Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №36 (480) | 5 ноября 2013г.
 

Таможня не дает добро

«Джи Эм-АВТОВАЗ» призналось в сложном положении на предприятии

Илья Ширтанов

18 октября Арбитражный суд Самарской обл. повторно отказал ЗАО «Джи Эм-АВТОВАЗ» в удовлетворении ходатайства об обеспечении иска по делу о признании недействительными решений Самарской таможни Приволжского таможенного управления Федеральной таможенной службы (ФТС). Представители «Джи Эм-АВТОВАЗ» сослались на то, что исполнение актов, вынесенных ФТС, может негативно отразиться на финансовом положении предприятия. Но уже сейчас очевидно, что, на самом деле, перспективы дальнейшего развития предприятия будут зависеть от позиции нового президента ОАО «АВТОВАЗ».

26 сентября в рамках судебного спора с ФТС ЗАО «Джи Эм-АВТОВАЗ» заявляло ходатайство о приостановлении требования Самарской таможни по уплате таможенных платежей. Из документов суда следует, что «Джи Эм-АВТОВАЗ» оспаривает решение таможни от 20 августа 2013 г. об уплате более 7 млн р. и пени в размере немногим более 1 млн р. Не совсем понятно, в связи с чем могла возникнуть данная ситуация. «Джи Эм-АВТОВАЗ» осуществляет деятельность на территории Самарской обл. далеко не первый год. Соответственно, у производителя уже должна была выстроиться определенная тактика работы, в т.ч. и по линии международных поставок и закупок. Насколько известно, это первое разногласие между «Джи Эм-АВТОВАЗ» и ФТС подобного характера.

В качестве обоснования своего ходатайства «Джи Эм-АВТОВАЗ» указало на то, что непринятие обеспечительных мер по данному делу может повлечь за собой причинение компании значительного ущерба. Среди таковых представители «Джи Эм-АВТОВАЗ» указали «невозможность перечисления денежных средств в счет уплаты обязательных платежей (налогов, таможенных пошлин и др.) в бюджетную систему Российской Федерации; задержку в выплатах заработной платы сотрудникам ЗАО «Джи Эм-АВТОВАЗ»; невозможность осуществления хозяйственной деятельности ЗАО «Джи Эм-АВТОВАЗ», взаиморасчетов по текущим договорам, в связи с недостаточностью средств на счетах предприятия; приостановление инвестирования текущих проектов, что повлечет для ЗАО «Джи Эм-АВТОВАЗ» штрафные санкции со стороны контрагентов,

После избрания нового президента АВТОВАЗа планы развития «Джи Эм-АВТОВАЗ» могут быть скорректированы
После избрания нового президента АВТОВАЗа планы развития «Джи Эм-АВТОВАЗ» могут быть скорректированы

а также отрицательным образом повлияет на деловую репутацию организации».

Суд посчитал, что «Джи Эм-АВТОВАЗ» не смогло доказать необходимость принятия обеспечительных мер. Между тем само заявление «Джи Эм-АВТОВАЗ» о том, что отчисление указанных сумм способно повлиять на своевременную выплату зарплаты работникам предприятия, наводит на размышления о финансовой стабильности организации.

Не менее странно выглядят заявления о возможном приостановлении инвестиционных проектов «Джи Эм-АВТОВАЗ». Скорее всего, в «Джи Эм-АВТОВАЗ» действительно происходит резкое снижение показателей. По данным, раскрытым компанией за 9 мес. 2013 г., «Джи Эм-АВТОВАЗ» произвело 41 485 автомобилей. Было отгружено 41 342 автомобиля. За аналогичный период 2012 г. «Джи Эм-АВТОВАЗ» произвело 46 076 автомобилей, отгрузило 46 323. Т.е. и по производству, и по продажам произошло снижение приблизительно на 11%.

Между тем по опубликованным на сайте «Джи Эм-АВТОВАЗ» данным, немногим более двух лет остается до запуска нового проекта предприятия. Для реализации мероприятий было создано ООО «Джей Ви Системз». В октябре 2012 г. «Джи Эм-АВТОВАЗ» презентовало программу развития «Джей Ви Системз» на территории Особой экономической зоны (ОЭЗ) «Тольятти». Согласно представленному на рассмотрение проекту, «Джи Эм-АВТОВАЗ» намерено создать на территории ОЭЗ корпуса кузовного и прессового производств. Помимо этого планируется построить инженерную лабораторию и логистический центр. При этом заявленные площади (200 тыс. кв. м) превышают площади уже имеющегося производства «Джи Эм-АВТОВАЗ» (137,5 тыс. кв. м).

«Джи Эм-АВТОВАЗ» представляет собой СП с участием корпорации General Motors и ОАО «АВТОВАЗ». Учитывая это обстоятельство, становится очевидно, что дальнейшие перспективы развития «Джи Эм-АВТОВАЗ» — строительство нового завода и даже взаимоотношения с таможней — будут зависеть от позиции нового президента АВТОВАЗа. Если на эту должность будет избран представитель альянса Renault-Nissan, стоит ожидать прекращения финансирования программы «Джей Ви Системз». Вряд ли Renault и Nissan будут заинтересованы инвестировать средства в расширение производственной площадки конкурента.

На этом фоне для «Джи Эм-АВТОВАЗ» наиболее выгодно выглядит официально озвученная кандидатура на пост президента АВТОВАЗа Бо Андерссона. С 1993 г. Андерссон работал на GМ в различных должностях. В 2007 г. Бо Андерссон назначен вице-президентом GM Group по глобальным закупкам и поставкам. В 2009 г. Бо Андерссон занял место президента «Группы ГАЗ».

Появление Андерссона на руководящей должности АВТОВАЗа может означать для «Джи Эм-АВТОВАЗ», по крайней мере, сохранение существующих позиций. На фоне тенденции общего снижения показателей на рынке российского автопрома даже такая перспектива со стороны кажется довольно неплохой.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Наталья ЛАРИОНЧЕВА, менеджер по внешним и внутренним коммуникациям ЗАО «Джи Эм-АВТОВАЗ»

- Компания «Джи Эм-АВТОВАЗ» является закрытым акционерным обществом и не комментирует свою финансовую деятельность. Что касается судебного спора об обжаловании ненормативного акта Самарской таможни, то судебный акт по делу до настоящего времени не вынесен и не вступил в силу.