Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №31 (150) | 2 октября 2006г.
 

Дмитрий Савенков:

Производственную четкость надо переносить в органы управления

Павел Андреев

В октябре текущего года в Москве должна выйти монография генерального директора ЗАО «Мотор-Супер» Дмитрия САВЕНКОВА «Практика внедрения бережливого производства на промышленных предприятиях машиностроительного комплекса России». Это уже не первая разработка кандидата экономических наук, депутата Тольяттинской городской думы (ТГД). Человек, прошедший путь от рядового рабочего до руководителя современного предприятия, считает, что современные технологии управления производством вполне могут быть пригодны для управления городом и областью. Другой вопрос, готов ли сложившийся годами аппарат управления повышать собственную эффективность? Чего можно достичь, внедряя систему качества, почему власть не хочет изменяться, где скрыты резервы роста? Об этом корреспонденту «Хронографа» рассказал в интервью Дмитрий Савенков.

- Дмитрий Леонидович, ЗАО «Мотор-Супер» реализовывало пилотный проект по внедрению системы бережливого производства на предприятиях Группы «СОК». Этому же посвящена ваша новая монография. В чем суть методологии управления современным производством?

- Надо сказать сразу, что существует много методик управления, которые для России являются инновационными, а для остального мира уже давно стали нормой. К примеру, в Германии использование таких методик началось лет 15-20 назад.

Нельзя говорить, что мы работаем по какой-то одной системе. На ЗАО «Мотор-Супер» сейчас работает порядка 10 различных систем. И мы себя не без основания позиционируем как предприятие, где осуществляется системный подход к организации, функционированию и развитию производства.

- Вы говорите о целом ряде систем. Какие это системы и каким образом они встраиваются в российское производство?

- В первую очередь это система менеджмента качества ISO/TS 16949. Эта основная система, и все остальные системы, по сути, встроены в нее.

Если перечислять все по порядку, то начинать следует с системы бюджетного управления. Она универсальна. Ее можно применять и на макаронной фабрике, и в сельском хозяйстве (с внесением некоторых изменений), и, безусловно, в сфере муниципального и регионального управления. Кстати, я свою монографию по этой теме в мэрию отдавал, но пока эффекта никакого не получил. Хотя московская профессура говорила, что система как нельзя лучше подходит для муниципального управления.

Следующая — система сбалансированных показателей. Она позволяет оценить не только работу сотрудников, у которых есть производственный план. Наиболее сложно оценить работу таких людей, которые соприкасаются с творческим началом. Если, конечно, так можно выразиться в отношении машиностроительного предприятия. Примером может служить труд инженера-конструктора. Эта система также универсальна. Она работает у нас и в ОАО «Аэрофлот-Дон». Там ее ставили и сопровождают немцы. Мы переняли опыт у немецких специалистов, но работу по внедрению и сопровождению выполняли сами.

Также у нас работает система «Бережливое производство», или Lean Production. Она основана на исключении вредных перемещений и излишних запасов в технологических цепочках. По сути, это построение более рационального и гибкого производства. Система разработана в Японии и имеет широкое распространение в Германии. В октябре в московском издательстве «Финансы и статистика» должна выйти моя монография по этой теме. Это будет не теоретический материал, а методология по внедрению. При работе над книгой я преследовал практические цели, так что ничего удивительного, что системой заинтересовались представители ОАО «АВТОВАЗ».

Мы также применяем систему 8D. Это наш совместный проект с ОАО «АВТОВАЗ». Принцип ее построения довольно прост: мы не просто устраняем дефект, мы ищем причину его появления.

Ведутся работы по системе ISO-14000. Это немецкий стандарт по экологии. Работы находятся пока только в начальной стадии. Но я думаю, что в первом полугодии следующего года мы выйдем на сертификацию.

Сегодня мы приступили к работе по абсолютно новой для России системе ISO-27001. Это система безопасности предприятия. У нас в стране все чаще звучит тема рейдерства. Как защитить предприятие? Как защищать инновационные технологии? Вопросы сегодня более чем актуальные. На многих предприятиях действуют различные положения об инновационных, коммерческих, технических и других тайнах. Но это все находится в разрозненном состоянии. Сейчас совместно с Тюф Хессен (Германия) мы приступили к работе по сертификации нашего предприятия на систему безопасности. В Японии такие сертификаты имеют порядка 500 компаний, в Корее — 350, во Франции -200, в Германии — 250, а в России -0. Хотя о необходимости внедрения этого стандарта в наших условиях даже спорить неразумно.

Почти два года на нашем предприятии работает система Just In Time, или «Поставка точно в срок». Это также совместный проект с ОАО «АВТОВАЗ». В этом направлении мы имеем уже серьезные успехи. Некоторые виды нашей продукции мы отгружаем на конвейер автозавода с периодичностью 2 часа. Понятно, что при этом полностью исключаются складские расходы.

Сопровождающая система — 6 сигма. Это система, стремящаяся к нулю. К нулю товарных запасов, к нулю резервов рабочей силы, к нулю разброса параметров по техническому качеству.

Наконец, система мониторинга загрузки оборудования. Это значит, что наша цель — получить максимальную отдачу при минимуме простоев.

Все эти десять программ встраиваются в систему обеспечения качества продукции. Занятие качеством продукции неизбежно влечет за собой и улучшение эффективности производства. Качество не может быть само по себе — нужен режим, чтобы это качество поддерживать.

По сути, это нормальные правила функционирования предприятия в условиях ВТО. Вступление России в организацию постоянно откладывается, но когда-нибудь оно все равно произойдет. А там есть требования, которые через несколько лет станут для всех нас обязательными. И работать сможет только тот, кто эти правила будет соблюдать.

- Всякое внедрение требует инвестиций. В результате мы сталкиваемся со сроками возврата средств. Насколько эффективны технологии, о которых вы рассказываете?

- Я абсолютно убежден, что инновации в процессе управления производством на данный момент обладают наиболее эффективной отдачей. Затраты здесь минимальные. В основном здесь надо напрягать мозги менеджерам. Меры принимаются минимальные, а отдача может быть впечатляющей. На сегодня от внедрения системы бережливого производства мы получаем существенный экономический эффект. А, казалось бы, ничего особенного не сделали.

Специфика внедрения технологий управления в другом. Мы сейчас прошли только первый этап, на котором сняли сливки. Следующий этап будет менее эффективный, но более затратный.

- Ваша готовящаяся к выпуску монография посвящена бережливому производству. Можно ли более подробно объяснить, что это такое?

- В первую очередь бережливое производство — это мощнейшее оружие. У всех предприятий есть резервы для снижения затрат. Возьмем внутренние перемещения. Казалось бы, в технологии все расписано оптимально. Но если смотреть внимательно, то вскрываются существенные дефекты. Например, экспедитор 30 минут ходит в бухгалтерию. В это время на разгрузке простаивает целый КамАЗ. Потери очевидны. Мы взяли и переместили бухгалтерию ближе к ПДО. Простои транспорта прекратились. Таким образом, мы перемещали оборудование, людей, компьютеры, изменяли внутреннюю технологию перемещения. И везде добивались эффекта. На заводе Volkswagen уже следят за лишними движениями.

- Существует ли проблема ломки сознания? Ведь людей учили работать по-другому...

- Да, по-другому. У нас сейчас вводятся изменения в штатное расписание и в структуру предприятия. Создан отдел системного анализа, который и будет систематизировать, учитывать, отслеживать качество процессов производства. Штат будем формировать из наших же сотрудников. У нас принцип построения отношений в коллективе командный. Не только я, но и наши акционеры считают, что коллектив подобрался творческий, способный решать любые задачи, даже не свойственные ему. Так что проблемы с осознанием необходимости изменения методологии управления производством у нас минимальные.

- Чем система бюджетного управления не понравилась нашим чиновникам?

- Думаю, что здесь мы и сталкиваемся как раз с проблемой ломки сознания. Бюджетное управление -это, по сути, не очень сложная математическая матрица, в которой двигаются лимиты. Лимиты доходов, лимиты расходов. И в конце четко виден результат.

- В отличие от бизнеса, власть никто не подгоняет. Какой может быть мотив у чиновников для внедрения инноваций?

- Мотив? На предприятии есть акционеры, заинтересованные в его эффективной работе, сотрудники, которые хотят хорошо зарабатывать, сохраняя при этом здоровье и имея время для семьи, близких. Так и у власти есть избиратели. Сегодня общество апатично, но это не снимает ответственности с депутатов. Просто нужно осознавать, какие задачи стоят перед тобой и какие инструменты ты можешь использовать для решения этих задач. Я считаю, производство дает ни с чем не сравнимый опыт даже в управлении территорией. Во власти также должны работать профессионалы и современные технологии.

- Вся эта система из 10 программ обеспечивает прозрачность. Но мы же видим, что сегодня власть не прозрачна, бюджет не прозрачен...

- Такая же ситуация с ДЖКХ, с ремонтом дорог и т.д. Система построения бюджетного управления делает все открытым. Основная идея системы — функциональность бюджетов. Все бюджеты должны быть направлены на решение определенных задач. Проблема в другом. Замотивировать производство легко, а вот с самоуправлением... Мы просто погрязли в самоуправлении. Управление ради управления.

Нужно понимать, что сразу ничего сделать невозможно. Нужно идти к поставленной цели шаг за шагом. Даже на нашем, не побоюсь сказать, прогрессивном предприятии понимание необходимости обновления методологии производства пришло года три назад. А что говорить про чиновников, у которых сегодня даже нет видения процесса. У немцев есть теория потребляемого производства. Суть ее в том, что бизнес существует для общества, так же как и общество существует для бизнеса. То же самое относится и к власти. Власть должна существовать для людей. Я считаю, производственную четкость надо переносить в органы управления. Тогда все начнет становиться на свои места.