Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №10 (497) | 24 марта 2014г.
 

Тьма в конце тоннеля

Управленческие решения на АВТОВАЗе уже привели к цепной реакции поставщиков

Сейдамет Абреков

На прошлой неделе прокуратура Самарской обл. отчиталась об итогах проверки соблюдения законодательства в ходе реализации процедуры массового высвобождения работников ОАО «АВТОВАЗ». Нарушений выявлено не было. Причем в этом мало кто сомневался. Ведь не зря же президент ОАО «АВТОВАЗ» Бу АНДЕРССОН 14 марта в ходе объединенной встречи с 500 ключевыми руководителями предприятия заявил: «У нас очень хорошая юридическая служба». Однако известно, что любые процессы негативного характера на АВТОВАЗе буквально сразу дают о себе знать на предприятиях-смежниках.

Если же АВТОВАЗ не пойдет на тот или иной метод высвобождения персонала, то в этом случае компания рискует вновь сработать в убыток. Так, согласно сообщению пресс-центра АВТОВАЗа от 18 февраля: «По результатам 2013 г. АВТОВАЗ получил убыток 6,9 млрд р. (2012 г. прибыль- 211 млн р.). Выручка общества по итогам 2013 г. уменьшилась на 4% по сравнению с 2012 г. и составила 175,1 млрд р. (2012 г. -183,2 млрд р.)». Т. е. АВТОВАЗ, который и так существует во многом благодаря беспроцентным займам со стороны государства, фактически может оказаться на пороге банкротства.

При этом в среднесрочной и долгосрочной перспективе никаких особых улучшений для основного персонала компании, который участвует в производстве автомобилей, судя по всему, не предвидится. И вот почему.

Дело в том, что постепенно на производственных мощностях АВТОВАЗ должны все в большем количестве изготавливаться модели альянса Renault-Nissan — основного акционера ОАО «АВТОВАЗ». Важно понимать, что самые разнообразные агрегаты для этих моделей по большей части производятся не на АВТОВАЗе и не у традиционных вазовских поставщиков, а на заводах-поставщиках альянса. Таким образом, становится понятным, что для производства моделей Renault-Nissan на мощностях АВТОВАЗа требуется меньшее количество персонала, чем для производства автомобилей LADA.

Что же касается вазовских поставщиков, то их перспективы с учетом складывающейся ситуации кажутся еще менее радужными, чем даже перспективы АВТОВАЗа. Ведь если вазовцы смогут обеспечивать хоть сколько-нибудь приемлемый уровень производства за счет того, что будут выпускать модели альянса, а также в небольшом количестве автомобили LADA, то традиционные поставщики АВТОВАЗа ориентируются только на LADA. Соответственно, поставщиков ожидают куда более сложные времена, чем даже на самом АВТОВАЗе. О том, что поставщики трезво оценивают как положение вещей, так и перспективы, свидетельствует ряд их открытых заявлений. Так, в одном из процессов, рассматриваемых в Арбитражном суде Самарской обл., участие принимает один из крупнейших поставщиков АВТОВАЗа — ОАО «АвтоВАЗагрегат». Другим участником этого процесса является налоговая инспекция.

Предметом судебного процесса является взыскание налогов с АвтоВАЗагрегата. Представитель вазовского поставщика в суде заявил, что удержание 10 млн р. из бюджета предприятия приведет к негативным последствиям, таким как невыплата зарплаты и т. д. И это притом что формально АвтоВАЗагрегат, занимающийся производством сидении и глушителей для моделей LADA, показывает ежегодную выручку в несколько миллиардов рублей. А тут столь серьезные проблемы могут возникнуть всего из-за 10 млн р.

Заявление руководства ЗАО «Управляющая компания «Автокомпонент» — нового собственника сызранского ОАО «Пластик» — оказалось еще более красноречивым. Снижение выручки «Пластика» председатель совета директоров нижегородского ЗАО «Управляющая компания «Автокомпонент» Юрий Беляев напрямую связал с сокращением заказов со стороны ОАО «АВТОВАЗ». Но, как показывает динамика падения производства АВТОВАЗа, а также возможный почти месячный простой конвейера, и «Пластик», и АвтоВАЗагрегат, и всех других вазовских поставщиков ожидают еще более непростые времена. Особенно с учетом того, что постановка на конвейер АВТОВАЗа все в большем количестве моделей альянса Renault-Nissan может практически обнулить потребность предприятия в продукции этих поставщиков.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.