Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №33 (432) | 1 октября 2012г.
 

Горизонтальное развитие

ГК «Фабрика качества» осваивает новые рынки и направления

Татьяна Федорова

Группа компаний (ГК) «Фабрика качества» готовит к выходу на рынок продукции своего нового производственного направления — питьевой воды и напитков. Компания, первоначально заявившая себя как производитель мясной продукции, за десятилетие своего развития уже является полноценным холдингом по производству почти всех видов продуктов питания. Диверсификация производственных направлений позволяет компании не только выстраивать выверенную производственную политику, но и занять высокое место в числе крупнейших предприятий России.

Производство питьевой воды и напитков станет для ГК «Фабрика качества» (ФК) очередным новым направлением. Рынок питьевой воды сегодня является достаточно конкурентным. На нем присутствует большое количество производителей из других регионов. Что касается местных, то в основном они заняты в нише розлива и доставки воды в крупную тару. В этой связи у новой продукции ФК есть неплохой шанс занять устойчивое место на рынке.

Между тем ФК не забывает и о своем изначальном направлении — производстве мясной продукции. Здесь также с определенной периодичностью потребителю предлагаются новинки. Уделяется внимание производству продукции в соответствии с ГОСТом. Выбор ассортимента и государственных стандартов неслучаен: проведенное маркетинговое исследование показало, что именно такую продукцию, выработанную по ГОСТу, предпочитают потребители.

Ежегодно количество выпускаемой продукции увеличивается на 5%. Ассортимент продукции — свыше 160 наименований. Группа компаний «Фабрика качества» на сегодняшний день является лидером самарского рынка мясопереработки. Занимает устойчивые позиции в таких направлениях, как производство рыбной продукции, полуфабрикатов, кондитерское и хлебное производство, переработка молока. По сути, ФК — это уже горизонтально интегрированный холдинг по производству многих видов продуктов питания. Компания выпускает продукцию под брендами «Фабрика качества», «Фабрика рыбы», «Гарибальди», «Мир колбас», «Самарский мясокомбинат», «Фабрика тортов» и «Фабрика хлеба». По итогам 2011 г. консолидированная выручка группы компаний составляла свыше 5 млрд р.

История развития мясопереработки в Тольятти, да и в целом в Самарской обл., позволяет сделать ряд выводов. Известен печальный опыт ГК «Лидер» Владимира Осташевского, основным производственным объектом которого был ЗАО «Мясокомбинат «Тольяттинский». Однако в период кризиса 1998-1999 гг. им была сделана ставка на низкоценовой сегмент, что потребовало снижения расходов на сырье. В итоге компания утратила позиции на рынке.

Ситуация с другим бывшим лидером мясопереработки Тольятти и Самарской обл. ОАО «Мясокомбинат «Комсомольский» печальна по несколько иным мотивам.

Пришедший на это предприятие в 2006 г. новый руководитель и собственник Михаил Родионов в тот же год погрузился в региональную политику. Его стремительный поход в СГД IV созыва и работа там сопровождались скандалами и попытками возбуждения уголовных дел. В итоге все это принесло предприятию ряд проблем. Позиции на рынке начали серьезно ослабевать.

Складывается впечатление, что руководитель ГК «Фабрика качества» Олег Кузичкин сделал верные выводы из наглядного опыта работы своих конкурентов. В настоящий момент численность сотрудников ООО «Фабрика качества» составляет 1344 человека. Создание горизонтально интегрированного холдинга привело к тому, что в технологических цепочках предприятий ГК «Фабрики качества» вовлечены порядка 30 тыс. человек. Таким образом, предприятие дает работу не только своим сотрудникам, но и работникам смежных сфер. При этом предприятие является крупным налогоплательщиком.

Сильная позиция ГК «Фабрика качества» — хорошо выстроенная система корпоративного управления. Поэтому мероприятия по наращиванию и развитию производства приводят к повышению рентабельности. Немаловажным здесь является и то, что именно местный производитель продуктов питания способен сдерживать скачки цен на прилавках. А это уже вопрос продовольственной защищенности и независимости региона.