Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №7 (406) | 27 февраля 2012г.
 

Реформа в приоритете

Тольятти оказался наиболее подготовленным к административным преобразованиям

Борис Кротов

Реализация мероприятий административной реформы поставлена в число основных приоритетных задач, решаемых мэрией Тольятти. Мэр г. о. Тольятти Анатолий ПУШКОВ отмечает высокую значимость административной реформы. Именно в последние годы в Тольятти создавалась система сквозного управления в рамках «единого окна». Стали внедрять более эффективные технологии управления и администрирования. Это создает базу для дальнейшего роста отдельных показателей социально-экономического развития города.

Жесткие сроки

Как следствие всех этих преобразований, можно назвать улучшение качества предоставляемых населению услуг, повышение дисциплины специалистов, участвующих в процессе предоставления услуг, более открытый, прозрачный, понятный и доступный процесс предоставления услуг и, соответственно, снижение коррупционного фактора.

Организующая и координирующая роль в реализации административной реформы принадлежит аппарату мэрии, возглавляемому Дмитрием Шевелевым. Важным результатом реализации административной реформы стало принятие ФЗ от 27 июля 2010 г. «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». В нем были заложены основные принципы и направления для реализации мероприятий адмреформы.

Во-первых, все услуги подлежат регламентации. Взяв регламент, гражданин получает всю необходимую информацию о процессе предоставления услуги. В частности, о месте нахождения и графике работы органов мэрии. О перечне документов, необходимых для предоставления услуги. О сроке и способе предоставления услуги: в органе мэрии, через многофункциональный центр (МФЦ), в электронной форме. А также о процедуре досудебного и внесудебного обжалования действий или бездействия органов и должностных лиц мэрии в процессе предоставления услуги.

Вышеуказанным законом определен четкий срок регламентации всех услуг — не позже 1 июля 2012 г. В настоящее время в мэрии разработаны и находятся на разных стадиях согласования регламенты практически на все муниципальные услуги.

Во-вторых, услуги становятся доступнее и ближе к заявителю посредством представления их через МФЦ. Все эти услуги в МФЦ оказываются по принципу «единого окна». Это означает, что заявитель может обратиться за услугой и получить ее результат в одном месте.

Тольятти был выбран в качестве площадки для открытия первого в Самарской обл. МФЦ. Для этих целей правительством Самарской обл. было протестировано около 30 муниципалитетов. В итоге Тольятти был отобран как наиболее подготовленный к реализации пилотного проекта, владеющий идеологией предстоящей реформы.

Открытие МФЦ состоялось 1 февраля 2011г. Первый МФЦ на 27 окон работает в Тольятти на ул. Мира, 84. Порядка 300 человек посещает его ежедневно. В ближайшее время откроет свои двери отделение МФЦ по Автозаводскому р-ну, где будет работать 33 окна. В перспективе развития сети МФЦ в Тольятти необходимо открыть отделения МФЦ во всех районах города.

В-третьих, все услуги должны быть переведены в электронный вид и впоследствии доступны для граждан в электронном виде с использованием сети Интернет в интерактивном режиме. Уже в 2010 г. мэрией впервые в Самарской обл. был реализован пилотный проект по переводу услуг в электронный вид. Это были следующие услуги: по отрасли «Здравоохранение» — запись на прием к врачу, по отрасли «Образование» — предоставление мест детям в детские сады, предоставление информации об организации образования в школах, детских садах. Работа по переводу муниципальных услуг в электронный вид мэрией г. о. Тольятти продолжается.

В-четвертых, в соответствии с действующим законодательством организуется межведомственное взаимодействие органов власти. С 1 июля 2012 г. граждане и организации при обращении за муниципальной услугой могут не представлять документы и сведения, имеющиеся в других органах федеральной и региональной исполнительной власти.

В мэрии Тольятти работают над повышением эффективности межведомственного взаимодействия
В мэрии Тольятти работают над повышением эффективности межведомственного взаимодействия

Новый подход

Организация межведомственного взаимодействия позволит гражданам при получении услуг предоставлять меньшее количество документов, а оставшиеся документы органы власти должны будут запрашивать друг у друга. Переход на межведомственное взаимодействие тоже начат в Тольятти одним из первых в России. Самарская, Волгоградская обл. и Республика Башкортостан были определены в качестве пилотных регионов для организации межведомственного обмена.

В-пятых, без внедрения современных информационных технологий невозможно обеспечить своевременную и качественную реализацию мероприятий административной реформы.

В настоящее время в мэрии Тольятти эксплуатируется 68 автоматизированных информационных систем. Часть из них — собственные разработки управления реализации административной реформы мэрии г. о. Тольятти (УРАР). В частности, «Картотека судебных дел», «Потребительский рынок», «ГО и ЧС», «Жилье», «Административная комиссия», «Комиссия по делам несовершеннолетних», «Социально-правовые запросы», «Аукцион», «Пресс-центр», «Реестр метаданных МИР», «Визуализация выборов», «Виртуальная приемная мэрии» и др. Силами УРАР внедряется система электронного документооборота «ДЕЛО».

Особое место отводится системе автоматизированного учета муниципального имущества (САУМИ). Это принципиально новая корпоративная система, позволяющая вести прозрачный, доскональный учет и мониторинг использования муниципальных земельных и имущественных ресурсов города. Правительство Самарской обл., озаботившись учетом муниципального имущества, приняло решение о внедрении САУМИ для построения единого информационного пространства области по учету имущества муниципальной казны Самарской обл.

САУМИ в настоящее время используется в порядка 40 муниципалитетах нашей области. Программный комплекс САУМИ приобретался за счет областного бюджета. Общая стоимость комплекса — 1,872 млн р. Город софинансировал покупку в объеме 3%.

Типовой функционал программы рассчитан только на департамент по управлению муниципальным имуществом (ДУМИ). Однако в Тольятти имущественные вопросы были всегда тесно связаны с земельными. «Внедрять только типовой функционал было нельзя. Это было бы половинчатое решение. Впервые на Тольятти разрабатывался блок учета и земельных ресурсов. Сложность состояла в том, что у нас уже была масса информационных наработок. В ДУМИ 12 лет и 10 лет в управлении земельных ресурсов (УЗР) функционировали свои системы, в УЗР даже две. Базы данных за все эти годы необходимо было конвертировать в САУМИ без потери какой-либо информации», -рассказала руководитель УРАР Елена Туликова.

В правильном русле

Работы по внедрению САУМИ проводились в плановом порядке по календарному плану мероприятий, в котором четко регламентированы сроки исполнения и ответственные исполнители каждого мероприятия. В настоящее время все они выполнены. В апреле специалисты мэрии планируют закончить устранение недочетов, касающихся удобства работы в системе, и переноса информации в САУМИ из разных систем. Хотя УЗР и ДУМИ уже полностью работают в новой программе с 10 января, однако это не означает, что у нынешних пользователей не возникнет каких-либо новых пожеланий к системе в дальнейшем. Как и все новое, внедрение САУМИ сопровождается сложностями и технического, и психологического характера. В первом случае необходимо было переоснащать 34 рабочих места в УЗР и 42 в ДУМИ, дорабатывать систему для возможности ведения в ней учета земельных ресурсов, настраивать ее под требования пользователей.

Ломать же стереотипы привыкших к морально устаревшим программам людей сложнее. Пользователи должны привыкнуть к новому интерфейсу и хорошо изучить многочисленные возможности новой программы.

Для защиты персональных данных в САУМИ применяется управление регистрацией и ограничением доступа пользователя к системе. Целостность информации в САУМИ обеспечивается средствами одной из самых надежных систем управления базами данных Oracle 10g.

В 2012 г. в муниципальном заказе предусмотрены средства на приобретение лицензий программного обеспечения для завершения построения комплексной системы защиты информации в соответствии с требованиями ФЗ №152 «О персональных данных».

И, наконец, население должно быть широко информировано о деятельности органов мэрии. Эту функцию выполняет официальный портал органов местного самоуправления Тольятти «тольятти.рф». Вопрос открытости деятельности органов власти является одной из важных составляющих административной реформы.

Так, со 2 марта 2012 г. будет открыт доступ к информации об отчете мэра г. о. Тольятти о результатах его деятельности и деятельности мэрии г. о. Тольятти с 2008 по 2011 гг. и планы работ на 2012 г.

Хотелось бы отметить, что официальный портал «тольятти.рф» в 2011 г. получил приз как лучший муниципальный сайт. Его посещаемость — порядка 350 тыс. просмотров в месяц. Всего в Тольятти 720 тыс. жителей. По результатам последней проверки его наполняемость на 95% соответствует требованиям ФЗ №8 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности госорганов и ОМС». Он постоянно модернизируется, разработан новый дизайн портала, версия сайта для людей с ограниченными возможностями зрения. Обращения граждан на официальном сайте имеют такой же официальный статус, как обращения граждан через общественную приемную мэрии.

Комментарии

Анатолий ПУШКОВ, мэр г. о. Тольятти

- Считаю необходимым реализовать мероприятия административной реформы, обеспечить повышение качества и доступности предоставления услуг населению, сделать работу муниципальных органов более прозрачной, повысить эффективность взаимодействия органов власти и граждан. Решение этих задач способствует снижению социальной напряженности в обществе, исключению фактов коррупционных проявлений, позволит упростить взаимодействие власти и общества, сделать это взаимодействие понятным и простым для заявителя.

Дмитрий ШЕВЕЛЕВ, руководитель аппарата мэрии г. о. Тольятти

- Тольятти оказался во многом более подготовленным к административной реформе — основной реформе государственного и муниципального управления, чем другие города. Это было обусловлено наличием подготовленного кадрового состава, развитой информационно- технической инфраструктурой, а также заинтересованностью мэрии внедрять любые инновации в систему муниципального управления. Мы готовы сотрудничать со всеми муниципальными образованиями в плане обмена опытом по реализации мероприятий административной реформы.

Елена ТУЛИКОВА, руководитель управления административной реформы мэрии г. о. Тольятти

- Управление административной реформы обеспечивает реализацию мероприятий административной реформы в органах мэрии, в т. ч. разработку регламентов, перевод услуг в электронный вид, межведомственное информационное взаимодействие, организует деятельность МФЦ при предоставлении государственных и муниципальных услуг, а также внедрение информационных технологий. Совместно с органами мэрии мы успешно представляем город по данным направлениям в пилотных проектах, реализуемых на территории Самарской обл. Я надеюсь, что результат нашей совместной работы обеспечит переход на новое качество оказания услуг населению, что будет востребовано каждым горожанином нашего города.