Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №32 (476) | 7 октября 2013г.
 

Час икс настал

Мэрия Тольятти должна выплатить ДЖКХ несколько сотен миллионов рублей

Сейдамет Абреков

9 октября будет продолжен судебный процесс управляющей компании ООО «Департамент ЖКХ» (ДЖКХ), мэрии г. о. Тольятти и министерства энергетики и ЖКХ Самарской обл. ДЖКХ пытается взыскать убытки в размере 170 млн р. Они возникли в 2012 г. ввиду того, что органами власти были установлены предельные индексы роста платы за тепло и горячую воду на территории Комсомольского р-на Тольятти. В результате управляющие компании были вынуждены предоставлять услугу теплоснабжения населению по цене ниже, чем закупали его у поставщиков, тем самым выполняли роль некого социального буфера. Уже имеются решения судов по аналогичным делам за 2009-2011 гг. о взыскании 228 млн р. в качестве убытков ДЖКХ. Очевидно, что и источником компенсации 170 млн р. также станет городской бюджет.

Дело на 170 миллионов

В данный момент Арбитражный суд Самарской обл. рассматривает дело №А55-18334/2013, возбужденное по заявлению ООО «Департамент ЖКХ» к мэрии г.о. Тольятти и министерству ЖКХ Самарской обл. По этому поводу в одном из судебных определений говорится: «ООО «Департамент ЖКХ» обратилось в арбитражный суд

с заявлением, в котором просит взыскать с ответчиков убытки ... в размере 170 млн р.». Причина формирования убытков заключается в следующем: «В связи с применением предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса ... и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги». Т.е. у ДЖКХ формировались т.н. выпадающие доходы.

Под сложными судебными формулировками подразумевалась достаточно простая ситуация, имевшая место на территории Комсомольского р-на г.о. Тольятти. Дело в том, что цена на тепловую энергию, по которой ДЖКХ закупал ее у поставщиков тепла, была значительно выше цены, по которой этот же ДЖКХ выставлял счета населению Комсомольского р-на за услугу отопления. Стоит напомнить, что ДЖКХ занимается управлением многоквартирными домами, в т.ч. находящимися на территории этого района. Поэтому совершенно логично, что в качестве третьих лиц в деле №А55-18334/2013 были привлечены производители тепла — ООО «Волжские коммунальные системы» (ВоКС) и ЗАО «Поволжская ТЭК» (ПТЭК).

Важно, что ДЖКХ вовсе не по своей воле предоставлял услугу теплоснабжения дешевле ее реальной стоимости. К этому УК обязывали разнообразные законодательные и иные акты, которые выпускали власти различного уровня. В данном случае — мэрия г.о. Тольятти и правительство Самарской обл. Насколько известно, 98 млн р. из 170 млн р., которые пытается взыскать ДЖКХ, образовались в первом полугодии 2012 г., когда мэрией Тольятти было установлено ограничение стоимости тепловой энергии, применяемой для расчета платы населения за отопление. Размер платы был ограничен на уровне 895,5 р./Гкал. При этом тариф ООО «ВоКС», поставляющего тепло в центральную часть Комсомольского р-на, был 1224,84 р./Гкал. А тариф ЗАО «ПТЭК», поставляющего тепло в п. Поволжский, и вовсе 1994,2 р./Гкал. Нетрудно подсчитать, насколько велика была межтарифная разница, особенно в случае с ПТЭК. Сегодня ДЖКХ вынужден в судебном порядке взыскивать суммы, которые после получения придется перенаправить производителям тепла.

Отдельно стоит обратить внимание на то, что с 1 июля 2012 г. прекратило действовать постановление мэрии, ограничившее стоимость тепловой энергии при расчете за отопление, но продолжало действовать постановление Самарской обл., ограничивающее рост платы населения за коммунальные услуги в пределах 15% от прошлогоднего значения. Поэтому сумма выпадающих доходов ДЖКХ во втором полугодии 2012 г. составила 72 млн р. Логично предположить, что 98 млн р. должна будет компенсировать мэрия Тольятти, 72 млн р. — правительство Самарской обл.

Корнями в прошлое

ДЖКХ подает далеко не первый иск, основанный на необходимости компенсации выпадающих доходов. С учетом того, что разнообразные меры, направленные на ограничение платы граждан за коммунальные услуги, действовали и ранее, убытки у ДЖКХ по этой части образовывались несколько лет подряд. Но уже принят ряд решений о взыскании этих убытков в пользу ДЖКХ. Соответственно, получив данные средства, ДЖКХ сможет расплатиться с поставщиками ресурсов за поставки прошлых лет.

Подробно можно описать нюансы судебного процесса №А55-13521/ 2011. Заявителем в данном случае выступил ДЖКХ, ответчиками — мэрия г.о. Тольятти, правительство Самарской обл. в лице министерства энергетики и ЖКХ и министерства управления финансов. «ООО «Департамент ЖКХ» обратилось в Арбитражный суд Самарской обл. с иском (с учетом изменения предмета требований) к муниципальному образованию г.о. Тольятти в лице мэрии г.о. Тольятти о взыскании 105,1 млн р. убытков», — говорится в материалах этого дела. Отличие данного процесса от дела №А55-18334/2013 в том, что ресурсоснабжающей организацией, у которой ДЖКХ закупал тепло, выступало ОАО «ПО КХ г.о. Тольятти», ранее известное как МУП «ПО КХ г. Тольятти».

«Приказами Управления по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской обл. от 17 октября 2008 г. и от 20 ноября 2009 г. для ОАО «ПО КХ г.о. Тольятти» установлены тарифы на производство тепловой энергии: 956,98 р. на 1 Гкал, включая налог на добавленную стоимость, на 2009 г. и 1065,54 р./Гкал, включая налог на добавленную стоимость, на 2010 г. ... У истца за 2009-2010 гг. возникла задолженность перед ОАО «ПО КХ г.о. Тольятти» в размере 115,3 млн р. Из этой суммы, по мнению истца, 105,1 млн р. долга образовались в результате разницы тарифов, по которым оплачивается приобретенная тепловая энергия, к тарифам, по которым с применением предельного индекса изменения размера платы за коммунальные услуги определялась стоимость оплаты коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения, подлежащих оплате населением», — говорится в материалах дела №А55-13521/2011.

В 2009 г. ДЖКХ, согласно постановлению мэра г.о. Тольятти от 24 марта 2009 г. №608-1/п, применял предельную стоимость тепловой энергии в размере 769,66 р./Гкал. Это, как нетрудно заметить, было значительно ниже тарифов ПО КХ в 2009-2010 гг.

В 2011 г. выпадающие доходы ДЖКХ стали предметом разбирательства в рамках дела №А55-7959/2012. Размер убытков ДЖКХ за 2011 г. вследствие ограничения роста платы за коммунальные услуги — 123 млн р. Он был рассчитан опять же вследствие межтарифной разницы: тариф ВоКС на тепло составлял 1224,84 р./Гкал, а тариф ПТЭК — 1994,2 р./Гкал. Ограниченный тариф для населения — 895,5 р./Гкал. Соответственно, разница составила 329,34 р./Гкал — в случае с ВоКС и 1098,7 р./Гкал — при расчетах с ПТЭК.

Решения по делу №А55-7959/2012 и делу №А55-13521/2011 уже находятся в исполнительном производстве. В связи с чем актуальным становится вопрос об источниках компенсации данных затрат ДЖКХ, а также самой процедуре компенсации. Как заверил мэр г.о. Тольятти Сергей Андреев, для исполнения решений суда будут найдены бюджетные источники. Скорее всего, за счет экономии на других расходах. О том, что мэрия Тольятти не будет исполнять данных судебных решений, речи, как заверил Сергей Андреев, не идет. Однако уже сегодня целесообразно инициировать вопрос о создании прозрачной системы самого процесса компенсации. Как минимум прозрачность обеспечит высокий уровень доверия к процессу. Ведь речь идет о выплате в общем размере более 228 млн р. Кроме того, не стоит исключать, что мэрии Тольятти придется выплачивать еще 98 млн р. из тех 170 млн р. убытков ДЖКХ за 2012 г., ставших предметом разбирательства по делу №А55-18334/2013.

Логичнее предположить, что источник покрытия межтарифной разницы должен был бы формироваться на этапе принятия социальных постановлений, ограничивающих рост платы граждан за коммунальные услуги.

Как стало известно со слов генерального директора ООО «Департамент ЖКХ» Виктора Попова, первые средства — в размере 35 млн р. — должны поступить на счет ДЖКХ для расчетов с поставщиками — ВоКС и ПТЭК — в ноябре 2013 г. Оставшаяся сумма — в 2014 г. При этом, как отметил руководитель ДЖКХ, ЗАО «ПТЭК» еще до исполнения судебных решений уже взыскало с УК задолженность, возникшую из-за межтарифной разницы. В свою очередь ВоКС, по словам Виктора Попова, даже наложило арест на расчетный счет ДЖКХ.

По новому кругу

В 2009-2012 гг. ситуация с выпадающими доходами складывалась только в Комсомольском р-не. В 2013 г. она затронула все районы Тольятти. В этом году ситуация обостряется тем, что тарифы на некоторые виды коммунальных ресурсов повышаются более чем на 12% (в частности, на воду, стоки, газ, электрическую энергию), а плата за коммунальные услуги при неизменных объемах не должна превысить 12%.

При этом всем УК приходится (или еще придется) в судебном порядке доказывать возникновение выпадающих доходов, о которых знают, но не хотят признавать на всех уровнях власти. Прогнозируется, что сумма выпадающих доходов только ДЖ КХ по 2 013 г. составит 143 млн р., а ведь есть и другие крупные УК. Но до настоящего времени механизм возмещения выпадающих доходов неизвестен.

Пока непонятно, как будут выстраиваться взаимоотношения тольяттинского муниципалитета и правительства Самарской обл. по этому вопросу. Ведь по коммунальным платежам УК выполняют транзитную функцию и должны объемы, выставленные энергетиками, предъявить населению. В свое время это не было сделано, в связи с чем сегодня перед городским бюджетом Тольятти возникла достаточно сложная задача по компенсации нескольких сотен миллионов рублей. В этом году, чтобы частично оградить население от скачка роста стоимости коммунальных ресурсов, мэрия была вынуждена вновь принять постановление о предельном индексе. Несмотря на то что данное постановление выполняет важную социальную роль, во сколько оно вновь обойдется городской казне — покажет время. Так или иначе, в целом становится очевидно, что средства, которые ДЖКХ все-таки пришлось оплатить поставщикам, — это расходы ДЖКХ прошлых периодов. С этими расходами компания в свое время взяла на себя роль некого социального буфера, т.к. население не ощутило на себе роста стоимости коммунальных услуг в полном объеме, а власть в то время получила стабильную социальную обстановку, причем без дополнительных расходов.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Сергей АНДРЕЕВ, мэр г.о. Тольятти

- Мэрией Тольятти в настоящее время совместно с правительством Самарской обл. решается вопрос по определению источников финансирования недополученных доходов, возникших в связи с ограничением платы граждан в 2013 г.