Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №42 (486) | 16 декабря 2013г.
 

Денис Волков:

Нельзя бесконечно превращать наши земли в полигоныНа нашем сайте ссылка онлайн заявка на кредит Ренессанс банка.

Борис Кротов

В 2012 г. началась активная реализация проекта «Единой России» «Экология России» (ЭР). Проект стартовал в соответствии с поручениями Президента РФ Владимира ПУТИНА. Он предусматривает комплекс мер, направленных на развитие отрасли по переработке отходов. 19 ноября 2013 г. президиум политсовета Самарского регионального отделения «Единой России» назначил координатором проекта ЭР по Самарской обл. исполнительного директора ООО ГК «ЭкоВоз» Дениса ВОЛКОВА. В интервью «Хронографу» он рассказал о ключевых процессах формирования современной отрасли обращения с отходами в Самарской обл.

- Денис Александрович, в Самарской обл. с 2009 г. действует областная целевая программа -«Совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления и формирование кластера использования вторичных ресурсов на территории Самарской обл.» (ОЦП) на период до 2020 г. Получается, что федеральный проект ЭР наслаивается на данную программу. Как это скажется на развитии отрасли?

- Отрасль обращения с отходами — одна из самых молодых в России. Не так давно в стране начали профессионально заниматься данными вопросами: появились профильные программы, профильное образование, общественные организации и т.д. Однако в последнее десятилетие вопрос утилизации отходов настолько обострился, что возникла необходимость форсировать развитие рециклинга. Долгие годы утилизация отходов шла экстенсивным путем. Ставилась задача закрыть проблему накопления отходов, т.е., по сути, занимались вопросами благоустройства территории: модернизировали контейнерные площадки, ликвидировали несанкционированные свалки и пр. Что касается Самарской обл., то здесь эти задачи решаются успешно. Но все это время мусор просто вывозили из городов. И сейчас возникла вторая проблема. Действующие полигоны исчерпали свои мощности. Нужны новые. Однако мы понимаем, что нельзя бесконечно превращать наши земли в полигоны. Решить проблему со свалками можно только изменив всю цепочку обращения с отходами. Это внедрение новых технологий в процессы, связанные с обращением с отходами. Это формирование новой системы управления и организации деятельности всех участников данного процесса, в т.ч. и образователей отходов.

Федеральный проект ЭР обеспечит формирование единой системы управления отходами в масштабах страны. И первыми в эту систему будут вовлечены те, кто является источником отходов. Если ты производишь продукт, который после использования подлежит утилизации, то заплати сбор за его утилизацию. Сборы будет аккумулировать федеральный фонд. Распределяться же они будут как раз на создание мощностей по переработке по всей стране. В этом случае развитие отрасли переработки не будет связано с экономическими возможностями того или иного города или области.

Действующей сегодня ОЦП с 2014 г. не будет. Но она не исчезнет. Все системообразующие процессы будут встроены в федеральные программы. А функциональная часть ОЦП будет распределена между двумя профильными министерствами. Министерство природных ресурсов будет вести мероприятия, связанные с пропагандой раздельного сбора, охраны окружающей среды и т.д., и курировать ликвидацию накопленного экологического ущерба. Министерство ЖКХ будет отвечать за блок, связанный со строительством и созданием мощностей отрасли рециклинга: полигоны, инфраструктура и т.д.

В бизнес-среде параллельно с данным процессом идет консолидация компаний — участников отрасли. Рынок укрупняется, идет сближение и объединение, в т.ч. и на уровне ассоциаций, некоммерческих партнерств. В нашем регионе уже запущен процесс создания СРО.

- В чем преимущество у Самарской обл. перед другими субъектами в данном направлении и на что все-таки необходимо делать особый упор при управлении отраслью?

- В Самарской обл. в отличие от многих других регионов есть собственный положительный опыт кластерной работы в данной отрасли, есть переход на европейскую систему сбора отходов. Так получилось, что развитие ГК «ЭкоВоз» шло параллельно со становлением отрасли обращения с отходами сначала в Тольятти, а потом и в области. В 2004 г. мы начали с малого, включились в перевозку твердых коммунальных отходов от жилого сектора Тольятти. Потом были Жигулевск и Самара. Создание системы сбора и логистики отходов в Тольятти, Жигулевске и в Ставропольском р-не сделало экономически возможным в 2009 г. строительство комплекса по сортировке и переработке бытовых и промышленных отходов. В 2010 г. начали перерабатывать ПЭТ, запустили линию по утилизации шин и производства резиновой крошки. В 2011 г. в рамках V Межрегионального экономического форума «Самарская инициатива: кластерная политика» подписали соглашение с правительством области о создании Поволжского кластера переработки отходов. Цель его — снизить объем ТБО, поступающих на полигоны. В рамках данного кластера в Тольятти была запущена новая схема обращения с отходами. В результате сегодня только 20% отходов поступает на полигон. И такой показатель может иметь вся Самарская обл.

- Что для этого необходимо?

- Участникам отрасли необходимо понимание, что если они создают производство из вторсырья конечной продукции, то у них должен быть гарантированный поставщик такого сырья. Поэтому важно построить сортировочные комплексы по всей области. В данной отрасли высока зависимость участников друг от друга. Невозможно в границах каждого города реализовывать полный цикл переработки. Должна появиться областная система сбора и логистики отходов, созданы кластеры глубокой переработки. Предсказуемый упорядоченный рынок всегда привлекает инвесторов.

В части нашей области есть актуальность создания нескольких кластеров по переработке отходов. Основные зоны образования отходов находятся в наиболее населенных и экономически активных частях области. Первый кластер глубокой переработки может появиться в районе областного центра, второй объединит Тольятти, Жигулевск, Ставропольский р-н, а третий — Сызрань и территорию Правобережья. В районе кластеров целесообразно создание многопрофильных полигонов, способных принимать всю линейку отходов.

Мы стремимся не только расширить географию переработки отходов, но и обеспечить получение готовой продукции. Но заниматься этим становится экономически привлекательно только при наличии больших объемов. Большие объемы вторсырья возможны тогда, когда переработка накроет всю область без исключения. В местах с низкой производительностью отходов можно создать сортировочные и перегрузочные комплексы. А в центрах глубокой переработки уже осуществлять как саму переработку, так и производство сырья, готового к дальнейшему использованию.

- Ваша ГК является одним из отраслеобразующих звеньев. Логичным стало решение регионального отделения партии «Единой России» о назначении вас представителем федерального партийного проекта «Экология России». Расскажите о первоочередных задачах данного проекта, о ключевых изменениях, которые должны произойти в отрасли в ближайшее время.

- Сегодня благодаря работе федеральных и региональных властей обозначены ключевые векторы развития отрасли обращения с отходами, разрушены административные барьеры, т.е. отрасль стала открытой.

Все это сделано для того, чтобы в отрасль мог прийти действительно тот, кто способен вести свою деятельность в рамках новых правил. Появление большого количества участников отрасли для решения общих задач потребовало их консолидации. Так появилась Ассоциация «Обращения с отходами». Уход от лицензирования отдельных видов деятельности в отрасли потребовал создания новой системы контроля, но уже общественной.

На базе НП «Поволжский экологический союз» начнет функционировать СРО в области обращения с отходами. В настоящее время правительство РФ готовит решения по внесению изменений в Закон РФ «Об отходах производства и потребления». Планируется создание государственного бюджетного фонда для аккумулирования средств утилизационного сбора, вносимого производителями товаров и их экспортерами в Россию. Это делается для решения задачи по утилизации товаров после утери ими потребительских свойств. Соответственно, должны появиться структуры, координирующие деятельность этого фонда, а также механизмы распределения и получения средств на реализацию проектов в сфере обращения с отходами. Создаваемое СРО в Самарской обл. в дальнейшем сможет выступать экспертом и участвовать в процессе распределения средств фонда на развитие отрасли по переработке отходов в регионе. Вторым важным направлением деятельности СРО станет выстраивание плотной взаимосвязи между участниками отрасли переработки отходов, контролирующими структурами, законодательной и исполнительной властью. В рамках реализации проекта будет создана рабочая группа, в которую войдут представители правительства области, профильные депутатов СГД и эксперты. Рабочая группа будет формировать региональную программу для получения средств из утилизационного фонда.

В СРО исполнительным директором избрали Владимира Довбыша, бывшего руководителя управления Росприроднадзора по Самарской обл. Человек всю жизнь посвятил экологии, в лицо знает всех участников отрасли, всем им когда-то выдавал лицензии и проверял их деятельность. Кроме того, знает, как функционируют власти...

Ответственность президента СРО возложили на меня. И моя задача — выстраивать взаимоотношения с федеральными структурами. Будет создан национальный союз СРО, куда войдут президенты региональных СРО. Это будет коллегиальный орган, который будет вести экспертную деятельность при распределении средств утилизационного фонда.

- Деятельность ГК «ЭкоВоз» всегда была связана с внедрением инновационных технологий. Над чем сегодня работаете?

- ЭкоВоз сегодня работает над проектом производства твердого вторичного топлива (РДФ-топлива) с использованием в качестве сырья горючих фракций, извлекаемых из бытовых отходов. В перспективе этот источник энергии может заинтересовать региональных производителей сыпучих строительных материалов. Пример ведущих европейских стран говорит о существенном экологическом и экономическом эффекте от применения альтернативного топлива.

Мы рассматриваем возможность строительства современного комплекса по переработке бытового мусора в такое топливо. Инвестиционная емкость проекта может достигнуть 300 млн р. Однако основная проблема реализации данного проекта — наличие потребителя твердого вторичного топлива. Ведь потребителю будет необходимо адаптировать свое производство под работу на данном топливе. В работе с РДФ-топливом есть множество нюансов. У нас в стране пока нет нормативной базы производства и использования РДФ-топлива. Решить все эти и подобные вопросы как раз-таки и возможно посредством реализации новой системы управления отрасли обращения с отходами.