Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №36 (480) | 5 ноября 2013г.
 

Политическое алиби

Возвращение к Чубайсу способно открыть Аветисяну новые перспективы и оградить от неудобных вопросов

ИА «Центр-Инфо»

В конце октября стало известно о новом назначении одного из бенефициаров холдинга «Волгопромгаз» (ВПГ) Владимира АВЕТИСЯНА (на фото слева). Он стал заместителем председателя правления ОАО «Роснано» Анатолия ЧУБАЙСА (на фото справа). Знакомство с Чубайсом случилось у Аветисяна гораздо раньше, чем с его нынешним «шефом» — гендиректором госкорпорации «Ростехнологии» Сергеем ЧЕМЕЗОВЫМ. На фоне ослабления влияния Чемезова, причем уже не только в Самарской обл., «непотопляемый» Чубайс, напротив, набирает вес. В случае реализации в Самарской обл. «собянинского сценария» в отношении Аветисяна наверняка начали бы озвучиваться версии о возникновении у него неких амбиций. Теперь же он легко может ответить своим оппонентам, как и прежде, политика его не интересует.

Защита товарища

Аветисян сменил в заместителях Чубайса президента бизнес-школы «Сколково» Андрея Раппопорта — одного из ближайших доверенных лиц главы Роснано. Газета «Известия» со ссылкой на источник, близкий к фонду «Сколково», сообщала о том, что Чубайс запросто называл Раппопорта «мой боевой зам». Казалось бы, оснований для поиска замены проверенному заместителю и другу нет. Однако в Роснано и близких ему структурах далеко не все столь однозначно.

Причины быть недовольными финансово-хозяйственной деятельностью Роснано у членов правительства есть. Компания второй год подряд показывает убыток. Размеры убытков впечатляют. По итогам 2011 г. чистый убыток Роснано достиг почти 3 млрд р. Но это сущий пустяк по сравнению с убытками за 2012 г., достигшими 24,37 млрд р., т.е. более чем в 8 раз выше показателя предыдущего периода. Во многом этот убыток сформировался за счет беспрецедентных операционных расходов в сумме 22,39 млрд р., указанных в строке с кодом 350 отчета о прибылях и убытках. Хотя президент РФ Владимир Путин не стал делать из этого каких-то радикальных выводов, пояснив в интервью одному из государственных телеканалов, что в той сфере, в которой работает Роснано, нужно быть готовым к рискам. Подобного рода реплику можно было расценить не иначе как признак полнейшего покровительства со стороны Путина всем сегодняшним действиям Чубайса.

Напомним, что в Роснано Аветисяну предложили находить прибыльные проекты и отвечать за возврат инвестиций от портфельных компаний (см. «Хронограф» № 35 (479) от 28.10.13). Причем круг обязанностей нового зама, по сообщению пресс-службы Роснано, мало чем будет отличаться от обязанностей его предшественника Раппопорта.

Вспоминая историю знакомства Чубайса и Аветисяна, чаще всего кивают на период реформирования Чубайсом ОАО РАО «ЕЭС России». Тогда Аветисян работал под началом старого-нового шефа управляющим директором Бизнес-единицы № 2, проводя предпродажную подготовку и реализацию активов энергомонополии. Этот опыт вполне может быть применен в отношении наиболее ценных активов Роснано. Ситуация, по сути, схожая. Несколько лет назад после признания неэффективным такого «монстра», как РАО ЕЭС, он был разделен на мелкие кусочки. Самые лакомые из них отошли в распоряжение частных лиц, в т.ч. и Аветисяна (например, ОАО «Волжская ТТК»). Сейчас дело, похоже, идет к тому, чтобы расформировать Роснано. Якобы готовится план преобразования компании, согласно которому может быть продано 10% ее акций. Основанием для этого, как и в случае с РАО ЕЭС, может явиться законодательно установленная необходимость разделить подразделения Роснано по их функционалу на группы, которые будут взаимодействовать между собой уже в условиях свободного рынка. И вот тут за кое-какими активами, не требующими особых вложений, но приносящими стабильный доход, может выстроиться целая очередь. Ключевым фактором здесь наверняка станет близость к тем, кто будет резать этот «пирог». Например, в Тольятти интерес для приватизаторов может представлять созданное в декабре 2012 г. ООО «Нефтегазоргсинтез». Роснано принадлежит 49,99% долей в уставном капитале указанного общества. Еще 50,01% долей владеет ОАО «БЕНЗОЛ», близкое ОАО «КуйбышевАзот».

«Крыша» протекла

В то же время более прозаичной представляется версия смены Аветисяном политического прикрытия от давления на структуры ВПГ, которое вполне может быть усилено. В пользу этого говорит несколько обстоятельств. Напомним, что знакомство с Чубайсом случилось у Аветисяна гораздо раньше знакомства с генеральным директором госкорпорации «Ростехнологии» Сергеем Чемезовым. До настоящего момента Аветисян официально числится советником Чемезова в Ростехе, причем на этот расклад якобы не повлияет то, что Аветисян теперь будет трудоустроен в Роснано, начнет получать там «белую» зарплату и станет обязанным публиковать сведения о своих доходах и имуществе.

Верится в это с трудом. Отдельные наблюдатели полагают, что Аветисяну вскоре предложат расстаться с регалиями советника Чемезова. Дело тут не только в конфликте интересов, который может происходить между Ростехом и Роснано, но и в заочном оппонировании лиц, стоящих за продвижением обеих корпораций.

Если смотреть совсем уж глобально, то Ростех создавался с подачи нынешнего президента РФ Владимира Путина. Роснано в большей степени считают детищем экс-президента, а ныне — премьер-министра Дмитрия Медведева. В последнее время можно наблюдать некоторое охлаждение отношений Путина и Чемезова. Процесс пошел вслед за сложением своих полномочий на посту губернатора Самарской обл. Владимиром Артяковым — одним из вернейших Чемезову людей. На смену Артякову пришел Николай Меркушкин, отношения которого с президентом Путиным и важнейшей для президента группой влияния, куда входит, например, недолюбливающий Ростех глава ОАО «НК «Роснефть» Игорь Сечин, развиваются очень конструктивно. Итогом губернаторской ротации стало ослабление влияния Чемезова и его группы в регионе. Подтверждением этого может являться хотя бы количество встреч, проведенных Чемезовым с Меркушкиным и получивших освещение в прессе.

Если сравнивать, то встречи Чемезова с Артяковым находили отражение в СМИ едва ли не ежемесячно. Меркушкин с Чемезовым, по предварительным данным, упоминались вместе всего трижды. Впервые это случилось 26 мая 2012 г., вскоре после отставки Артякова. Экс-губернатор в паре с Чемезовым встретился с Меркушкиным, причем не в Самаре, а в Москве. И это после того, как ни Артяков, ни Чемезов не посетили инаугурацию Меркушкина. Продолжение последовало 21 ноября 2012 г., когда Меркушкин принял участие в заседании самарского реготделения Союза машиностроителей России. Тогда депутат Госдумы и заместитель председателя федерального Союзмаша Владимир Гутенев от имени Чемезова вручил Меркушкину членский билет общественной организации.

По всей видимости, Чемезов не пожелал делать этого лично, хотя вполне мог выбрать время. Зато председатель реготделения Союзмаша Аветисян, присутствовавший на заседании, аплодировал едва ли не громче всех. Наконец, еще одна очная встреча Меркушкина с Чемезовым состоялась в марте 2013 г. на заседании попечительского совета Федерации велоспорта России. Чемезов, являющийся председателем попечительского совета, не мог не пригласить Меркушкина, потому что отношения нынешнего губернатора с газовой компанией «Итера», выступающей основным спонсором велосипедистов, сегодня складываются лучше, чем у самого Чемезова. Тем более что и сама «Итера» все же ушла из-под кураторства Чемезова, оказавшись поглощенной в течение 2013 г. Роснефтью Сечина.

Вряд ли вышеуказанные нюансы укрылись от внимания Владимира Аветисяна, очень тонко чувствующего изменения политической конъюнктуры. А потому он мог начать поиск нового покровителя в стане условных оппонентов Чемезова. Один из таких оппонентов -Дмитрий Медведев, запомнившийся публичной критикой Чемезова еще во времена своего президентства. Сюда же следует отнести поддерживаемых Медведевым «либералов» -председателя правления ОАО «Газпром» Алексея Миллера, зампреда правительства РФ Аркадия Дворковича и человека еще из ельцинской обоймы — Анатолия Чубайса. Союз с Дворковичем мог бы выглядеть слишком явным доказательством отторжения Аветисяном Чемезова и стоящих за ним людей. Союз с Миллером, наверное, был бы самым выгодным вариантом, тем более что диалог Газпрома с регионом после прихода Меркушкина развивается очень активно.

Проблема в том, что в этом диалоге места для ВПГ, судя по всему, не предусмотрено. А вот Чубайс, при всех его недоработках по праву заслуживший в федеральной политической элите эпитет «непотопляемый», пришелся очень кстати.

Аветисян знает Чубайса не понаслышке: сначала они долго работали вместе, а затем Аветисян, скорее всего, помогал Чубайсу на этапе преобразования Роснано из госкорпорации в ОАО. «Они не так близки, как с Раппопортом, однако Чубайс ему доверяет», — объяснял «Известиям» выбор Чубайса в пользу Аветисяна собеседник в Роснано. Немаловажным представляется и стремительный набор Чубайсом веса в родном для Аветисяна регионе. Быть может, Чубайс встречался с Меркушкиным не чаще, чем Чемезов, но зато продуктивнее. Первая встреча, растиражированная СМИ, произошла год назад в Москве. Тогда Меркушкин и Чубайс обсудили возможность создания в регионе наноцентра. Стороны пришли к выводу о необходимости формирования в Самарской обл. инфраструктуры для создания и поддержки высокотехнологичных инновационных проектов с использованием существующих у Роснано инструментов.

Причем наибольший интерес у Чубайса в плане производственной площадки для стартовых проектов Роснано вызвала территория особой экономической зоны Тольятти, в развитии которой областные власти заинтересованы в первую очередь. В октябре 2013 г. губернатор еще раз встретился с руководством Роснано. Были проработаны детали реализации соглашения о сотрудничестве между корпорацией и правительством Самарской обл. Также стороны рассмотрели конкретные совместные проекты в сфере высоких технологий. В каждом из этих проектов, учитывая расположение Чубайса, имеет шанс поучаствовать и Аветисян.

С прицелом на выборы

Еще одна версия гласит, что поступление на должность в Роснано — попытка Владимира Аветисяна сделать вид, что он абстрагируется от процессов, которые начнутся в регионе в преддверии прогнозируемых выборов губернатора Самарской обл. уже совсем скоро. 1 ноября газета «Ведомости» сообщила, что в администрации президента обсуждается необходимость переноса части избирательных кампаний губернаторов с 2015 г. и 2016 г. на сентябрь 2014 г., чтобы проводить поменьше кампаний накануне думских выборов (декабрь 2016 г.) при ухудшении социально-экономической обстановки. «Губернаторы зачастили на Старую площадь — к первому замруководителя кремлевской администрации Вячеславу Володину, в т.ч. и те, у кого сроки истекают позже 2014 г. Многие хотели бы получить гарантии переназначения, но получат не все», -пишут «Ведомости». Учитывая данные обстоятельства, можно предположить, что найдется кто-то помимо губернаторов, кто предложит Володину перенести выборы в том или ином регионе на более ранний срок. Если брать в пример Самарскую обл., то полномочия Николая Меркушкина, назначенного в мае 2012 г., должны истечь только в 2017 г. -за год до выборов президента РФ. Понятно, что у Меркушкина практически нет поводов обращаться к Володину с инициативой о переносе хотя бы потому, что новые выборы губернатора региона пройдут, скорее всего, уже после выборов в Госдуму 2016 г. Однако вместо Меркушкина с ходатайством к Володину могут выйти как раз те, кому губернатор сегодня создает систему политических противовесов. Тем более что есть и формальный повод для досрочных выборов.

Логично предположить, что Владимир Путин хочет видеть своих эффективно работающих назначенцев на постах первых лиц субъектов РФ на момент президентских выборов. Для этого креатурам главы государства придется переизбраться либо по окончании контрактов в 2017 г., либо досрочно. Это уже будет диктовать политическая ситуация. Для Самарской обл. вариантов два. Либо 2014г., либо 2017г. В 2015г. предстоят выборы главы Самары, в 2016г. -депутатов Самарской губернской думы. Очевидно, что совмещать эти кампании с выборами главы региона было бы неразумно.

Не исключено, что первыми на инициативу по переносу выборов решатся ВПГ и его лоббисты, главным из которых можно считать того же Аветисяна. Открыто признавать наличие подобных замыслов Аветисян, разумеется, в обозримом будущем не станет. Он и так в последнее время настолько вжился в роль общественника, что с влиянием возглавляемого им самарского реготделения Союзмаша на настроения крупных предприятий приходится серьезно считаться. Например, подконтрольная ВПГ телерадиокомпания «Терра» почти в каждом сюжете про ОАО «АВТОВАЗ» обязательно упоминает, что автозавод входит в крупнейшую общественную организацию — Союзмаш. Потенциально такие «про-бросы» могут настолько врезаться в память тому же трудовому коллективу АВТОВАЗа, что на будущих губернаторских выборах он вдруг решит поддержать кандидата, продвигаемого именно Союзмашем. То же самое касается других избирателей из числа сотрудников оборонных и прочих предприятий реального сектора экономики региона, как правило, отличающихся дисциплиной по части волеизъявления. По некоторым оценкам, работники компаний, втянутых СРО Союзмаша в свою орбиту, составляют весьма существенную часть от общего количества имеющих право голоса граждан, которые к тому же предпочитают ходить на выборы. А значит, многое будет зависеть от того, кто и как будет ориентировать этот ресурс в ходе губернаторской гонки. Если только маневры лиц, стоящих за Союзмашем, вовремя не будут разгаданы.

Наблюдатели полагают, что идею с постепенным отказом от общественной деятельности и переходом, по сути, в госслужащие (Роснано пока на 100% принадлежит государству) Аветисяну мог подсказать именно Володин. По крайней мере, история отношений Володина с лидерами самарской бизнес-элиты позволяет предположить, что пожелания того же ВПГ относительно кандидатуры губернатора сегодня могут учитываться при принятии решений на самом высоком уровне. Следует понимать, что кандидатура от ВПГ может быть использована исключительно для торга в случае «собянинского сценария». Торг, скорее всего, будет предельно жестким. Основные направления торга очевидны: контроль над ОМС в трех крупнейших городах региона, сохранение контроля над ООО «СВГК», увеличение доли участия субъектов ВПГ в региональных проектах. Для реализации подобных планов необходимо самому быть непотопляемым.

Легенда, разработанная Володиным, могла быть такова: Аветисян вскоре якобы отстраняется от Союзмаша, выходит из советников Чемезова и сосредотачивается на проблемах бизнеса Роснано в масштабах федерального уровня. При возникновении подозрений ответ может быть очень простым: ну не может человек чисто физически успевать совмещать активную общественную деятельность с постоянным консультированием госкорпорации Ростех, при этом отдавая все силы выводу в безубыточность Роснано. Одно будет отвлекать от другого и даже мешать. А потому выбор сделан: посвятить себя инновационному высокотехнологичному бизнесу -и никакой политики. Кто-то в это действительно может поверить.