Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №7 (406) | 27 февраля 2012г.
 

Моногород диверсифицируют

ОЭЗ укрепит позиции как автопрома, так и экономику Тольятти в целом

Борис К;ротов

При диверсификации производства Тольятти, во время мирового экономического кризиса 2008-20101 гг., город получил статус самого крупного моногорода РФ. Хотя, на первый взгляд, в Тольятти присутствует ряд предприятий, которые являются ведущими в РФ в области трансформаторостроения, производства удобрений, синтетического каучука, электрооборудования, производства продуктов питания. Однако до сих пор более двух третей производственного потенциала Тольятти сохраняется за ОАО «АВТОВАЗ» и его партнерами. Подобное положение дел буквально подталкивает к обоснованному и верному решению — продолжать развивать и укреплять автомобилестроительную отрасль. Причем, как показывает практика, делать это можно без усугубления монозависимости городской экономики от одной отрасли.

Уйти от монозависимости

О насущной необходимости развития особой экономической зоны (ОЭЗ) в самом крупном из моногородов Поволжья говорилось на протяжении многих лет — практически с момента подписания указа президента РФ 22 июля 2005 г. Именно этот указ обуславливал создание подобных зон в России. Формально тольяттинский промышленный округ был создан в феврале 2006 г., когда экс-мэр г. Тольятти Николай Уткин и экс-губернатор Константин Титов завизировали соответствующее распоряжение губернатора. Подписание этого исторического для Тольятти документа прошло на АВТОВАЗе.

Этот проект включал в себя инновационный бизнес-инкубатор, технопарк на базе НТЦ ВАЗа, промпарк на базе опытно-промышленного производства ВАЗа и перечень резидентов особой экономической зоны. Впрочем, на тот момент перед Тольятти еще не нависла угроза кризиса, а предыдущее руководство города не вполне осознавало все риски экономического спада в Тольятти и всю опасность моноориентированности города с почти миллионным населением. Однако решительные шаги по формированию в Самарской обл. ОЭЗ промышленно-производственного типа были сделаны еще до кризиса 2008 г., а 27 августа 2008 г. правительство Самарской обл. отправило в правительство РФ заявку на участие в конкурсе на размещение ОЭЗ.

Партнерство АВТОВАЗа с альянсом Renault-Nissan укрепило имидж российской автоиндустрии, придало заводу статус перспективного предприятия. Вокруг крупнейшего, подающего надежды автопроизводителя просто обязан был возникнуть автомобильный кластер. Производители автокомпонентов всегда рассматривали Тольятти для размещения своих производств, но процесс этот шел зачастую медленно и без какого-либо четкого сценария. Нужен был серьезный импульс.

В августе 2010 г. председатель правительства РФ Владимир Путин придал необходимый импульс процессу создания в Тольятти ОЭЗ. Он подписал постановление о создании тольяттинской ОЭЗ, которая стала третьей в России после Липецка и Татарстана.

Вручение сертификатов первым резидентам ОЭЗ в Тольятти прошло в дружеской обстановке
Вручение сертификатов первым резидентам ОЭЗ в Тольятти прошло в дружеской обстановке

Амбициозные, но вполне реальные планы предусматривают создание более 11 тыс. новых рабочих мест, а объем заявленных инвестиций в проект составляет около 40 млрд р.

Желающие есть

По данным мэрии Тольятти, уже в 2011-2013 гг. 12 иностранных автокомпонетных компаний планируют запуск производств на территории ОЭЗ. Возможность производства в Тольятти рассматривает немецкая компания МаЫе, которая специализируется на двигателях внутреннего сгорания. Комплектующие МаЫе используются в сборке более 140 известных автомобилей, среди которых марки Nissan, Toyota, Volkswagen, Volvo, Porsche, Renault и др. Компания входит в список потенциальных поставщиков АВТОВАЗа.

Еще один давний партнер АВТОВАЗа — шведско-американская компания Autoliv (специализируется на производстве ремней, подушек безопасности и рулевых колес) планирует, что ее тольяттинский филиал займется производством автокомпонентов для автосборочных заводов, работающих в России.

Американская компания Modine Europe GmbH (автомобильные радиаторы) уже зарегистрировала в Тольятти ООО «Модине РУС» и имеет здесь свой офис.

Рассматривает возможность организации производства в Тольятти известный мировой производитель автозапчастей — компания Valeo, которая может разместиться на площадке особой экономической зоны.

Не отказалась от своих планов и итальянская компания Pirelli, в планах которой открыть на территории тольяттинской ОЭЗ завод по производству металлокорда. Окончательное решение компания примет не раньше января 2013 г. И буквально на днях желание стать резидентами ОЭЗ в Тольятти изъявили японская Sanoh и корейская Mando, уже имеющие опыт работы с АВТОВАЗом и Nissan.

На российском рынке компания Mando представлена с 2005 г. Они поставляют электроусилители руля (ЭУР) на две модели LADA — Priora и Kalina. Сейчас компания поставляет ЭУР на автомобили LADA Kalina и LADA Granta. Также Mando производит автокомплектующие для Hyundai-Kia, CM и Ford. Объем производства Mando на территории ОЭЗ может составить около 700 тыс. единиц в год.

Японская компания Sanoh специализируется на разработке и производстве топливных и тормозных трубопроводов. Sanoh является поставщиком японской Nissan, которая уже в конце нынешнего года собирается начать сборку своих автомобилей на мощностях АВТОВАЗа.

«Напомним, что ОЭЗ в Тольятти было решено организовать в конце 2009 г., — сообщает издание «РБК daily». — Для этого был приобретен участок площадью 660 га. Резидентами зоны станут около 30 компаний — словенская «ТПВ рус», «Железный поток», «Полад», также ведутся переговоры с потенциальными резидентами зоны, такими как Bosch, Siemens, Johnson Controls, Hitachi и Toyoda Machine Works». Как рассказал «РБК daily» гендиректор федерального ОАО «ОЭЗ» Олег Костин, строительство новой зоны идет по намеченному графику. «В настоящее время проложены временные дороги, обустроен строительный городок и обеспечено энергоснабжение площадки. Планируем до конца 2012 г. завершить работы по строительству инженерных коммуникаций первой очереди. Уже сейчас настойчивый интерес к площадке проявляют представители европейских, японских и корейских производителей автокомплектующих», — сообщил Костин в интервью «РБК daily».

Инвесторы за стабильность

Главное, что АВТОВАЗ и альянс предлагают российским и иностранным резидентам особой экономической зоны — это гарантированные объемы заказав от АВТОВАЗа и его партнеров. Производственная программа АВТОВАЗа предусматривает выпуск до 1,6 млн автомобилей под тремя брендами к 2017 г.

Впрочем, привлекателен не только гарантированный рынок сбыта для новых производителей. Резидент экономической зоны получит коммуникации всех типов, необходимых для организации производственного процесса; бесплатное подключение ко всем видам энергоресурсов. На первые пять лет резиденты освобождаются от налогов на имущество, земельного и транспортного, региональный налог на прибыль снижается до 0% в течение семи лет. Таким образом, перед резидентом остается обязанность заплатить только федеральную часть налога на прибыль, а это 2%.

На территории ОЭЗ Тольятти действует режим свободной таможенной зоны, который позволяет инвесторам избежать переплаты, связанной с импортом оборудования, ресурсов и материалов или экспорта готовых изделий. Кроме того, особый административный режим на территории ОЭЗ дает арендаторам земельных участков право их выкупа. Это многое объясняет. Конечно, бизнесмены готовы бороться за такой заказ, готовы вкладывать деньги в новый бизнес и в создание СП с российскими поставщиками завода.

Экономическая зона еще и стимул для создания новых автокомпонентных производств, а значит, для качественного развития российской автопромышленности. Но все это возможно только в условиях нормального поступательного движения вперед — эволюционного, а не революционного. Инвесторов в первую очередь привлекает понятный план экономических преобразований. Именно при таких условиях они готовы вкладывать деньги, необходимые российской экономике.