Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №23 (467) | 8 июля 2013г.
 

Алексей Чигенев:

Крупным предприятиям требуется стабильность

Павел Андреев

Второе воскресенье августа в стране будут праздновать День строителя. Однако с учетом экономических реалий не только в Самарской обл., но и в целом в стране профессиональный праздник становится дополнительным поводом обратить внимание на системные проблемы этого бизнеса. Что ожидает строительную отрасль в ближайшей перспективе, какие механизмы могут предотвратить развитие кризисных явлений, как заставить инвестиции работать с максимальной отдачей — об этом и еще о ряде аспектов в интервью «Хронографу» рассказал заместитель председателя комитета по строительству и транспорту, член комитета по законодательству, законности и правопорядку Самарской губернской думы Алексей ЧИГЕНЕВ.

- Алексей Иванович, как вы оцениваете перспективы строительной отрасли и что бы вы пожелали своим коллегам в преддверии профессионального праздника?

- Своим коллегам я бы пожелал стабильного развития. Пусть портфель заказов будет всегда полон, и каждый субъект строительного процесса пусть знает на несколько лет вперед, чем он будет заниматься и чем будут заниматься его сотрудники.

Что же касается отрасли в целом, то у меня возникает мысль, что если дело пойдет так и дальше, то лет через десять ряды ныне успешно работающих строительных компаний существенно поредеют.

- Не слишком ли вы сгущаете краски?

- Я не сгущаю краски, я оцениваю ситуацию исходя из имеющегося опыта. Одной из основных проблем строительной отрасли сегодня является отсутствие стабильности. Сегодня даже ведущий оператор не может поручиться за свое будущее на десять-пятнадцать лет вперед. А это означает, что предприятия не заинтересованы в воспроизводстве кадров. Не заинтересованы в притоке молодых специалистов. Сегодня строительная компания живет от заказа к заказу. Когда заказ выполнен, нет никакой гарантии, что в разумные для экономики предприятия сроки появится следующий заказ. А если заказ не появился? Отработав крупный заказ, предприятие на неопределенный период оказывается без доходов. Что делает предприятие? Совершенно верно, сокращает непроизводственные затраты и незадействованный в работе персонал. Таким образом под увольнение попадают специалисты, в т. ч. и высокой квалификации. Через пару лет, допустим, предприятие вновь выигрывает тендер. Встает проблема с кадрами. Нужны, конечно, ранее уволенные специалисты. А приходится набирать всех подряд. Мало того, специалист и не пойдет на полугодовой контракт. Значит, мы возвращаемся к бригадам «шабашников». Вот они и будут праздновать День строителя через десять лет. Но это не строители. Во-первых, они неквалифицированные работники. Во-вторых, они не заинтересованы в результатах своего труда: выполнили заказ, получили деньги и исчезли. Спрашивается, о каком качестве работы можно говорить? Отрасль без профессионалов — печальное зрелище.

- По вашему мнению, это системная проблема? Если да, то значит, ее можно проанализировать и определить пути выхода из создавшейся ситуации.

- Конечно, проблема системная. И решить ее можно, если внести коррективы в работу самой системы. Вот смотрите, сегодня значительная часть инвестиционных средств идет из бюджетов разных уровней. На торги государство, субъекты федерации выставляют крупные проекты. Это мосты, промышленные зоны, спортивные сооружения. И это хорошо, потому что такие вложения способствует развитию экономики, росту регионального валового продукта (РВП). Следует понимать, что для подобных объектов требуются на роль подрядчиков крупные специализированные организации. Именно эти крупные субъекты отраслевых рынков являются флагманами промышленности.

Подрядные организации для таких заказов определяются на конкурсной основе. ФЗ-94 постоянно подвергается критике. Все ищут в торгах злоупотребления, но, как правило, никто не обращает внимания на регулятивный аспект торгов. А он развит слабо.

Мало того, закон позволяет участвовать в торгах предприятиям, где кроме двух столов и двух портфелей ничего нет. Они демпингуют на торгах, т. к. их цель — выиграть тендер, а уже потом нанимать в качестве субподрядчиков реально действующие субъекты. И эти субъекты вынуждены соглашаться работать на уровне себестоимости, чтобы просто сохранить бизнес.

Одновременно рушится система воспроизводства кадров. Когда работа предприятия планируется на среднесрочную или долгосрочную перспективу, появляется возможность планировать кадровую политику. Это значит, привлекать выпускников вузов и ссузов.

Выпускник школы, в любом случае, при поступлении в вуз учитывает отраслевые преимущества своей будущей профессии. Молодых привлекают отрасли, где работают социальные лифты, где есть гарантии доходов, определен соцпакет. Это преимущества крупных предприятий. Если же молодой человек видит, что даже в крупной строительной фирме кто-то, проработав год, вынужден искать новую работу, причем не по специальности, он просто не пойдет учиться на строительный факультет.

Крупным предприятиям требуется стабильность, чтобы они могли планировать свое дальнейшее развитие.

- При всех недостатках ФЗ-94 гипотетически представляет равные права всем соискателям. Если говорить о тендерных условиях, то сегодня их стали составлять более качественно. Вы же предлагаете определить список титульных фирм, которые будут делить между собой крупные заказы?

- В некоторых странах так и происходит. Там государство устанавливает определенные входные барьеры для отсечения потенциально недобросовестных подрядчиков. Не забывайте и о том, что крупная строительная компания способна обеспечить требуемое качество, потому что она располагает мощной производственной базой. Она может и цену заказа снизить, но за счет больших оборотов и разнесения расходов, а не за счет необоснованного демпинга. Часть работ она в любом случае будет отдавать на аутсорсинг. Это значит, крупный субъект рынка будет способствовать в т. ч. и развитию малого бизнеса.

Что мы делаем сегодня? Если мы раздаем деньги непосредственно социально незащищенным слоям населения, то мы должны понимать, что эти деньги прямым ходом уйдут в ретейл. Мы кого спонсируем — торговые сети? Поймите, я не против социальной поддержки, я за то, чтобы бюджетные средства использовались с максимальной эффективностью.

Предприятие, понимая, что сегодня заказ есть, а завтра его может не быть, никогда не будет направлять средства на свое развитие. Зачем закупать технику, если имеющуюся сегодня через год придется продавать?

Производителям стройматериалов также нет смысла развиваться. Если реализуется проект, то используются, например, железобетонные изделия, производящиеся в шаговой доступности, или продукция асфальтовых заводов, которая без изменений выпускается с 50-х гг. прошлого века. Создавать новые производства, например, ЩМА, никто не планирует, т. к. эти вложения просто не окупятся.

Если бы заказы формировались в расчете на крупных и надежных участников рынка на продолжительную перспективу, то в условия можно было бы закладывать требования по применению новых технологий, новых материалов. Например, компания должна обновлять свой парк каждые три-пять лет. Наконец, можно закладывать требования по объектам соцкультбыта и вообще вводить социальное обременение.

- Давайте все-таки подробнее поговорим о человеческом факторе и социальном обременении. Какую выгоду будут получать бизнесмены от изменения схем распределения заказов — понятно. Объекты соцкультбыта — это что-то из области «откатинга». Наконец, что выиграет сам человеческий фактор?

- Никакого «откатинга» нет. Это опыт, который раньше использовался повсеместно. Ведомственные объекты соцкультбыта были выгодны предприятиям. Тогда был Госплан, сегодня все можно построить на финансовых схемах и договорах. Например, детский сад можно построить на принципах частно-государственного партнерства. Но работники предприятия будут отдавать своих детей на ведомственные места, которые будут финансироваться предприятием. Таким образом, на них не будут тратиться бюджетные средства. Мы высвобождаем деньги для тех, кто не может обеспечить себя сам.

Опять же квартирный вопрос... Привязать человека жильем, например, сформировав ведомственную ипотечную программу, выгодно и предприятию, и работнику. Ушел специалист с предприятия, значит, условия выкупа жилья изменились. Не ушел — выкупил квартиру на льготных условиях. Но он пришел молодым специалистом, а квартиру выкупал уже начальником участка. И он уже не уйдет с предприятия, и предприятие будет за него держаться. И мы опять высвобождаем бюджетные средства, которые пойдут не на строительство жилья для молодых семей, а на соцподдержку наиболее нуждающихся слоев населения.

Система распределения молодых специалистов тоже сегодня может работать. Это было и в Советском Союзе, когда предприятие заключало договор с учебным заведением на подготовку специалистов. Сам специалист брал на себя обязательства отработать определенное время на предприятии.

Не забывайте, что строительная отрасль имеет самую высокую скорость возврата средств в бюджет. Если вы инвестируете в завод, то нужно ждать несколько лет, пока работники начнут платить НДФЛ. В строительстве все наоборот. Как только на площадке появились первые рабочие, они сразу же начинают платить налоги. Кстати, не забывайте, что они пойдут в магазины, так что ретейл свое тоже получит.

Наконец, когда объект построен, он сам становится источником бюджетных поступлений, а застройщик уже начинает возводить новый объект. Один бюджетный рубль привлекает на территорию несколько внебюджетных.

- Об этом говорили новаторы в 90-е гг. прошлого века. Насколько известно, у них ничего не получилось. Что будем делать теперь?

- То, что не получилось, не является поводом для бездействия. Нужно менять принципы формирования госзаказа. Требования должны предусматривать применение новых технологий, новых материалов, новых проектных подходов. Также в конкурсной документации необходимо учитывать квалификацию персонала и опыт строительства крупных объектов. Тогда компания будет вынуждена развиваться, иначе она просто окажется неконкурентоспособной.

И еще: если крупные компании, и не только в строительстве, будут иметь заказы, а значит, гарантии стабильной работы на годы вперед — перед ними можно и нужно будет ставить задачи социального развития территории. Крупные субъекты заинтересованы в этом, хотя некоторые просто еще не отдают себе в этом отчет. В новейшей истории российского бизнеса есть понятие социального партнерства, где партнерами выступают власть, крупные предприятия и люди, проживающие на территории. И у подобных отношений, вне всякого сомнения, есть будущее.