Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №39 (438) | 12 ноября 2012г.
 

Ремикс Харитонова

Бизнес-интересы отдельных застройщиков Тольятти могут найти отражение в ПЗЗ

Олеся Лысякова

15 ноября начнутся публичные слушания по проекту новых правил землепользования и застройки (ПЗЗ) Тольятти. В 2010 г. в результате судебного процесса был отменен аналогичный документ г. о. Самара. В то время нынешний заместитель мэра Тольятти по строительству и земельным ресурсам Сергей ХАРИТОНОВ (на фото) руководил в Самаре подконтрольным муниципалитету ОАО «Самарагорпроект». В этой связи Харитонова можно считать знакомым со спецификой разработки деталей ПЗЗ, суть которых — интерес инвестора. Велика вероятность повторения самарского опыта в Тольятти.

Проект новых ПЗЗ г. о. Тольятти был разработан Российским институтом урбанистики (г. Санкт-Петербург). Обсуждение проекта ПЗЗ г. о. Тольятти и проекта решения Думы г. о. Тольятти «О внесении изменений в ПЗЗ г. о. Тольятти» начнется в Центральном р-не, где 15 ноября пройдут общественные слушания. 16 ноября слушания пройдут в Автозаводском р-не. Завершится публичное обсуждение проекта новых правил в Комсомольском р-не 19 ноября.

Летом 2010 г. в г. о. Самара прошла аналогичная процедура утверждения обновленных ПЗЗ. Причем работа по корректировке ПЗЗ Самары началась после принятия генерального плана г. о. Самара еще в 2008 г. При этом на публичное обсуждение проект новых правил был представлен спустя два года, причем в канун выборов. Поэтому ситуация там имела политический подтекст. Процедура утверждения ПЗЗ в тот момент в Самаре осуществлялась в преддверии выборов мэра Самары. Люди из команды действовавшего на тот момент мэра Самары Виктора Тархова имели возможность получить средства на предвыборную кампанию за счет удовлетворения просьб тех, кто хотел бы получить решение своих вопросов при утверждении ПЗЗ. На это могли рассчитывать и дружественные ему политики на выборах в Думу г. о. Самара (см. «Хронограф» №25 (334) от 12.07.10).

Между тем в процессе создания тех правил в Самаре Министерство строительства и ЖКХ Самарской обл. не раз обращало внимание разработчиков на то, что готовящийся документ создает препятствия для строительства ряда объектов регионального значения в Самаре. Были и другие сомнительные моменты, характеризующие процедуру утверждения ПЗЗ Самары. Объявление о публичных слушаниях по проекту новых правил были размещены в газете тиражом всего 500 экземпляров.

Для их проведения в ряде случаев были выбраны помещения, не вместившие всех желающих.

Несмотря на длительную предварительную работу, проект ПЗЗ Самары был утвержден с техническими ошибками. Возможно, это имело определенный смысл. Все неточности и недоработки правил привели к судебному процессу. После их отмены Самара временно оказалась в правовом вакууме и чиновникам пришлось вновь вернуть в действие ПЗЗ Самары от 2001 г., пока не будет разработан новый документ.

На тот момент мэром Самары являлся Виктор Тархов. В период когда Виктор Тархов сформировал первый вариант своей команды, Сергей Харитонов попал на муниципальную должность в Самаре, возглавив в 2007 г. МП «Самарагорпроект» (с 2009 г. ОАО) в должности генерального директора. Харитонов же проводил акционирование МП. Его можно считать специалистом, знающим все нюансы ПЗЗ Самары. Его также можно причислить к тем, кому известно то, как на разработку ПЗЗ могут влиять пожелания частных собственников земельных участков.

В ответе Сергея Харитонова на запрос «Хронографа» о проекте ПЗЗ г. Тольятти сказано: «При подготовке проектов планировок территорий учитывались интересы правообладателей земельных участков». Это косвенно подтверждает версию о том, что в Тольятти могли происходить процессы, аналогичные самарским. В частности, учет интересов правообладателей земельных участков может носить избирательный характер.

Президент Тольяттинской гильдии риелторов Алексей Кирюшин отмечает важность общественного контроля при подготовке подобных документов в качестве профилактики злоупотребления служебным положением профильных чиновников. При этом во время подготовки проекта ПЗЗ г. Тольятти, по словам Алексея Кирюшина, такой контроль отсутствовал.

Директор ООО «Строительная компания «АТП-5» Владимир Стрыгин полагает, что тольяттинская администрация учтет самарский негативный опыт, что минимизирует риск повторения ситуации, сложившейся в 2010 г. Однако Виктор Стрыгин все же с опасением ждет новых ПЗЗ в связи с тем, что законодательные инициативы зачастую приводят к негативным последствиям, как, скажем, в 2005 г. Заместитель директора по капитальному строительству ООО «Единение» Алексей Челухин не исключает вероятности судебных тяжб после утверждения ПЗЗ в случае, если мэрия будет занимать жесткую позицию.

Учитывая же то, что в Самаре тема ПЗЗ была знакома Сергею Харитонову, вероятность того, что с его появлением в администрации Тольятти, начнутся процессы, аналогичные самарским, можно оценить как высокую.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Алексей ЧЕЛУХИН, заместитель директора по капитальному строительству ООО «Единение»

- В Самаре есть негативный опыт, когда из около сорока разработанных проектов планировок утвердили только четыре. Все остальные были отменены по причине нарушения законных интересов правообладателей земельных участков. Повторение ситуации вполне возможно, если городские власти не будут проявлять гибкость в конфликтных ситуациях.

Владимир СТРЫГИН, директор ООО «Строительная компания «АТП-5»

- Опыт 2005 г. показывает, что новый закон чреват ухудшением ситуации. Тогда принимался закон по долевому строительству и Градостроительный кодекс, что вызвало резкий рост стоимости на жилье и большую сложность прохождения документов. Вполне возможно, что новые ПЗЗ откликнутся подобным образом.