Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №3 (402) | 30 января 2012г.
 

Владимир Макарчук:

В условиях ВТО работа на гособоронзаказ требует защиты

Сергей Ромашов

В этом году Россия начнет работать в качестве члена Всемирной торговой организации (ВТО). Это значит, что конкуренция обострится на всех рынках. О том, как новые экономические реалии отразятся на деятельности одного из самых успешных производств Самарской обл., рассказал исполнительный директор ОАО «Управляющая компания ЕПК» Владимир МАКАРЧУК.

- Владимир Владимирович, чем грозит вступление России в ВТО предприятиям реального сектора экономики?

- Со вступлением России в ВТО обострится конкуренция на всех рынках. И рынок подшипниковой продукции — не исключение. Здесь потребуется помощь со стороны государственных структур. На мой взгляд, необходим целый ряд мер: во-первых, государство должно защитить отечественных производителей, чтобы не допустить второй волны банкротства крупнейших предприятий. Не будем забывать, что промышленность сегодня обеспечивает рабочие места, модернизирует производственные мощности, платит налоги. Для поддержания реального сектора экономики необходимы эффективные барьеры против проникновения промышленной продукции извне. К примеру, китайская подшипниковая промышленность, которая с каждым годом набирает обороты... Если этот поток хлынет на рынок России, он может разрушить годами сложившиеся связи и подорвать экономику. Во-вторых, необходимо детально проработать «Концепцию развития подшипниковой подотрасли РФ до 2020 г.» с привлечением специалистов-практиков. Необходимо повышать инвестиционную привлекательность промышленности, в т. ч. и снижением ставок на землю и т.д. Я считаю, что подшипниковые предприятия, работающие на гособоронзаказ, должны быть отнесены в разряд стратегических предприятий. В условиях ВТО работа на гособоронзаказ требует защиты.

- Одна из проблем отечественных производителей — несформированный внутренний спрос. Насколько эта проблема актуальна для завода авиационных подшипников ЕПК?

- Наше предприятие выпускает уникальную продукцию — спецподшипники, повторюсь, на гособоронзаказ. Последние годы отмечены ростом спроса со стороны потребителей.

Эта тенденция сохранится и в 2012 г. За 2011 г., по сравнению с 2010 г., объем реализации подшипников по спец ТУ (специальные технические условия) увеличился почти на треть. Это произошло прежде всего за счет увеличения объемов заказов от наших основных потребителей и расширения существующих рынков сбыта. В первую очередь это касается рынка авиационной техники и судостроения. И если говорить о планах на этот год, здесь мы не намерены снижать планку, напротив, мы будем увеличивать объем реализации подшипников еще на четверть по сравнению с прошлым годом, чтобы удовлетворить запросы наших постоянных заказчиков.

Потребители ценят высокое качество наших подшипников. И сегодня ЕПК стабильно удерживает львиную долю рынка спецподшипников в России и странах СНГ. О высоком качестве нашей продукции говорит и тот факт, что комплекты подшипников для авиационных двигателей вошли в число лауреатов Всероссийского конкурса «100 лучших товаров России».

- Машиностроительная отрасль долгое время была в упадке и не получала достаточного развития. Сейчас производства столкнулись с износом основных фондов, устаревшим оборудованием, отсутствием современных научных разработок. Как ЕПК решает эти проблемы?

- ЕПК изначально выстраивалась как наукоемкое производство. В прошлом году на базе СКВ (Специального конструкторского бюро) ОАО «ЗАП» было создано Центральное СКВ ЕПК, которое координирует всю научную работу корпорации. Сегодня мы участвуем в создании новых продуктов, в т. ч. таких, как перспективный авиационный двигатель ПД-14. Для этого двигателя наши конструкторы разработали новые типы подшипников, полностью удовлетворяющие тем задачам, которые перед нами ставились.

Если говорить в целом, то за год СКВ разрабатывает около 40 новых типов подшипников и подшипниковых узлов. Современный уровень развития авиационной техники требует совершенно новых технологических решений, поэтому наша корпорация большое внимание уделяет глубокой модернизации и обновлению станочного парка. Среди наиболее крупных приобретений 2011 г. — обрабатывающий центр немецкой компании EMAG, линия виброобработки деталей подшипников фирмы ROSLER, мы серьезно усовершенствовали шлифовальную обработку. В 2012 г. мы продолжим модернизацию оборудования. Предприятие планирует закупить станки с ЧПУ (числовым программным управлением) и обрабатывающие центры немецкого и американского производства, которые будут использоваться для производства подшипников последнего поколения.

- Как на ОАО «ЗАП» решается вопрос удержания и привлечения рабочих кадров?

- Проблема нехватки квалифицированных кадров — больной вопрос для всех предприятий реального сектора экономики. И связана она прежде всего с утратой престижа рабочих профессий в обществе. Сегодня мы, как никогда, заинтересованы в притоке и удержании на производстве молодых специалистов. Для этого предприятие заключило договоры на прохождение производственной практики с профильными учебными заведениями начального и среднего профессионального образования. Но на заводе остаются работать единицы выпускников. Для закрепления рабочих на предприятии завод выплачивает ученические доплаты тем, кто начинает освоение рабочих профессий с азов. Помимо этого, завод оказывает помощь в получении высшего профильного образования, оплачивая 50% от стоимости обучения. Однако только этими мерами невозможно решить проблему нехватки рабочих кадров. И здесь мы нуждаемся в помощи со стороны всех уровней власти. Предприятию необходима помощь в предоставлении жилья иногородним рабочим, в обеспечении мест в детских садах детям работников завода, отсрочка от армии для молодых специалистов, работающих на заводе. Словом, необходима та социальная поддержка, которая способствовала бы удержанию высококвалифицированных кадров на производстве.