Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №39 (483) | 25 ноября 2013г.
 

Сохранить якорь

Бывшего президента АВТОВАЗа решили оставить в совете директоров предприятия

Сейдамет Абреков

4 декабря состоится внеочередное собрание акционеров ОАО «АВТОВАЗ». В повестку включены вопросы переизбрания совета директоров и одобрения сделок с ОАО «Сбербанк России» предельной суммой 20 млрд р. Показательно, что бывший президент АВТОВАЗа Игорь КОМАРОВ (на фото) останется в совете. В него также будет избран новый президент компании Бу АНДЕРССОН. Если на определенном этапе Комаров представлял в совете директоров интересы ГК «Ростехнологии», а затем альянса Renault-Nissan, то теперь его, судя по всему, вновь делегировали Ростехнологии. Это может означать, что государственная корпорация (ГК) и дальше планирует не снижать влияние на работу АВТОВАЗа и его поставщиков.

На прошлой неделе акционеры ОАО «АВТОВАЗ» получили по почте документы для участия во внеочередном собрании акционеров компании, которое намечено на 4 декабря. Повестка собрания не очень обширная, но зато примечательная. В частности, планируется досрочно прекратить полномочия действующих членов совета директоров АВТОВАЗа и избрать новый совет.

Следует заметить, что по уже сложившейся за время управления АВТОВАЗом людьми из ГК «Ростехнологии» традиции выборы в совет директоров пройдут на безальтернативной основе. На 15 мест претендуют 15 кандидатов. Таким образом, уже сегодня, не боясь ошибиться, можно точно назвать состав нового совета директоров АВТОВАЗа. В него войдут: Бу Андерссон, Бруно Анселен, Владимир Артяков, Рубен Варданян, Карлос Гон, Игорь Завьялов, Сергей Зайцев, Серж Йоккоз, Венсан Кобе, Сергей Когогин, Игорь Комаров, Джозеф Питер, Доминик Торманн, Сергей Скворцов, Сергей Чемезов. Весьма показательно, что, по сути, произойдет лишь одна кадровая перестановка. Вместо Карлоса Тавареса в совет директоров будет избран новый президент АВТОВАЗа Бу Андерссон. Т. е. один представитель альянса Renault-Nissan будет заменен на другого. Таким образом, будет сохранен расклад сил — согласно распределению долей в акционерном капитале АВТОВАЗа между основными акционерами. Другими словами, из 15 членов совета директоров 8 будут представлять интересы альянса, 7 — ГК «Ростехнологии».

Но если это так, то следует обратить внимание, что в действующем совете при том же раскладе «8 на 7» Игорь Комаров, очевидно, представлял позиции Renault-Nissan. Хотя нетрудно будет вспомнить, что его появление на АВТОВАЗе произошло во многом благодаря Ростехнологиям. Тем не менее уже в тот момент, когда Renault-Nissan получил возможность оперативного управления предприятием, произошла замена президента АВТОВАЗа -Игоря Комарова на Бу Андерссона. Причем переход Комарова в должность заместителя руководителя Федерального космического агентства (Роскосмоса) преподносился чуть ли не как шаг вверх по карьерной лестнице.

Однако список лиц, получивших возможность избраться в новый совет директоров АВТОВАЗа, а точнее, присутствие в нем Игоря Комарова лишний раз подтверждает верность вывода экспертов «Хронографа» о том, что на самом деле Комарова «ушли» с АВТОВАЗа. Но, как показывают последние события, судя по всему, в ГК «Ростехнологии», генеральным директором которой является Сергей Чемезов, нашли обходной вариант, как оставить Комарова на АВТОВАЗе. Стоит напомнить, что примерно по аналогичной схеме продолжает присутствовать в совете директоров еще один бывший президент АВТОВАЗа — бывший губернатор Самарской обл. Владимир Артяков. После отставки с поста губернатора он занял должность заместителя генерального директора Ростехнологии.

Примечательно, что за последнее время с Ростехнологиями была связана еще одна громкая новость. Как заявил 15 ноября официальный портал Ростехнологии: «С 1 ноября 2013 г. Анатолий Сердюков работает в качестве гендиректора Федерального исследовательского испытательного центра машиностроения («ФИИЦ М»). «ФИИЦ М» находится на балансе Росимущества и входит в один из холдингов Ростеха — РТ-Авто.

Трудоустройство Сердюкова не противоречит законодательству РФ. Сердюков не является сотрудником центрального аппарата Госкорпорации Ростех и не отвечает за какие-либо решения, касающиеся ее деятельности». Ранее Анатолий Сердюков был министром обороны России. Сообщения о том, что Сердюков переходит в Ростехнологии, появились еще в ноябре 2012 г. Но тогда Ростехнологии их активно опровергли.

Ростехнологии проявили заботу еще об одном бывшем сотруднике АВТОВАЗа. Речь об Игоре Буренкове, который при Игоре Комарове занимал должность директора по внешним связям АВТОВАЗа. Буренков курировал на АВТОВАЗе, в т.ч., распределение рекламного бюджета, который в год составлял порядка 1 млрд р. 18 ноября информационный портал Ростехнологии раскрыл новость о том, что Буренков покидает АВТОВАЗ. Очевидно, что теперь стоит ждать появления Игоря Буренкова либо в одной из структур самих Ростехнологии, как в случае с Анатолием Сердюковым, либо в Роскосмосе у Игоря Комарова.

В любом случае, как можно наблюдать на основе информации, полученной накануне внеочередного собрания АВТОВАЗа, Ростехнологии не собираются снижать свое влияние на деятельность предприятия. Как в таких условиях альянс Renault-Nissan будет продвигать производство собственных моделей, комплектующие на которые производятся отнюдь не на предприятиях, дружественных Ростехнологиям, пока остается загадкой.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Александр ШМЫГОВ, руководитель пресс-центра ОАО «АВТОВАЗ»

- Кандидатов в совет директоров ОАО «АВТОВАЗ» выдвигают акционеры. Вопросы по персональному составу кандидатов следует адресовать акционерам. С 18 ноября 2013 г. Игорь Буренков не является сотрудником ОАО «АВТОВАЗ». Вопросы о дальнейшем трудоустройстве следует задавать самому Игорю Буренкову. Должность директора по внешним связям в настоящее время является вакантной.