Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №19 (463) | 10 июня 2013г.
 

Спрут активизировался

Похоже, в ВоКС уже перестали различать свое и муниципальное

Сейдамет Абреков

24 мая ООО «Волжские коммунальные системы» (ВоКС) распространило информацию о том, что передаст тепловые сети Комсомольского р-на г. Тольятти на обслуживание в ОАО «Волжская ТГК» (ВоТГК, ТГК-7). Такие заявления выглядят странно на фоне того, что эти сети не принадлежат ВоКСу, а являются собственностью мэрии Тольятти. ВоКС лишь арендует их у ОАО «ПО КХ г. о. Тольятти», 100% акций которого принадлежит тольяттинскому муниципалитету. Но если учесть, насколько много бывших сотрудников ВоКС сегодня трудоустроено на профильных должностях в мэрии Тольятти, становится понятным мотив их действий.

Озвучили мечты

Запланированной сделке заинтересованные в ней лица нашли обоснование. «Передача сетей происходит в рамках подготовительной работы по созданию в Тольятти единой теплоснабжающей организации (ЕТО). Ее создание позволит снизить тарифы на отопление в Комсомольском р-не и Портпоселке, которые выше, чем в других районах города, по технологическим причинам. В будущем планируется объединить сети Центрального и Комсомольского р-нов, после чего они будут переданы ЕТО», — заявили в ВоКС. Главным управляющим директором ООО «ВоКС» является Олег Маркелов (на фото).

Заявления ВоКС вызывают больше вопросов, чем дают ответов. К примеру, в своих заявлениях ВоКС почему-то предпочитают не вспоминать, что тепловые сети, которые компания собралась «передавать», не являются собственностью компании. Хотя даже на сайте ВоКС нетрудно найти информацию следующего содержания: «Деятельность ООО «ВоКС» осуществляется на праве долгосрочной аренды (25 лет) имущественного комплекса ОАО «ПО КХ г. о. Тольятти». Договоры аренды имущественного комплекса были подписаны между ОАО «ПО КХ г. о. Тольятти» и ООО «ВоКС» 15 декабря 2010 г.».

ОАО «ПО КХ г. о. Тольятти» на 100% принадлежит тольяттинскому муниципалитету. Имущество, которым владеет ПО КХ, является муниципальной собственностью. Таким образом, именно муниципалитет, или по крайней мере ПО КХ, должны решать, куда именно целесообразно передавать это имущество, в данном случае тепловые сети Комсомольского р-на. Например, если действительно есть необходимость создавать ЕТО, то это вполне можно было сделать на базе ПО КХ. Причем вопрос о создании ЕТО возник не сегодня и даже не вчера. Никто не мешал заниматься планомерной подготовкой ПО КХ к участию в создании ЕТО. Но случилось иначе.

Странные договоры

Если рассматривать варианты развития событий, то можно понять, что ВоКС, например, может отказаться от исполнения договора аренда с ПО КХ в части именно этого имущества. И тогда его новым арендатором может стать ТГК-7. Но для этого необходимо провести соответствующий тендер. И далеко не факт, что его выиграет именно ТГК-7. С другой стороны, при заключении договора аренды муниципального имущественного комплекса с ООО «ВоКС» ничего не известно о том, что был проведен тендер.

При этом ТГК-7 уже не один год использует муниципальные сети Центрального р-на г. Тольятти (на базе которых в ВоКС надеются создать ЕТО) на весьма сомнительных основаниях.

По крайней мере, сети и ЦТП Центрального р-на используются ТГК-7 на основании договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом №165 б/п, заключенного между мэрией г. о. Тольятти и ОАО «ТГК-7» 30 декабря 2005 г. Указанный договор закончил свое действие еще 31 декабря 2008 г. Мэрия Тольятти, возглавляемая на тот момент Анатолием Пушковым, должна была передать теплосистему Центрального р-на на концессию победителю соответствующего тендера, но он так и не был объявлен. Почему после этого муниципальные сети Центрального р-на не были переданы на баланс муниципального ПО КХ — остается загадкой. Ведь ничто бы не мешало ПО КХ закупать тепло с Тольяттинской ТЭЦ, которая принадлежит ТГК-7, и транспортировать его потребителям. Тем же самым в Автозаводском р-не занимается ОАО «ТЕВИС».

С другой стороны, не стоит исключать, что в договоре аренды между ПО КХ и ВоКС содержатся пункты о том, что арендуемое имущество может быть передано в субаренду. Либо в этом договоре может отсутствовать условие, прямо запрещающее арендатору передавать имущество третьей стороне. Вывод, что такое вполне допустимо, можно сделать, если ознакомиться с нюансами заключения 10 апреля 2012 г. договора аренды между все тем же ВоКС и мэрией г. о. Тольятти. Согласно этому договору ООО «ВоКС» с 1 апреля 2012 г. по 31 марта 2015 г. оказалось арендатором имущества, участвующего в водоснабжении Центрального и Комсомольского р-нов г. Тольятти. ВоКС арендует артезианские водозаборные скважины, водонапорные башни, резервуары, здания и т. д.

В процессе подписания договора с мэрией Тольятти главный управляющий директор ООО «ВоКС» Олег Маркелов подготовил протокол разногласий к данному договору, в котором указал: «П. 3.2. договора по тексту исключить. П. 4. 2. по тексту исключить». Вот о чем гласил п. 4.2.: «За нарушение своих обязательств по п.п. 2.2.2, 2.2.3, 2.2.4, 2.2.5, 2.2.6 настоящего договора «Арендатор» выплачивает «Арендодателю» штраф в размере 5% от суммы годовой арендной платы». Здесь важно напомнить, какие именно условия включены в п.п. 2.2.2, 2.2.3, 2.2.4, 2.2.5, 2.2.6 договора. В этих пунктах говорится: «Не производить продажи, сдачи в аренду и безвозмездной передачи другому лицу, не использовать в виде залога, вклада в уставный фонд, не производить других действий, способных повлечь отчуждение муниципальной собственности. Предоставлять по требованию «Арендодателя» либо уполномоченного им лица арендуемое им имущество для осмотра, а также информацию, необходимую для контроля за соблюдением условий настоящего договора». Причем за аренду ВоКС платит всего 49763 р. в месяц. В итоге мэрия Тольятти подписала договор даже на таких, по сути, крайне невыгодных для себя условиях.

Под муниципальным прикрытием

Если исходить из условий такого договора, то можно понять, что ВоКС может распоряжаться имуществом, арендуемым у мэрии Тольятти, на собственное усмотрение.

А раз такие условия имели место в договоре с мэрией Тольятти, наверняка что-то похожее имеется и в договоре (либо в разнообразных дополнениях и дополнительных соглашениях) с ПО КХ, пункты которого касаются тепловых сетей Комсомольского р-на. Если это так, то ВоКС вполне может сдавать тепловые сети Комсомольского р-на в субаренду по цене выше, чем сам ВоКС арендует у ПО КХ.

Другое дело, что во всей этой истории важна позиция мэрии Тольятти и ПО КХ. Но на момент заключения договора между ВоКС и муниципалитетом в мэрии Тольятти уже были трудоустроены бывшие топ-менеджеры ООО «ВоКС», например, бывший главный управляющий директор этой компании Александр Тарасов. На данный момент он из мэрии уволился. Причем прокуратура Тольятти выставила требование уволить Тарасова намного раньше, чем он решил уволиться по собственному желанию. Что касается других бывших работников ВоКС, то Анна Чижикова — ныне руководитель департамента по управлению муниципальным имуществом, Александр Бандаров — руководитель правового департамента мэрии Тольятти.

Они же — Чижикова и Бандаров, а также Ольга Гончарова (получившая известность как начальник отдела имущества ВоКС, а теперь заместитель департамента по управлению муниципальным имуществом мэрии Тольятти) — входят в совет директоров ОАО «ПО КХ г. о. Тольятти». Кроме того, в совет директоров ПО КХ входит и Игорь Филатов, который упоминался на сайте ВоКС как начальник отдела закупок, логистики и складского обеспечения. При таком положении вещей становится понятным, почему в ВоКС легко делают смелые заявления о том, что тепловые сети Комсомольского р-на можно «передать» ТГК-7.

С учетом того, насколько серьезное влияние оказывают бывшие сотрудники ВоКС на принятие решений в мэрии Тольятти и ПО КХ, действительно, в этих структурах могут появиться любые документы, которыми будут сопровождены даже самые нелогичные сделки. Ожидать понижения стоимости услуг для населения в подобных условиях вряд ли приходится.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Сергей АНДРЕЕВ, мэр г. о. Тольятти

- Согласно условиям договора аренды, заключенным между ОАО «ПО КХ г. о. Тольятти» и ООО «ВоКС», арендатор вправе передавать имущество в субаренду, предоставлять в безвозмездное пользование, а также отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ. Муниципальные тепловые сети могут быть переданы в аренду по результатам конкурса (аукциона) или без проведения торгов при наличии условий, установленных подп. 8 п. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. №135 «О защите конкуренции».

Создание ЕТО на базе ОАО «ПО КХ г. о. Тольятти» не представляется возможным из-за несоответствия данной теплоснабжающей организации основным критериям, утвержденным постановлением правительства РФ от 8 августа 2012 г. №808 «Об организации теплоснабжения в РФ», в т. ч. неспособность по меньшей мере обеспечить надежность теплоснабжения в соответствующей системе теплоснабжения в связи с отсутствием обязательств по заключению и исполнению договоров на теплоснабжение с потребителями.