Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №30 (474) | 23 сентября 2013г.
 

Адвокат для ЖСМ

Классен повел себя как защитник завода от людей

Екатерина Чернышева

17 сентября стало известно, что строительства в Жигулевске предполагаемого нового завода ЗАО «ЕВРОЦЕМЕНТ груп» не будет. Решение об отмене строительства завода якобы связано с тем, что он не окупится. Почему это стало известно спустя несколько лет после громких заявлений о готовности строить, пока остается загадкой. Так или иначе, но в отсутствии модернизации ЗАО «Жигулевские стройматериалы» (ЖСМ), которое входит в «ЕВРОЦЕМЕНТ груп», глава администрации Жигулевска Владимир КЛАССЕН (на фото) увидел чуть ли не благо. И это при том, что жители города убеждены в том, что выброс цементной пыли на их головы идет именно с территории завода.

17 сентября глава администрации г. о. Жигулевск Владимир Классен рассказал об итогах встречи с президентом холдинга «ЕВРОЦЕМЕНТ груп» Михаилом Скороходом. Произошло это в ходе внеочередного заседания Думы г. о. Жигулевск (ЖГД). «Руководством ЗАО «ЖСМ» два года назад было объявлено о закладке камня для строительства нового завода большей мощности. На сегодняшний день «ЕВРОЦЕМЕНТ груп» от строительства нового завод отказалось», — сообщил Владимир Классен. С его слов, связано это с тем, что построенный группой ЕВРОЦЕМЕНТ в Воронежской обл. новый цементный завод по своей стоимости якобы оказался гораздо выше планируемой и его окупаемость, с учетом ряда обстоятельств, выходит на уровень 20 лет.

Из пояснений Владимира Классена становится ясно, что сейчас принято решение об установке на ЖСМ нового оборудования, а также об изменении технологии производства. В целом у стороннего наблюдателя могло сложиться впечатление, будто бы Классен выступил на ЖГД в качестве неформального адвоката ЖСМ. И это при том, что именно это предприятие может своей деятельностью оказывать на экологию Жигулевска серьезную нагрузку. Жители города по этому поводу имеют более радикальные высказывания.

На этом фоне странной выглядит позиция Михаила Скорохода. В Самарской обл. к чемпионату мира по футболу 2018 г. предполагается строительство ряда инновационных проектов на федеральном уровне.

К ним относятся строительство нового стадиона, а также строительство моста, который будет проходить через р. Волгу в районе с. Климовка Ставропольского р-на. При этом уже сейчас в Самарской обл. происходит реконструкция и ремонт федеральной трассы М5. К тому же ежегодно планируется реконструировать более 150 км автодорог. С учетом этого уже сейчас можно предусмотреть нехватку цементного сырья для реализации глобальных проектов. В летний сезон этот дефицит на себе серьезно ощущают строители, в т.ч. из числа частников. Дефицит формирует рост цен. На этом фоне делать выводы о том, что новый цементный завод в Самарской обл. не сможет себя окупить, это все равно что пытаться ввести аудиторию в заблуждение. Против этой версии работает и то, что в прошлом году структуры холдинга «ЕВРОЦЕМЕНТ груп» сумели выиграть тендер на разработку месторождения по извлечению сырья на участке в Сызранском р-не для производства цемента. Более того, в условиях намечающегося повышенного спроса стоит предположить, что ЗАО «ЖСМ» повысит свою эффективность не за счет увеличения производства цемента, а за счет повышения цен на него.

Тем не менее опасения о том, что предполагаемая модернизация ЗАО «ЖСМ» может так и не состояться, на заседании ЖГД высказали сразу несколько депутатов. «У меня на сегодняшний день сложилось такое мнение, что позиция «ЕВРОЦЕМЕНТ груп» в плане экологии и каких-то разговоров по устранению вредных выбросов очень похожа на вождение за нос. Умело выстроенная политика, потому что обещаний и планов по замене, реконструкции завода было много,

но приводились различные доводы, почему они не были реализованы», — отметил депутат ЖГД Михаил Дмитриев. В связи с этим, несмотря на слова Владимира Классена в защиту завода, депутатами было озвучено предложение найти основания для реального воздействия на ЗАО «ЖСМ», которые имели бы юридическую силу.

Напомним, что Тольяттинская специализированная гидрометеорологическая обсерватория (Тольяттинская СГМО) производила замеры в августе 2013 г. согласно договору №642 от 14 августа 2013 г., в ходе которых было выполнено 16 отборов проб атмосферного воздуха в четырех точках. Тольяттинская СГМО подконтрольна Министерству природных ресурсов и экологии РФ, т. е. ее выводы вполне компетентны. « Превышение санитарно-гигиенических норм предельно допустимых максимальной разовой концентрации рабочей зоны (ПДК м. р.) зафиксировано в 7 пробах», — известно из документов, представленных Тольяттинской СГМО. Звучали высказывания, что деятельность ЖСМ необходимо приостановить хотя бы на 90 суток.

Судя по всему, для Владимира Классена исследования Тольяттинской СГМО не являются существенными. «Единственная проблема, даже если мы фиксируем очень серьезные пылевые выбросы, — это проблема с идентификацией их состава, для того чтобы предъявить конкретные претензии ЗАО «ЖСМ», — полагает Владимир Классен. Он также отметил, что Жигулевск находится в зоне открытого карьера на горе Могутовая. А это, по его мнению, не исключает выбросы пыли. Также Классен сослался на то, что есть определенные проблемы с трассой М5, которая якобы оказывает существенное влияние на мкрн Г-1. Но известно и другое — трасса М5 находится в существенной удаленности от мкрн Яблоневый Овраг, который больше всех рискует подвергнуться воздействию ЖСМ. Вряд ли именно пыль с М5, как пытался убедить общественность Классен, оказывает негативное воздействие на экологию в пос. Яблоневый Овраг.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.