Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №26 (470) | 29 июля 2013г.
 

Довели до крайности

ВУТ предъявили претензии прокуратура и собственник ж/д путей

Илья Ширтанов

В ближайшее время Мещанский районный суд г. Москвы может вынести решение о понуждении ОАО «РЖД» к организации диспетчерского управления перевозочным процессом на ст. Химической в г. Тольятти. Судебный процесс был инициирован куйбышевским транспортным прокурором после проведения проверки деятельности ОАО «ВолгаУралТранс» (ВУТ). ВУТ, не имея договорных отношений со всеми владельцами путей, собирал с контрагентов деньги за услуги диспетчера и оператора железнодорожных грузоперевозок на Химической. При этом к ВУТ возникли претензии не только надзорного органа. На прошлой неделе один из собственников железнодорожных путей потребовал от ВУТ в кратчайшие сроки устранить нарушения ж/д полотна, способного привести к серьезной аварии.

Собственник железнодорожной ветки Леонид Иордосополь выразил обеспокоенность по поводу того, до чего довела его имущество эксплуатирующая организация в лице ВУТ. Он выразил опасение по поводу безопасности процесса перевозок в случае, если ВУТ продолжит эксплуатировать его железнодорожные пути без приведения их в надлежащий вид. Длина этой железнодорожной ветки почти 1,5 км. Выходит, что ВУТ на протяжении многих лет незаконно использовали ее как свою собственность.

В своем письме в адрес руководства ВУТ Леонид Иордосополь указал: «В связи с тем, что ваша организация производит на протяжении многих лет подачу и уборку вагонов клиентам по договорам, в которых указано, что ОАО «Волжско-Уральская транспортная компания» является собственником данного участка железной дороги, требую: произвести ремонт железнодорожных переездов в срок до 1 сентября 2013 г.; заменить не пригодные к эксплуатации шпалы в срок до 15 августа 2013 г.; очистить железнодорожное полотно и прилегающие территории от растительности до 1 августа 2013 г.».

При этом каких-либо разъяснений по поводу правомерности использования своего имущества Иордосополю от руководства ВУТ получить пока так и не удалось, как и не удалась попытка привлечь ВУТ к заключению законных договорных отношений с целью дальнейшей эксплуатации путей на участке от ст. Химической до объекта — подстанция (ПС) «Левобережная».

ВУТ не только использовал без ведома Леонида Иордосополя его железнодорожную ветку, но и фактически установил полный контроль за работой ст. Химической.

Остается только удивляться тому, что ВУТ продолжает зарабатывать деньги на чужих путях, доведя их до такого состояния
Остается только удивляться тому, что ВУТ продолжает зарабатывать деньги на чужих путях, доведя их до такого состояния

ВУТ действовал на том основании, что якобы является собственником подъездных путей и стрелочных переводов. И это при том, что ст. Химическая является тарифным пунктом ст. Жигулевское Море, принадлежащей РЖД. Это позволило ВУТ начать диктовать условия грузополучателям и грузоотправителям, зависимым от ст. Химической. Тарифы, установленные ВУТ в качестве оплаты за уборку-подачу вагонов, превышают тарифы, применяемые РЖД в разы, а в отдельных случаях и в 10 раз. Таким образом, заложниками ситуации стали не только контрагенты ВУТ, вынужденные многократно переплачивать за услуги перевозчика, но и РЖД.

Совсем недавно выяснилось, что железнодорожные пути №7, 8 и 9 на ст. Химической принадлежат ОАО «Волгоцеммаш» (ВЦМ). Об этом свидетельствуют данные акта о приемке в эксплуатацию сооружения от 21 ноября 1989 г. Как следует из документа, заказчиком строительства выступал ВЦМ. Соответственно, после того как комиссия ВЦМ приняла решение о приемке этого объекта, пути оказались на балансе завода.

Кроме того, во время подготовки активов ПО «Волгоцеммаш» к приватизации был составлен список имущества предприятия. В акте оценки стоимости активов речь идет о пожарном депо, которому принадлежали 10-й, 11-й и 13-й пути ст. Химической, а также о железнодорожном пути к отвалу горелых земель литейного производства. Также известно, что 1, 2, 3 и 4 путь ст. Химической принадлежат РЖД.

Ранее были опровергнуты доводы ВУТ о праве на стрелочные переводы. По версии коммерческого директора ВУТ Ильи Земцова, озвученной на согласительном совещании, «У ОАО «ВУТ» имеются свидетельства о государственной регистрации права собственности на стрелочные переводы №19 и №20».

Однако согласно информации, озвученной руководством Куйбышевской железной дороги, стрелочные переводы №19 и №20 на втором главном пути в четной горловине данной станции числятся на балансе Куйбышевской железной дороги,

что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 21 марта 2012 г. сер. 63-А№014022. На этом фоне возникает резонный вопрос, каким образом ВУТ мог вести свою деятельность на ст. Химической и примыкающих к ней ветках, не имея почти никаких правоустанавливающих документов. Получается, что ВУТ на протяжении многих лет имел возможность монопольно зарабатывать немалые деньги, не ставя в известность ни ВЦМ, ни других собственников железнодорожных путей. Вопрос и в том, как ему удавалось подписывать себе инструкции в РЖД на осуществление перевозок по чужим путям. Известно, что РЖД должны выдавать соответствующую инструкцию при заключении договоров с другими перевозчиками на эксплуатацию каждого железнодорожного пути. При этом договор перевозчика с контрагентом может быть подписан только при наличии у железнодорожного оператора правоустанавливающих документов на транспортную инфраструктуру. Из вышеперечисленных доводов становится понятно, что ВУТ, если и мог работать на ст. Химической, то только в зоне своей ответственности. Насколько известно, ВУТ может принадлежать только 12-й путь. Однако и это обстоятельство пока можно взять под сомнение.

При этом возникают подозрения, что ВУТ мог даже не иметь заинтересованности выяснить настоящего собственника путей. Оформлять должным образом права на владение или пользование путями в ВУТ, скорее всего, также не спешили. В этом случае прямая обязанность за содержание путей должна была лечь на плечи ВУТ. В то же время при возникновении аварийных ситуаций ответственность несет правообладатель инфраструктуры. Таким образом, на протяжении многих лет работы ВУТ имущество могло прийти в аварийное состояние. Но ВУТ, ввиду отсутствия права собственности на эти пути, получил возможность остаться в стороне от обязанности нести ответственность за состояние путей.

В январе Куйбышевская транспортная прокуратура уже дала оценку деятельности компании ВУТ. Работникам прокуратуры потребовалось меньше месяца, чтобы выявить нарушения законодательства, допускаемые при организации функционирования ст. Химической. Внесенные прокуратурой представления, в т. ч. и в адрес генерального директора ВУТ Геннадия Третьякова, дают основания полагать, что движение по ст. Химической необходимо срочно приводить в соответствие всем требованиям законодательства и безопасности.