Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №41 (485) | 9 декабря 2013г.
 

Заочный президент

Нидерландский акционер АВТОВАЗа не проявил особого интереса к внеочередному собранию

Сейдамет Абреков

4 декабря прошло внеочередное собрание акционеров ОАО «АВТОВАЗ», в ходе которого был переизбран совет директоров компании и одобрена сделка с ОАО «Сбербанк России». Под переизбранием подразумевается всего одна кадровая рокировка. Вместо Карлоса ТОВАРЕСА в совет вошел новый президент АВТОВАЗа Бу АНДЕРССОН. При этом предыдущий президент компании Игорь КОМАРОВ сохранил свое место в совете директоров. Показательно, что этим событиям представители основного акционера АВТОВАЗа — компании Alliance Rostec Auto B.V. (Нидерланды), которой принадлежит 81,45% обыкновенных акций компании, предпочли не уделять особого внимания.

Еще накануне внеочередного собрания акционеров ОАО «АВТОВАЗ» было понятно, что никаких особых неожиданностей по его итогам не могло случиться. Акционеры, которые сумели ознакомиться с документами, подготовленными к внеочередному собранию, поняли, что выборы в совет директоров пройдут на безальтернативной основе. Среди 15 кандидатов предстояло отобрать 15 же членов органа управления АВТОВАЗом. Причем 14 из действовавших накануне собрания членам совета директоров предстояло сохранить свои места. Так и произошло. Как и планировалось, перестановка случилась только одна — вместо Карлоса Товареса в совет директоров АВТОВАЗа вошел вновь назначенный президентом компании Бу Андерссон.

Примечательно, что никого из членов совета директоров АВТОВАЗа на самом собрании обнаружить не удалось. В президиуме присутствовал только вице-президент по внешним связям и взаимодействию с акционерами ОАО «АВТОВАЗ» Эдуард Вайно. Получается, что представители крупнейшего акционера, судя по всему, посчитали, что избрание в совет директоров АВТОВАЗа первого иностранного руководителя предприятия — Бу Андерссона — это достаточно будничное событие. Отсутствие нового президента АВТОВАЗа на внеочередном собрании акционеров не позволило миноритариям, например, услышать его планы по выводу предприятия из долговой ямы, а также стратегию относительно того, как он намерен увеличить объемы производства.

Бу Андерссон заходит на АВТОВАЗ по-тихому
Бу Андерссон заходит на АВТОВАЗ по-тихому

Судя по текущим темпам продаж, АВТОВАЗу будет непросто реализовать даже 500 тыс. автомобилей по итогам 2013 г. Что касательно общего объема долговых обязательств, то их размер уже находится в районе 110 млрд р. И ту, и другую цифру можно назвать весьма близкими к историческим рекордам.

Если же говорить о том, почему крупнейший акционер АВТОВАЗ -компания Alliance Rostec Auto B.V. (Нидерланды) — повел себя на внеочередном собрании именно так, то выяснить это достаточно проблематично. Хотя бы по причине нахождения этой компании на территории иностранного государства. При этом ранее крупнейшим акционером АВТОВАЗа была Госкорпорация (ГК) «Ростехнологии», вполне доступная для комментариев. В т. ч. это касается и генерального директора Рос-технологий Сергея Чемезова. Необходимо напомнить, что Alliance Rostec Auto B.V. контролирует 74,51% в акционерном капитале АВТОВАЗа, или 81,45% от обыкновенных акций компании. Данных о том, в каких долях на данный момент ГК «Ростехнологии» и альянс Renaul-Nissan в свою очередь контролируют Alliance Rostec Auto B.V. — в раскрываемой АВТОВАЗом информации обнаружить не удалось. В отчете АВТОВАЗа за III кв. 2013 г. лишь говорится, что они являются учредителями компании из Нидерландов. При этом вновь избранный председателем совета директоров АВТОВАЗа Карлос Гон является генеральным директором и председателем совета директоров Alliance Rostec Auto B.V.

Тем не менее во все том же квартальном отчете АВТОВАЗа сообщается, что номинальным держателем 541 094 768 обыкновенных акций и 263 588 144 привилегированных является Небанковская кредитная организация ЗАО «Национальный расчетный депозитарий» (НРД). Т. е. НРД, который на 99,997% принадлежит ОАО «Московская Биржа ММВБ-РТС», держит около 35,2% акций АВТОВАЗа. Есть у АВТОВАЗа еще более крупный номинальный держатель акций. Это ЗАО КБ «Ситибанк», который является номинальным держателем 1 028 725 620 обыкновенных и 102 138 424 привилегированных акций АВТОВАЗа, что соответствует примерно 49,5% от акционерного капитала. Стоит отметить, что ЗАО КБ «Ситибанк» на 100% подконтролен «Ситигруп Нидерландс Б. В.», которое в свою очередь через цепочку организаций подчиняется решениям «Ситигруп Инк.» (США). Тот факт, что номинальным держателем акций АВТОВАЗа стал именно «Ситибанк», не может не удивлять. Ведь у АВТОВАЗа имеются крупнейшие кредиты из числа таких российских госбанков, как, например, ГК «Внешэкономбанк» и ОАО «Сбербанк России». Но этим банкам почему-то акции не были переданы. В целом же общий размер акций АВТОВАЗа, находящихся у номинальных держателей, -84,7%, что, как нетрудно заметить, даже крупнее пакета Alliance Rostec Auto B.V. При этом АВТОВАЗ — не единственная крупная российская компания, к которой самое непосредственное отношение имеют компании из США. Так, согласно отчету ОАО «Газпром» за III кв. 2013 г. The Bank of New York Mellon владеет 25,794 акций Газпрома.

При таких обстоятельствах информационная закрытость и непубличность такой, судя по названию, открытой компании, как АВТОВАЗ, не может не удивлять или даже настораживать. В то же время, если судить по котировкам акций АВТОВАЗа на бирже, никакого особого роста их цены событие с внеочередным собранием акционеров, которое состоялось 4 декабря, не вызвало. Что вполне объяснимо. Судя по всему, все эти изменения имеют довольно опосредованное влияние на реальное положение дел на производстве.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.