Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №40 (439) | 19 ноября 2012г.
 

«Смеситель» Аветисяна

Выходцы из Волгопромгаза могут иметь собственное видение проекта ЕТО

Сейдамет Абреков

14 ноября был сделан очередной шаг в создании в г. о. Тольятти единой теплоснабжающей организации (ЕТО). Создание в регионах страны ЕТО, по замыслу федеральной власти, должно сделать население более защищенным от локальных поставщиков. Между тем в Тольятти ситуация может начать развиваться по сценарию, который пытаются написать те, от кого проект ЕТО и должен защитить конечного потребителя. В ОАО «Волжская ТГК» (ВоТГК, ТГК-7) и ООО «Волжские коммунальные системы» (ВоКС), вероятно, уже появились люди, готовые «помочь» реализовать проект ЕТО так, что высокий тариф на тепло, действующий в Комсомольском р-не, может отразиться на всем городе.

Под вывеской ФЗ

Необходимость создания ЕТО носит общегосударственный характер. Проект был проработан на федеральном уровне. Одной из его задач является защита конечного потребителя тепловой энергии от амбиций локальных поставщиков. Основа для этого процесса была подготовлена в ходе утверждения ФЗ №190 «О теплоснабжении». Органы региональной исполнительной власти в регионе получили задание реализовывать эту идею. В Министерстве энергетики и ЖКХ Самарской обл. на запрос «Хронографа» о целесообразности создания ЕТО пояснили: «Согласно п. 4. ст.И. Ф3№190 установление тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется в целях необходимости обеспечения единых тарифов для потребителей тепловой энергии (мощности), теплоносителя, находящихся в одной зоне деятельности ЕТО». Далее было указано на сроки: «В соответствии п. 4. со ст. 29 ФЗ №190 определение единой теплоснабжающей организации и зоны ее деятельности должно быть осуществлено не позднее 31 декабря 2011 г.» Т. е. Самарская обл. в этом вопросе отстает уже на год.

Как известно, решать вопросы, которые могут иметь неоднозначный ответ, заинтересованные лица порой предпочитают именно в условиях авральной ситуации. Произошедшую в этом году в Самарской обл. смену власти эти лица могли использовать в свою пользу. С одной стороны, нынешнее руководство региона срочно должно решить задачу, срок реализации которой уже истек, с другой -новые министры могут и не знать предыстории вопроса. В таких ситуациях, как правило, следует ожидать появления на переднем плане тех, кто готов предложить выход из ситуации. Ведь они обычно сами ее и моделируют. Лучше всего это описание подходит для той картины, что сегодня можно наблюдать в этой сфере в Тольятти.

На территории Тольятти действует несколько тарифов на тепло и горячую воду ввиду того, что в городе несколько производителей тепла. Так, на территории Автозаводского р-на тепло производит ТЭЦ ВАЗа, которая принадлежит ОАО «ТГК-7». В Центральном р-не производителем тепла является Тольяттинская ТЭЦ, которая также принадлежит ТГК-7. Тариф ТГК-7 для потребителей Центрального р-на — 991,2 р./Гкал.

В Комсомольском р-не два производителя тепла. Большую часть района обслуживает ООО «ВоКС», его тариф -1 368,8 р./Гкал. В пос. Поволжском, который административно относится к Комсомольскому р-ну, производством тепла занимается ЗАО «Поволжская ТЭК» (ПТЭК). Тариф ЗАО «ПТЭК» на тепло — 1534 р./Гкал. Управляет ЗАО «ПТЭК» ООО «Управляющая компания (УК) «Регионтеплоэнерго», в создании которого участвовали люди из холдинга ВПГ.

Мотивы ВоКС

Выгодополучателями процесса создания ЕТО по-тольяттински можно назвать ТГК-7 и ВоКС. В случае усреднения своих более низких тарифов с высокими тарифами в Комсомольском р-не ТГК-7 сможет получить увеличение по территории присутствия. Что касается ВоКС, то тут иной мотив. От усреднения тарифа выиграют и те, кто сегодня имеет более высокий тариф.

Эти лица после передачи в будущую ЕТО сетевого бизнеса Комсомольского р-на смогут рассчитывать на соответствующую долю дохода из общего объема доходов будущей ЕТО. Эта доля дохода может оказаться выше сегодняшней, т. к. совокупный объем потребления тепла и горячей воды в Центральном и Автозаводском р-нах в разы выше, чем в Комсомольском р-не.

Модераторами создания ЕТО был предложен, по их мнению, «более простой способ решения проблемы». В частности, было предложено передать арендуемое ООО «ВоКС» муниципальное имущество (теплосети, ЦТП и котельные) в пользу ОАО «ТГК-7». После чего якобы и будут созданы все предпосылки для создания ЕТО и, соответственно, введения в Тольятти единого тарифа на тепло и горячую воду. Точнее, тариф ТГК-7, который сегодня распространяется только на Центральный р-н Тольятти, по замыслу модераторов этого процесса, будет действовать по всему городу. Т. е. высокие затраты на котельных Комсомольского р-на окажутся в «общем котле» затрат ТГК-7. Стоит лишь предположить, что в дальнейшем каким-то образом активы ПТЭК должны будут тоже попасть под контроль структур ТГК-7 в целях последующей передачи в ЕТО.

Мифы о «Ренове»

Что касается ЗАО «ПТЭК», а точнее, ООО «УК «Регионтеплоэнерго», которое управляет данной компанией, то здесь можно найти немало людей, связанных с ВПГ. Достаточно назвать первого заместителя генерального директора ООО УК «Регионтеплоэнерго» Андрея Петрикова — человека, сделавшего карьеру в структурах ВПГ. Т. е. в случае с ПТЭК бенефициар ВПГ Владимир Аветисян имеет возможность оказывать влияние на развитие событий. Причем ПТЭК формирует самый высокий тариф на тепло в Тольятти (даже несмотря на то, что в 2012 г. для него закончился пятилетний срок возврата инвестиционной составляющей). В результате самая современная котельная в городе имеет самый высокий тариф.

То же самое можно сказать и о деятельности ООО «ВоКС». Формально ВоКС принадлежит ОАО «РКС», а уже через нее имеет политическое прикрытие в виде КЭС-Холдинга и, соответственно, Группы компаний «Ренова». Однако в ВоКС, так же как и в ПТЭК, оперативным управлением бизнеса занимаются опять же дружественные ВПГ менеджеры. Переход в мэрию Тольятти на руководящие должности четырех топ-менеджеров из ВоКС позволяет прийти к выводу о том, что в мэрии Тольятти лица, ответственные за управление городским хозяйством и муниципальным имуществом, теперь находятся под негласным контролем Аветисяна. Примечательно, что обсуждение вопросов передачи муниципальных активов из аренды ВоКС в аренду ТГК-7 стартовало только после того, как сменился состав мэрии и к управлению пришли люди из ВоКС.

Из этого можно сделать прогноз, что наполнение будущей ЕТО активами начнется с разделения бизнеса ВоКС на две части: в одной части окажется тепловая генерация и тепловые сети, в другой — система водоснабжения и водоотведения. Зависимость управленцев ВоКС и ответственных за эти вопросы чиновников мэрии от решений бенефициаров из ВПГ способна сделать процесс этого разделения очень стремительным.

Здесь важно напомнить, что именно по такому же сценарию еще в 2006 г. планировалось начать процесс наполнения активами объединенной энергетической компании (ОЭК), по аналогии с которой сегодня создается ЕТО. Однако на тот момент уберечь тольяттинских потребителей тепловой энергии от этого сумели, с одной стороны, действия городской власти, с другой — решения руководства ОАО «АВТОВАЗ». Тогда Владимир Аветисян не мог в полной мере влиять на деятельность МУП «ПО КХ г. Тольятти», на месте которого сегодня работает ВоКС.

В 2006 г. Аветисян, будучи в должности управляющего директора бизнес-единицы №2 РАО «ЕЭС России», курировал создание ТГК-7, был председателем совета директоров ТГК-7. Исходя из этого несложно понять, что на тот момент именно от руководства ТГК-7 могла исходить инициатива создания в Тольятти ОЭК. В пользу этой версии говорит и то, что над проработкой реализации этого проекта со стороны мэрии мог работать Анатолий Вахтин.

В 2006 г. он занимал должность руководителя департамента управления муниципальным имуществом. После увольнения в 2007 г. из мэрии он вдруг оказался трудоустроен в одном из подразделений ТГК-7 на территории Тольятти.

Ключевым решением для начала цепной реакции по наполнению активов ОЭК в 2006 г. должно было стать решение депутатов Думы г. о. Тольятти, от которых пытались получить одобрение передачи активов из МУП «ПО КХ г. Тольятти» в пользу ОЭК. Знаменательное заседание ТГД состоялось 13 декабря 2006 г. По этому случаю сторонники создания ОЭК даже организовали пикет возле здания ТГД. Среди участников пикета можно было встретить Владимира Громова, который уже в то время отвечал в ТГК-7 за связи с общественностью. Однако вопрос был все-таки снят с рассмотрения (см. «Хронограф» №44 (163) от 18.12.06). Система тарифообразования в Тольятти сохранила прозрачный и дифференцированный характер.

Сегодня историю столь судьбоносного для Тольятти противостояния многие уже могут не помнить. Тех, кто сумел не дать в 2006 г. реализоваться проекту ОЭК, в тольяттинской политике уже нет.

Комментарии

Владимир ГРОМОВ, и. о. начальника управления по взаимодействию с органами власти и стратегическим коммуникациям Самарского филиала ОАО «ТГК-7»

- Прошел уже ряд координационных совещаний между представителями ряда ресурсоснабжающих организаций и представителями муниципальной власти Тольятти. Согласно закону «О теплоснабжении» ЕТО в системе теплоснабжения определяется федеральным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления. Т. е. этот вопрос находится не в сфере компетенции Самарского филиала Волжской ТГК или РКС.

Олег МАРКЕЛОВ, главный управляющий директор ООО «ВоКС»

- Насколько в вашей компании подготовились не повторять ошибки своих предшественников в 2006 г.?

- Вопрос трудно назвать корректным, поскольку условия работы, цены на энергоносители, законодательство в сфере ЖКХ и прочие факторы за прошедшее время существенно изменились. В любом случае предшествующий опыт подобной работы, на наш взгляд, требует изучения и должен быть принят во внимание при подготовке единой схемы теплоснабжения города.

Сергей АНТАШЕВ, заместитель мэра Тольятти по городскому хозяйству

- В настоящее время мэрией г. о. Тольятти заключено соглашение с ОАО «ТГК-7» от 31 июля 2012 г. №873-дг/1 о взаимодействии по разработке схемы теплоснабжения г. о. Тольятти на период 2013-2027 гг., согласно которому ОАО «ТГК-7» самостоятельно, за счет собственных средств разрабатывает схему теплоснабжения г. о. Тольятти по договору с ОАО «Фирма ОРГРЭС» (г. Москва). Срок окончания разработки — июнь 2013 г. Позиция города по созданию ЕТО будет определена после представления разработчиком в рамках проекта схемы теплоснабжения предложений по данному вопросу.