Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №26 (425) | 16 июля 2012г.
 

Неестественный разрыв

В городской думе открыли задолженность управляющих компаний перед поставщиками

ИА «Центр-Инфо»

12 июля в Думе г. о. Самара (ДГОС) была представлена оперативная информация о задолженности за тепловую энергию по состоянию на 23 мая 2012 г. В материалах, подготовленных городским департаментом ЖКХ, прослеживается следующая тенденция: долги населения перед управляющими компаниями (УК) существенно меньше долгов УК перед теплоснабжающими организациями. Одним только кассовым разрывом из-за разницы в величине выставляемых в течение отопительного сезона счетов этот «скачок» объяснить нельзя при всем желании. Похоже, что поставщики начали активнее предъявлять к оплате УК еще и сверхнормативы, связанные с потерями на собственных сетях.

Выступивший с докладом на заседании профильного комитета ДГОС представитель департамента ЖКХ сообщил, что по состоянию на 1 июля задолженность населения перед УК превысила 2,65 млрд р. Просроченная задолженность (неплатежи за жилищно-коммунальные услуги свыше двух месяцев) достигла отметки в 1,66 млрд р. В качестве основной причины таких неутешительных показателей чиновник отметил низкую собираемость квартплаты с граждан.

Однако из представленной на обозрение депутатам таблицы, содержащей оперативную информацию о задолженности за тепловую энергию по состоянию на 23 мая 2012 г., можно сделать совершенно противоположные выводы. Если верить таблице, задолженность населения по теплу и ГВС перед управляющими компаниями на указанную дату не превышала 739 млн р. Учитывая, что стоимость данных коммунальных услуг может доходить до 60% от общей суммы, указанной в квитанции, сложно представить, что за месяц с небольшим задолженность жителей Самары за ЖКУ выросла более чем в два раза.

Самое же большое удивление вызвали цифры в графе «задолженность управляющих компаний перед теплоснабжающими организациями». Суммарная задолженность перевалила за 3,46 млрд р., почти в пять раз превысив задолженность жителей за предоставленные услуги перед УК. Схожая картина наблюдается по отдельным участникам рынка, самые крупные из которых представляют холдинг «Волгопромгаз» (ВПГ). Так, задолженность населения перед УК, имеющими договоры с ЗАО «ПТС», находилась на уровне 468,5 млн р., а долги самих УК перед ПТС превысили 2,56 млрд р.

Гендиректор ЗАО «ПТС» Сергей Алехин знает, как формируются долги у коммунальщиков
Гендиректор ЗАО «ПТС» Сергей Алехин знает, как формируются долги у коммунальщиков

Компаниям, берущим тепло от ЗАО «СУ-ТЭК», жители должны 172,4 млн р., в то время как самих управленцев обязывают перечислить в СУТЭК уже 457,5 млн р. Особое внимание стоит обратить на соотношение «дебиторки» и «кредиторки» УК, аффилированных ПТС и СУТЭК. В пользу ЗАО «ПТС-Сервис» начислено, но не уплачено населением почти 209 млн р., в пользу ООО «СУТЭК» -20,4 млн р. Одновременно поставщики в лице материнских компаний (ЗАО «ПТС» и ЗАО «СУТЭК») показали долги «дочек» перед ними в размере, соответственно, 704,7 млн р. и 78 млн р. Получается, что, к примеру, ПТС-Сервис, задолженность которого перед одним только ПТС сопоставима с общим размером задолженности населения Самары перед всеми УК, должно заплатить поставщику на 500 млн р. больше той суммы, которую ему в лучшем случае удастся собрать с собственников жилья. Откуда берется указанная разница — предмет отдельного анализа.

Как правило, поставщики любят ссылаться на систему начисления платежей за услуги теплоснабжения. Если населению квитанции выставляют ежемесячно для оплаты годового потребляемого объема равными долями, то УК приходится платить поставщикам в течение семи месяцев отопительного сезона из расчета по 1/7 части от годового объема. Долги, накапливающиеся к весне из-за недобора от населения, погашаются ближе к сентябрю. Однако несложные расчеты позволяют сделать вывод, что по описанной причине «кредиторка» любой из УК могла превысить «дебиторку» максимум в 2 — 2,2 раза. В случае же с ПТС-Сервис видно, что долги этой УК перед ПТС превосходят долги жителей перед УК за соответствующие услуги более чем в три раза. По одной из версий, ПТС может намеренно завышать размер требований к ПТС-Сервис,

включая в расчет безоговорочно акцептуемые аффилированной компанией сверхнормативные объемы потребления для компенсации из бюджета выпадающих доходов (см. «Хронограф» №44 (353) от 27.12.10). Характерно, что потребление сверх нормы — больше миф, зато потери на сетях поставщика, выдаваемые за сверхнорматив, вполне реальны (см. «Хронограф» №45 (398) от 19.12.11).

По другой версии, ПТС-Сервис, напротив, не спешит акцептовывать сверхнормативы, предъявляемые ПТС. Это выгодно тем, что поставщик может публично пригрозить банкротством УК и на этой ниве добиться выделения нужных субсидий властями. На деле же ПТС вряд ли станет банкротить ПТС-Сервис -между компаниями на сегодняшний день не замечено даже простых судебных разбирательств. Такой вариант возможен в случае, если на место ПТС-Сервис решат поставить другую не чуждую ВПГ УК.

Так или иначе, в природе образования задолженностей между УК и аффилированными им поставщиками в ближайшее время предстоит разобраться правоохранительным органам. На состоявшемся на прошлой неделе заседании коллегии ГУ МВД России по Самарской обл. губернатор Николай Меркушкин потребовал уделить особое внимание расходованию средств в системе ЖКХ.

Комментарии

Николай МЕРКУШКИН, губернатор Самарской обл.

- Невозможно каждый год направлять из бюджета миллиарды на компенсацию расходов жилищно-коммунальной сферы. Сложившуюся ситуацию нам вместе с вами придется менять. Необходимо, чтобы в жилищно-коммунальной сфере была прозрачная система контроля и учета. По ряду районов, где накопились долги по системе ЖКХ, никаких денег из бюджета пока выделяться не будет. Я считаю, что надо разобраться, откуда появились эти долги. Об этом же я попросил и прокуратуру.

Николай СКОБЕЕВ, председатель комитета по развитию городской инфраструктуры и ЖКХ Думы г. о. Самара

- Вы уже знаете позицию губернатора. Данные задолженности необходимо перепроверить с участием правоохранительных органов, в т. ч. полиции, следственного комитета, возможно, прокуратуры.