Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №34 (478) | 21 октября 2013г.
 

В космос за деньгами

Опыт расходования миллиардов бюджетных средств Комаров использует в ОРКК

Сейдамет Абреков

16 октября ОАО «АВТОВАЗ» раскрыло информацию о том, что президент компании Игорь КОМАРОВ (на фото) покидает предприятие. За время работы Комарова АВТОВАЗ нарастил объем долговых обязательств до 107 млрд р., во многом сформированных за счет беспрецедентной финансовой помощи государства. Теперь Комаров полученный опыт сможет применить в еще более бюджетоемкой отрасли — космической. Полеты ракет за пределы Земли дают поистине космические масштабы для списания любых средств, особенно из государственного бюджета. Новым президентом АВТОВАЗа должен стать ныне президент Группы «ГАЗ» Бо Инге АНДЕРСОН, который до 2009 г. много лет отработал в корпорации GM.

Раскрытие информации об отставке президента ОАО «АВТОВАЗ» Игоря Комарова нельзя назвать неожиданностью. Прогнозы о том, что Комаров сменит место работы, эксперты «Хронографа» сделали сразу после того, как 24 сентября ОАО «АВТОВАЗ» сообщило о созыве на 4 декабря 2013 г. внеочередного собрания акционеров (см. «Хронограф» №31(475) от 30.09.13). В этот день акционерам придется проголосовать за досрочное прекращение полномочий членов совета директоров ОАО «АВТОВАЗ» и избрание его новых членов. Временно и.о. президента АВТОВАЗа назначен исполнительный вице-президент компании по финансам и корпоративному управлению Олег Лобанов.

Уже 24 сентября эксперты «Хронографа», как уже отмечалось, спрогнозировали ближайшее увольнение Игоря Комарова. Примечательно, что только спустя примерно неделю федеральное издание «Коммерсант» со ссылкой на некие «источники из Кремля» распространило информацию о грядущей отставке президента АВТОВАЗа. Вывод о неизбежности подобного события можно было сделать и не имея «источников в Кремле». Экспертам «Хронографа» достаточно было сопоставить динамику экономических показателей АВТОВАЗа — показателей продаж компании и динамику роста кредиторской задолженности — и наложить эту информацию на время появления корпоративных решений на АВТОВАЗе.

По традиции на АВТОВАЗе увольнению Комарова поспешили придать самый позитивный окрас. Причем некоторые тезисы, судя по всему, мало соотносились с реальностью. «За время работы на АВТОВАЗе Игорь Комаров и команда менеджеров компании при участии акционеров — ГК «Ростех» и альянса Renault-Nissan: разработали и реализовали антикризисную программу (...сокращены долговые обязательства перед банками и поставщиками)», — в частности, заявили в пресс-центре АВТОВАЗа. Этот орган находится в ведении директора по внешним связям АВТОВАЗа Игоря Буренкова. Буренков появился на АВТОВАЗе одновременно с Комаровым.

В тандеме Комаров-Буренков последнему, судя по всему, отводилась роль генератора идей на предмет того, как любые промахи АВТОВАЗа представлять в СМИ исключительно в положительном свете. Видна была «рука Буренкова» и в подготовке информации об отставке Комарова. Со ссылкой на генерального директора ГК «Ростех», заместителя председателя совета директоров АВТОВАЗа Сергея Чемезова, АВТОВАЗ сообщил: «Игорь Комаров — эффективный управленец, ему удалось вывести АВТОВАЗ на новый этап развития, обеспечить стабильный рост компании. В первую очередь он проявил себя как антикризисный менеджер, который значительно повысил эффективность производства, а также сформировал высококвалифицированную рабочую команду».

Тезисы о «сокращении долговых обязательств», «стабильном росте компании», «повышении эффективности производства» требуют пояснений. Так, например, АВТОВАЗ не прекращает проводить крупномасштабные заимствования. 5 августа стало известно о том, что АВТОВАЗу будет открыта кредитная линия в ГК «Внешэкономбанк» (ВЭБ) в размере 25,2 млрд р. 4 декабря акционеры должны будут одобрить сделку с ОАО «Сбербанк России». При этом не стоит забывать, что АВТОВАЗ получил 75 млрд р. в виде беспроцентных займов от ГК «Ростех». Объем обязательств АВТОВАЗа на 27 июня уже достиг 107 млрд р. и, очевидно, продолжил расти. Темпы падения продаж — около 5% от показателей прошлого года — могут отразиться на выручке компании. Можно ли на этом фоне говорить о «стабильном росте компании»?

Но подобная картина почему-то устраивала Ростех. Наверное, потому, что найти более квалифицированного специалиста, способного управлять предприятием, которое получило в виде займов и кредитов от государственных структур около 100 млрд р., не так-то и просто.

Заявление о «повышении эффективности» АВТОВАЗа становится понятным, если обратить внимание на то, куда уходит Игорь Комаров. 9 октября президент России Владимир Путин провел рабочую встречу с заместителем председателя правительства России Дмитрием Рогозиным.

«Мы предполагаем ... сформировать единую ракетно-космическую корпорацию на базе НИИ космического приборостроения. Это уже существующая организация, у нее есть необходимые фонды для того, чтобы именно в нее переводить акции предприятий ракетно-космической промышленности», — приводит слова Рогозина официальный портал президента России.

12 октября издание «Коммерсант», опять со ссылкой на некие «высокопоставленные источники», заявило: «Вчера председатель правительства Дмитрий Медведев провел закрытую встречу с вице-премьером Дмитрием Рогозиным и директором завода «АВТОВАЗ» Игорем Комаровым. Источники «Ъ» утверждают, что премьер принципиально одобрил кандидатуру Комарова на пост главы Объединенной ракетно-космической корпорации (ОРКК). Назначению будет предшествовать подписание президентом Владимиром Путиным указа о создании ОРКК — это, по данным «Ъ», произойдет уже во вторник».

Таким образом, Игорь Комаров перемещается с АВТОВАЗа, где он получил прекрасный опыт расходования многомиллиардных бюджетных траншей, в структуру, намного более бюджетоемкую, чем АВТОВАЗ. Безусловно, и сама отрасль ракетостроения и полетов в космос предоставляет бывшему банкиру Комарову поистине космические масштабы для деятельности. Особенно с учетом того, каковы масштабы госзаказа, который ранее получал Роскосмос, а теперь получит ОРКК. Соответственно, для директора по внешним связям АВТОВАЗа Игоря Буренкова, переход которого в ОРКК, скорее всего, будет делом времени, также откроются новые горизонты. Если бюджет АВТОВАЗа на рекламу был примерно 1 млрд р. в год, то на раскрутку ОРКК может потребоваться на порядок выше. Ведь если АВТОВАЗ можно было «эффективно» рекламировать в пределах России, то ОРКК необходимо «прославлять» на весь мир.

Новость об отставке Комарова российские фондовые рынки встретили ростом котировок акций АВТОВАЗа. По сообщению пресс-центра АВТОВАЗа от 17 октября, президентом АВТОВАЗа станет Бо Инге Андерсон. В данный момент он является президентом «Группы ГАЗ», членом совета директоров ОАО «ГАЗ».

"Хронограф" будет следить за развитием событий.