Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №16 (460) | 20 мая 2013г.
 

Суд да дело

Проблемы Сызранского речного порта переходят в новую плоскость

Вероника Синицына

13 мая появились дополнительные основания считать, что проблемы вокруг Сызранского речного порта (СРП) требуют скорейшего разрешения. Помимо вопроса социально-экономической составляющей развития и имиджа Сызрани, ситуация вокруг СРП приобрела статус потенциально опасной, техногенной. Большая часть вопросов по порту не входит в компетенцию городских властей. Между тем игроки, от которых может зависеть решение проблем, ушли в судебные разбирательства, которые грозят стать затяжными.

13 мая в районе СРП село на мель судно «Майкоп» с грузом металлолома. Эксперты высказывают мнение, что этому могло способствовать отсутствие на объекте должного навигационного оборудования. Подобные ситуации несут потенциальную угрозу не только для безопасности навигации, экологии Волги и прилегающих территорий, но и для жизни людей.

СРП с 1 августа 1995 г. является филиалом ОАО «Самарский речной порт». СРП руководит директор Эдуард Добрянин. СРП оценивается как важный объект транспортно-логистической и туристской инфраструктуры г. Сызрани. По информации администрации г. о. Сызрань, регулярная пассажирская навигация в СРП прекращена. С 2003 г. СРП осуществляет прием исключительно грузовых судов. Следует напомнить, что в 2003 г. главой Сызрани был ныне действующий депутат Самарской губернской думы (СГД) Василий Янин.

В последние годы на уровне города предпринимались различные попытки возродить работу порта в полном объеме. Некоторые сдвиги имели место. Порт на какой-то период вновь стал принимать круизные суда. В качестве еще одной меры по возрождению порта был начат проект по строительству туристско-рекреационного комплекса «Яхт-клуб».

На первом этапе проекта (2012-2014 гг.) в состав указанного комплекса должны были войти гостиница, ресторан, конференц-зал, фитнес-центр, летнее кафе с открытым бассейном. Кроме того, предполагалось провести озеленение прилегающей территории. На втором этапе проекта (2014-2015 гг.) было запланировано расширение комплекса за счет строительства инфраструктуры для активного отдыха на воде.

Однако в начале 2013 г. была распространена информация о том, что право на аренду объектов СРП через областной центр выиграло нижегородское ЗАО «Аврора». В частности, этими объектами могли стать грузовая причальная стенка и примыкающая к ней территория, пассажирская стенка, причал паромной переправы, железнодорожные пути и внутрипортовые дороги. Фактически при таком раскладе «Аврора» сможет полностью контролировать порт. «Аврору» возглавляет Татьяна Джумаева (см. «Хронограф» №7 (451) от 4.03.13).

Судьба сызранского речного порта пока не определена
Судьба сызранского речного порта пока не определена

В настоящее время появилась информация о том, что договор аренды с «Авророй» якобы до сих пор не заключен. 15 марта2013 г. ЗАО «Аврора» обратилось в Арбитражный суд Самарской обл. с двумя исками к Территориальному управлению Росимущества в Самарской обл. Формулировки исков отличаются: один — о заключении договора аренды, второй — о внесении изменении в договор аренды. Однако по сути заявления схожи. В документах по обоим искам отмечено: «ЗАО «Аврора» обратилось в суд с исковым заявлением... об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора на аренду недвижимого имущества, приняв в редакции истца следующий пункт договора: п. 3.4. «Арендная плата начисляется с даты передачи объекта аренды арендатору по акту приема-передачи».

ТУ Росимущества иски не признает. Представителем ТУ Росимущества отмечено, что «Аврора» была ознакомлена с конкурсной документацией, где указано, что арендная плата начисляется с 14 июля 2011 г. Законодательство не допускает изменения условий договора, заключенного на торгах, как по соглашению сторон, так и в одностороннем порядке.

Ранее эксперты отмечали, что официально «Аврора» не ведет деятельности в области водного транспорта. Соответственно, в случае заключения договора аренды объекты, вероятнее всего, будут передаваться специализированным организациям. Это, в свою очередь, может привести к удорожанию услуг, другим проблемам. Возможно, сейчас имеет место лишь первая из них. Кстати, одной из особенностей последних событий вокруг порта является то, что севшее на мель судно имеет портом приписки именно Нижний Новгород.

Ситуация вокруг «Авроры», скорее всего, не может не усложнять и без того серьезные проблемы СРП. В частности, необходимо проведение подводно-технического обследования и составления паспорта гидросооружения. Помимо этого, на подходах к причалам СРП необходимо проведение дноуглубительных работ.

Весной 2013 г. к вопросу вновь удалось подключить СГД. 11 апреля на заседании комитета СГД по ЖКХ, топливно-энергетическому комплексу, нефтехимии и охране окружающей среды депутаты поддержали проект обращения по СРП к министру транспорта РФ Максиму Соколову.

17 апреля проблема по порту была поднята сызранцами на встрече с губернатором Самарской обл. Николаем Меркушкиным. Это выглядело вполне логично. Ведь большая часть вопросов по порту, впрочем, по мнению экспертов, и по некоторым другим обозначенным на встрече темам, не входит в компетенцию городских властей.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Виктор ХЛЫСТОВ, глава г. о. Сызрань

- Учитывая значимость порта для экономического развития города, генеральным планом г. о. Сызрань предусмотрено реконструировать пассажирские причалы по речным маршрутам в границах Сызрани. Проект начал реализовываться. Однако следует учитывать, что сама территория СРП не является муниципальной собственностью. Это в значительной степени связывает нам руки. В 2013 г. мы в очередной раз вышли на область и далее — на федеральный уровень — с вопросами вокруг порта.

Юрий КОБЯКИН, глава администрации г. о. Сызрань

- В сентябре 2010 г. были решены вопросы по заключению трехстороннего договора между портом, ООО «Волга-Круиз-Сервис» и администрацией о совместном развитии туризма, в т. ч. круизного. Это позволило восстановить статус города, благоприятного для речных круизов, включить Сызрань в круизные маршруты и до июля 2011 г. принять 5 теплоходов... В июле 2011 г. порт направил в адрес администрации уведомление о расторжении договора. Прием судов был прекращен. Мотивировкой послужило отсутствие денежных средств на выполнение мероприятий по обеспечению безопасного причаливания судов.

Андрей КИСЛОВ, председатель комитета СГД по жилищно-коммунальному хозяйству, топливно-энергетическому комплексу, нефтехимии и охране окружающей среды

- Инициатором обращения в Министерство транспорта РФ по вопросу рассмотрения возможности финансирования путевых работ в районе СРП выступили администрация г. о. Сызрань и депутаты Думы г. о. Сызрань. Какие конкретно необходимо провести работы и их стоимость должно быть определено после разработки проектно-сметной документации и получения положительного заключения государственной экспертизы.