Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №38 (482) | 18 ноября 2013г.
 

Испытание для Ситнова

Председателю Поволжского Сбербанка предстоит успокаивать недовольных сотрудников

Егор Кошеров

В 2014 г. в подразделениях ОАО «Сбербанк России» ожидаются масштабные сокращения. Чистка рядов затронет и филиал «Поволжский банк» ОАО «Сбербанк России» (ПБСБ), возглавляемый Владимиром СИТНОВЫМ (на фото). Возмущение работников ПБСБ, за долгие годы привыкших к хорошему, грозит вылиться не только в публичные протесты, но и в распространение инсайдерских сведений, связанных с деятельностью ПБСБ. Информационный фон вокруг ПБСБ в последнее время и так далек от идеального, а здесь еще такая перспектива. Ситнову, по всей видимости, придется лично заботиться о репутации вверенного ему территориального подразделения. Потому как лица, ответственные за формирование общественного мнения о ПБСБ, не слишком-то преуспевают.

«Подарок» к празднику

12 ноября многие в Самаре отмечали День работника Сбербанка. Специально к этому празднику служба исследований компании HeadHunter (НН) проанализировала более 2500 резюме соискателей из Самарской обл., указавших Сбербанк (а именно возглавляемый Владимиром Сит-новым ПБСБ) в качестве своего последнего места работы. По итогам анализа НН составил портрет среднестатистического работника Сбербанка. Более половины соискателей (52%) находится в возрасте от 26 до 35 лет. В большинстве случаев это люди с высшим образованием (94%), владеющие английским языком (72%), и с опытом работы свыше 6 лет (50%).

Особое внимание НН уделил тому, что зарплатные ожидания кандидатов, ранее работавших в Сбербанке, выше, чем в среднем по профессиональной отрасли «Банки». Более половины соискателей из числа бывших сотрудников ПБСБ хотели бы получать от 20 до 40 тыс. р., а 14% рассчитывают на доход от 40 до 80 тыс. р.

Из результатов исследования НН можно сделать вывод, что экс-сотрудники ПБСБ в большинстве случаев люди молодые, образованные и компетентные в банковской сфере. В современной России такие по умолчанию должны отличаться активной гражданской позицией, увлекаться любимым делом. Тем не менее что-то вынудило их уйти из ПБСБ и заняться поиском новой работы.

Также можно отметить, что экс-сотрудники ПБСБ, уволившиеся по разным причинам, имеют весьма высокие финансовые запросы. Неудовлетворение этих запросов на региональном рынке труда с течением времени повышает вероятность возникновения социальной напряженности. А если учитывать, что пекущиеся о своей карьере люди способны мыслить и действовать нестандартно, то их неустроенность, обусловленная чаще всего субъективным подходом работодателя при выборе в пользу той или иной кандидатуры, грозит неприятными последствиями для функционирования всего банковского сектора региона. К примеру, экс-сотрудники ПБСБ способны спровоцировать волну негатива в социальных сетях и в блогосфере в первую очередь по отношению к бывшему работодателю, выставившему их на улицу.

Сегодня этот риск усиливается в связи с последними заявлениями президента, председателя правления ОАО «Сбербанк России» Германа Грефа. В начале прошлой недели Греф обнародовал стратегию развития банка на 2014-2018 гг. Одним из самых неоднозначных пунктов стратегии считается сокращение численности штата Сбербанка на 30 тыс. человек.

По словам Грефа, в ближайшие 5 лет численность сотрудников банка может быть сокращена на 12% — с 250 тыс. до 220 тыс. человек. Причем основные сокращения случатся уже в 2014 г. и большую часть рабочих мест сократят в филиалах, находящихся в регионах. ПБСБ — один из них. Ожидается, что это будет самая масштабная чистка кадров в истории банка. Например, с 2009 г. по 2013 г. во всех подразделениях Сбербанка сократили в общей сложности около 10 тыс. человек.

Пропускают «удары»

Если разделить число очередных запланированных Грефом сокращений на количество территориальных банков Сбербанка (17), то в среднем уже в 2014 г. из ПБСБ может быть уволено ориентировочно 1700-1800 человек. Такая перспектива должна заставить задуматься Владимира Ситнова. Их гнев может обратиться в первую очередь на виновника увольнений. А это, как показывает сложившаяся в России практика, не только публичные протесты, но и распространение весьма неприятных инсайдерских сведений, характеризующих деятельность банка. Последнее может ударить по финансовым показателям кредитной организации.

Существует мнение, что ПБСБ сегодня слабо защищен от информационных возмущений, а потому предстает в публичной плоскости не в самом выгодном свете. С начала 2013 г., когда Ситнов занял пост председателя ПБСБ, негативный информационный фон вокруг вверенного ему подразделения только усиливается. Достаточно вспомнить события, последовавшие после вскрытия Генеральной прокуратурой фактов прохождения через счета ПБСБ в январе-августе т.г. свыше 140 млрд р., в дальнейшем обналиченных. Далее в сентябре-октябре в ПБСБ поработали проверяющие из ГУ Банка России по Самарской обл. Результаты проверки могут стать весьма неутешительными для Ситнова. Ведь именно он возглавляет ПБСБ как раз с начала целой серии рекордных по величине операций по обналичке.

Еще один сигнал для Ситнова -просочившиеся в начале ноября в СМИ сведения о весьма своеобразных методах конкурентной борьбы, применяемых некоторыми банками, работающими в регионе. Это произошло на волне тогда еще слухов об отзыве лицензии у ОАО «Волго-Камский банк» и до сих пор сохраняющихся слухов о якобы нестабильности ряда других кредитных учреждений. Разносчики слухов говорили о переманивании засомневавшихся клиентов на обслуживание к более крупным игрокам. В качестве одного из сторонников спекулятивного переманивания в соцсетях упоминали и первого заместителя Ситнова в ПБСБ Сергея Тютина (см. «Хронограф» № 37(481) от 11.11.13). Таким способом Тютин якобы пытался нарастить клиентскую базу. Однако в итоге показатели ПБСБ по корпоративному сектору после сентябрьского второго пришествия Тютина (ранее он уже работал в структуре ПБСБ в должности управляющего Кировского отделения № 6991, кредитующего крупный бизнес) не претерпели существенных изменений. Наблюдатели склонны объяснять это тем, что кое-кто из «призываемых» к сотрудничеству юрлиц, вероятно, не поддался на уговоры Тютина.

В поисках «крота»

В защиту Ситнова работает то, что в его прямые должностные обязанности не входит нейтрализация критики работы ПБСБ со стороны институтов, формирующих общественное мнение. Для выполнения этой работы в структуре банка существуют специально обученные люди, ответственные за связи с общественностью и СМИ, защиту корпоративной информации. В свете вышеописанных событий создается ощущение, что эти люди могут попросту подставлять Ситнова, причем сразу же с момента его утверждения в должности председателя ПБСБ. Что это -непрофессионализм или четкий расчет? Наверное, в ближайшее время Ситнов сумеет в этом разобраться.

Если анализировать реакцию на недавние информационные возмущения, связанные с обналичкой через ПБСБ рекордных сумм и сомнительными маневрами Тютина, например, со стороны пресс-центра ПБСБ под руководством Сергея Нагаева, то можно констатировать, что реакция практически отсутствовала. Хотя определенные комментарии на указанные темы следовало бы согласно канонам пиара безотлагательно разместить в разделе «пресс-релизы» на официальном сайте ПБСБ. Выражение позиции банка избавило бы многих от кривотолков. Однако вместо этого Нагаев в конце сентября т.г. отметился публикацией релиза под названием «В Поволжском банке состоялась первая пресс-конференция председателя Владимира Ситнова». Сразу возник вопрос: почему Нагаев не организовывал пресс-конференцию своего руководителя раньше, несмотря на наличие у читателей СМИ множества вопросов к Ситнову? И почему в материалах сентябрьской пресс-конференции, отраженных на сайте ПБСБ, ни слова нет об интересе правоохранительных и надзорных органов к банку и о том, как ПБСБ сотрудничает с ними в плане выявления нарушений? Такая недосказанность только усиливает подозрения. В этой связи любопытно, как ПБСБ планирует сглаживать возмущения, которыми, очевидно, будут сопровождаться анонсированные Грефом сокращения сотрудников.

До появления в ПБСБ Нагаев был главным редактором газеты «Самарские известия», входящей в состав медиагруппы ООО «Медиа-Самара», подконтрольной холдингу «Волгопромгаз» (ВПГ). Ряд наблюдателей, кивая на предыдущий опыт работы Нагаева, предполагают, что интеграция медиаменеджера от ВПГ в структуру ПБСБ при прежнем председателе Дмитрии Курдюкове могла случиться как раз с подачи бенефициаров холдинга ВПГ. ПБСБ по некоторым параметрам склонны считать прямым конкурентом ЗАО АКБ «Газбанк», акционерами которого выступают все те же бенефициары ВПГ. А если так, то согласованные действия выходца из родственной медиагруппы во главе службы, во многом определяющей отношение к ПБСБ со стороны клиентов и общественности, могут создавать некие преимущества для Газбанка в стремительно меняющемся с недавних пор информационном пространстве вокруг банков региона. Благо для Нагаева и его бывших работодателей, что Владимир Ситнов пока не придает данному обстоятельству серьезного значения.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.