет с. п. Подстепки на конец 2011 г. поступило 29,9 млн р. Примечательно, что бюджеты всех трех сельских поселений вполне самодостаточны. Собственные средства на 90 % и более формируют доходную часть бюджета. Однако потоки этих поступлений, несмотря на схожую характеристику поселений, рознятся. К примеру, бюджет с. п. Подстепки и Тимофеевка находятся в большей зависимости от налога на имущество, конкретнее — от земельного налога. Любопытно, что среди поселений, доход которых базируется на земельном налоге, оказались Верхнее Санчелеево и Нижнее Санчелеево, несмотря на удаленность от Тольятти.

В случае с с. п. Васильевка все несколько иначе. Бюджет села в основном формируется за счет поступлений от НДФЛ. Вероятно, жители Тимофеевки и Подстепок не спешат трудоустраиваться, судя по незначительному поступлению от НДФЛ. В состав Васильевки входит с. Зеленовка, расположенное на отрезке трассы М5, соединяющей Самару и Тольятти. Вдоль автодороги в районе Зеленовки сконцентрированы магазины и точки общественного питания. Судя по всему, именно этот факт напрямую отражается на объеме дохода бюджета с.п. Васильевка. Фактору роста сборов от НДФЛ может способствовать близость Васильевки к ОАО «Тольяттиазот» или, к примеру, торговой базе сети продуктовых магазинов «Магнит».

Приморский, не вошедший в список лидеров, заслуживает отдельного внимания. Поселение располагает бюджетом более чем в два раза меньшим, нежели лидеры по доходам, притом что обладает нехудшим ресурсом. В частности, стоимость земельных участков весьма высока. Подтверждением является то, что основная часть бюджета с. п. Приморский формируется за счет земельного налога. Удивительно то, что практически нет поступлений от НДФЛ, отчего напрашивается вывод, что жители поселения могут иметь нетрудовые доходы. Вероятно, это стало причиной того, что Приморский оказался в числе «середнячков» наряду с с. п. Ягодное, жители которого, судя по всему, тоже практически не работают. К ним присоединилось с. п. Хрящевка, которое свой бюджет сформировало исключительно за счет областного. Некогда успешное поселение, на территории которого располагались совхоз «Хрящевский» и рыбхоз «Сускан», себя не обеспечивает.

Долго ли, умеючи...

В вопросе формирования расходной части стабильностью отличается лишь содержание аппарата. Освоение сумм, выделенных на эти цели, происходит без сбоев, в отличие от других статей расхода. Причем чем меньше доходная часть поселения, тем больший процент средств от общего объема предназначен на аппарат. Нельзя отметить зависимость размера выделяемых сумм от количества штатных единиц, содержание которых осуществляется силами бюджета поселения. К такому выводу можно прийти, исходя из официально опубликованной информации об исполнении бюджета за девять месяцев 2011 г. В частности, в штате Осиновки указано о наличии 6 единиц, которые обходятся в 1,1 млн р в год. В с. п. С. Солонец на 6 человек требуется 1,5 млн р. Примечательно, что поселения, располагающие сравнительно большим объемом средств, заняли нижние строки в рейтинге затратности на содержание аппарата. В процентном соотношении к объему средств цифры действительно получаются небольшие. Однако в абсолютном значении эти села лидируют. К примеру, в Васильевке — 2,9 млн р., Тимофеевке — 3,8 млн р.

Существенно отличается объем выделенных средств на содержание глав администраций сельских поселений. Сумма колеблется от 242 тыс р в с. п. Кирилловка до 578 тыс. р. в с. п. Подстепки. Кроме того, Подстепки лидируют по затратности на аппарат, в абсолютном значении на эти цели выделяется порядка 5 млн р. По словам главы с. п. Подстепки Григория Овчинникова, в штатном расписании администрации значатся 22 единицы и еще полставки. В Подстепках работает пожарная команда из шести сотрудников, которая содержится на средства бюджета.

Коммунальщики

По классификатору расходов одним из самых интересных разделов является отрасль жилищно-коммунального хозяйства. Первенство по выделению средств на эти цели занимает с. п. Тимофеевка — 75,5 % от общего объема, или 20,4 млн р. Существенная часть этой суммы, а именно 16,7 млн р., предназначена на строительство и содержание дорог. Судя по отчету об исполнении бюджета за девять месяцев 2011 г., администрация Тимофеевки не спешит решать проблемы инфраструктуры поселения. В частности, за III кв. бюджет в части содержания дорог исполнен на 0,6%, что означает 100 тыс. р. Тем самым демонстрируется неумение работать с бюджетом. Не секрет, что последняя четверть года не самое удачное время для работ по ремонту и улучшению дорог. Подобная ситуация могла бы возникнуть в случае, когда проведение мероприятий по ремонту планировалось за счет субсидий из вышестоящих бюджетов, которые по определенным причинам не успели поступить в срок. Однако в бюджете Тимофеевки всего 1% безвозмездных поступлений.

Судя по всему, у администрации с. п. Тимофеевка в лице главы Александра Сорокина свои представления об освоении 20,4 млн р., выделенных на отрасль ЖКХ.

Отличился и бюджет с. п. Васильевка, в плане которого 57,5% предназначено на коммунальное хозяйство, в денежном выражении это 13,7 млн р. Однако, по данным за девять месяцев, бюджет исполнен лишь на 16,7%, т. е. 1,6 млн р. «Администрация с. п. Васильевка озаботилась заблаговременно, а именно опубликовала извещение открытого аукциона в электронной форме 18 августа 2011 г.», — сообщил глава с. п. Васильевка Юрий Писарцев. С чем связана причина, что аукцион не был проведен, к примеру, в первом полугодии, Писарцев не поясняет. К тому же доля собственных средств в бюджете поселения составляет 90%, что позволяет не ждать помощи сверху.

Ориентированность на коммунальную отрасль отмечена и в бюджете с. п. Подстепки: 14,7 млн р., что составляет 45,4 %. Стоит отметить, что исполнение бюджета 2011 г. в этой части проходило довольно сбалансированно.

«Кина» не будет

По объему средств на содержание и обеспечение деятельности учреждений культуры лидирует бюджет с. п. Хрящевка. 67,8%, что в денежном эквиваленте означает 8,4 млн р., выделено именно на эти цели. Из этих соображений с. п. Хрящевка можно присвоить статус «культурной столицы» Ставропольского р-на. Однако за девять месяцев 2011 г. лишь 27,6% из этих средств было освоено. «В отчете об исполнении бюджета за девять месяцев в 2011 г. была допущена опечатка: процент исполнения по культуре составлял на 1 октября 2011 г. 74,2%., — сообщил глава администрации с. п. Хрящевка Вячеслав Гордеев.

Стоит напомнить, что бюджет с.п. Хрящевка — один из самых дотационных. Вероятно, вышестоящий бюджет целенаправленно выделил средства на мероприятия, связанные с культурой. Аналогичная ситуация сложилась в с. п. С. Солонец, 63,6% бюджета которого предназначено на культуру, однако в части исполнения за девять месяцев — лишь 16%. Не пренебрегают культурными мероприятиям в с. п. Нижнее Санчелеево, как, впрочем, и в Верхнем Санчелеево.

Судя по тому, что на эти цели уходит не менее трети бюджета, создается впечатление, что поселения не испытывают проблем ни в каких других направлениях, к примеру, в вопросе содержания дорог или уличного освещения. Любопытно, что, чем богаче сельское поселение, тем меньше средств оно выделяет на культуру, как известно, предпочитая статью расходов по отрасли ЖКХ.

Следует отметить и обратную тенденцию: сельские поселения, обладающие сравнительно небольшой доходной частью, тем не менее предпочитают не экономить на кино и культуре.

Комментарии

Юрий ПИСАРЦЕВ, глава с. п. Васильевка м. р. Ставропольский Самарской обл.

- Необходимость выделения немалого объема средств для коммунальной сферы связана с ежегодными проблемами отсутствия воды в летний период. Водопровод в с. Васильевка был построен в 60-е гг., на данный момент изношенность составляет 100%, по этой причине водопровод не ремонтопригоден. Данное решение о строительстве водопровода было принято собранием представителей поселения.

Григорий ОВЧИННИКОВ, глава с. п. Подстепки м. р. Ставропольский Самарской обл.

- За последний год существенно увеличилась доходная часть бюджета поселения. Это связано с ростом численности населения. Сейчас порядка 7300 жителей. Доход увеличивается еще и по той причине, что многие регистрируют свою недвижимость в БТИ, как известно, дома в Подстепках очень дорогие.

Вячеслав ГОРДЕЕВ, глава с. п. Хрящевка м. р. Ставропольский Самарской обл.

- В 2011 г. ДК «Современник» в с. Хрящевка стал участником областной целевой программы «Развитие и укрепление материально-технической базы государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность в сфере культуры на территории Самарской обл.». Т. к. муниципальный ДК «Современник» находится на балансе администрации с. п. Хрящевка, областным бюджетом, согласно целевой программе, была выделена субсидия на осуществление капитального ремонта и обеспечение пожарной безопасности в сумме 5 млн р.

Александр СОРОКИН, глава с.п. Тимофеевка м.р. Ставропольский Самарской обл.

- Решение о количестве и протяженности дорог с.п. Тимофеевка подлежащих асфальтированию и щебеночному покрытию принималось Собранием представителей с.п. Тимофеевка в апреле 2011 г. Конкурс на проведение работ был объявлен администрацией м.р. Ставропольский. Работы были выполнены с хорошим качеством, досрочно (срок, установленный контрактом — 26 ноября 2011 г.). К вопросам содержания дорог относится расчистка от снега, посыпка противо-гололедными материалами, покос травы на обочинах, их санитарное содержание и т. д. Данные работы осуществляются ООО «БиС», постоянно, на основании заключенного контракта. По результатам проверок, административной комиссией м.р. Ставропольский, замечаний по содержанию дорог не было.