Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №3 (402) | 30 января 2012г.
 

Михаил Криштал:

Средний класс — это зародыш нового в нашем обществе

Сейдамет Абреков

В январе председатель правительства Владимир ПУТИН опубликовал авторскую статью в газете «Известия». Она посвящена развитию России в современных посткризисных условиях. Премьер, по сути, напрямую обратился к тем, кого сегодня называют средним классом, пояснил, что именно эти люди должны стать движущей силой развития страны. Также председатель правительства дал оценку проблемам современной системы образования. О своем понимании идей, озвученных Владимиром Путиным, в интервью «Хронографу» рассказал ректор Тольяттинского государственного университета (ТГУ) Михаил КРИШТАЛ.

- Михаил Михайлович, в своей статье, опубликованной в «Известиях», председатель правительства России Владимир Путин много внимания уделил роли среднего класса, роли образованных современных людей в развитии страны. Насколько эти идеи созвучны вашему пониманию ситуации?

- В своей статье Путин сумел собрать в единую понятную систему очень многие тезисы в отношении вопросов, которые остро стоят не только перед Россией, но и перед всем миром. При этом Путин показал реальные пути и направления развития нашей страны.

Кроме того, Путин вспомнил очень важные моменты развития российского государства за последние двадцать лет. И сделал это, на мой взгляд, очень удачно. Сейчас мало кто хочет вспоминать, что было 10 и тем более 20-25 лет назад. Многие забыли про талоны на сахар, на молоко и т. д. Забыли, как было опасно ходить по улицам 90-х, какая была зарплата в реальном долларовом эквиваленте в начале и конце 90-х. Средний класс фактически начал формироваться с окончанием этого смутного времени.

Если говорить о будущем, то в рассуждениях о пути развития России, на мой взгляд, Путиным абсолютно верно сделан акцент на образование. Совершенно очевидно, что в России высшее образование на сегодня стало всеобщим. И когда кто-то, в т. ч. чиновники от образования, говорят о том, что нам нужно готовить побольше рабочих со средним профобразованием, что нужно снижать образовательный уровень нашего населения, что не нужно столько людей с высшим образованием — это неправильно. Общемировая тенденция -повышение образовательного уровня. Если мы будем искусственно снижать средний образовательный уровень россиян до уровня среднего профессионального, это значит, что мы будем искусственно загонять Россию в статус более отсталого государства. И делать из России страну-потребителя чужих интеллектуальных разработок и продукции, изготовленной на основе таких разработок.

Среднее профессиональное образование — это, наверное, очень высокий уровень для стран третьего мира. Но мы-то претендуем не на такой уровень.

Сегодня уже на рабочих «клетках» нужны люди с высшим образованием. Это факт, это данность, с которой нужно считаться. Поэтому абсолютно правильно Владимир Владимирович сказал, что нам необходимо создать 25 млн высококвалифицированных рабочих мест, которые бы заняли люди с высшим образованием.

- Этим людям придется работать в условиях кризиса и посткризиса. Получается, Путин делает ставку на средний класс как на тех, кто максимально приспособлен к непростым условиям?

- Это люди, которые научились не только выживать в современном мире, но и преуспевать в нем, причем не за счет чьей-то помощи и протекции, а за счет личных качеств и компетенций.

Если ранее на переднем технологическом крае было добывание полезных ископаемых, их переработка, создание средств производства и производство конечной продукции, то уже сегодня, а вернее вчера, реальным продуктом стали знания, инновационные идеи и ноу-хау. Завтра передним краем станут даже не знания, а умения производить эти знания, генерировать инновации. Генерация инноваций становится основной отраслью, которая определит новый уклад экономики.

Происходят глобальные сдвиги, которые обусловлены рядом общемировых тенденций. Современный человек за годы жизни получает информации гораздо больше, нежели его предки. Но психика человека, обученного по старым образовательным технологиям, не способна переварить такую высокую скорость изменений. Поэтому ускорение информационных потоков и давление на психику отдельно взятого человека способно разрушить не только отдельного человека, но и целые государства. Это именно то, что является фундаментальной причиной турбулентности, в которую, по меткому выражению Путина, сейчас вступает весь мир. И только с опорой на средний класс сможет успешно пройти эту зону турбулентности и провести через нее остальных.

- В мире ближайшего будущего, который вы описываете, вероятно, изменится и роль образования. Какой вы ее видите?

- Мир переживает переходный период. Те государства, которые сумеют сегодня выстроить современную систему образования,

обеспечивающую обучение через всю человеческую жизнь, систему образования, которая научит человека быстро адаптироваться к меняющемуся миру, получат конкурентные преимущества на долгие годы. Это мое глубокое убеждение.

Для того чтобы преодолеть переходный период, как раз и нужна коренная перестройка системы образования. Знания сегодня устаревают быстрее, чем их описывают в учебниках. Поэтому система образования должна давать уже не столько знания, сколько навыки, умения и компетенции. Современному специалисту необходимо быстро понять задачу, под эту задачу быстро найти актуальную информацию, суметь ее переработать и тем самым создать новую актуальную информацию. Вот чему нужно учить. Если человек обучен именно таким образом, у него не будет психологического дискомфорта от жизни в этом быстро меняющемся мире.

Средний класс — это люди, которые лучше других умеют учиться, это зародыш нового в нашем обществе, который необходимо развивать. Причем среднему классу ничего не надо подсказывать, его не нужно «водить за руку», но нужно создавать условия для его роста. Вот этим, если исходить из того, что сказал премьер, государство и будет заниматься в ближайшие годы. При этом государство будет работать над тем, чтобы средний класс становился как можно более широким общественным слоем, расширяясь за счет увеличения доходов более бедных слоев населения.

- Насколько к этим изменениям окажутся готовы правящие элиты? Ведь во многом эти элиты как раз и сформировались за те же самые двадцать последних лет и вряд ли они хотят что-то менять.

- Сегодня нельзя говорить о том, что элиты представляют собой нечто единое. Кроме того, когда мы говорим «элита», чаще всего имеем в виду элиту финансовую. Поэтому применять это слово следует очень осторожно. По крайней мере, называть элитой только тех, у кого много денег, не совсем правильно. Есть другая элита — интеллектуальная. Опять же, ввиду того, что все очень быстро меняется, люди, обладающие высоким интеллектом, талантом, далеко не всегда обладают соответствующими своим талантам деньгами.

Если же говорить об элите финансовой, то к ней вполне применим термин «плавильный котел». Этой элите нужно меняться, и она постепенно меняется. Уже сегодняшняя финансовая элита очень сильно отличается в лучшую сторону от той элиты, которая была десять, а тем более двадцать лет назад. Хотя она до сих пор, на мой взгляд, не соответствует по своему культурному уровню требованиям к элите, достойной нашего народа. Наш народ в культурном плане достоин лучшей элиты.