Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №13 (500) | 14 апреля 2014г.
 

Артем Гончаров:

Власть должна развиваться по территориальному принципу

Сейдамет Абреков

3 апреля прошел месяц после того, как Артем ГОНЧАРОВ был назначен заместителем мэра — главой администрации Центрального р-на Тольятти. За этот небольшой временной промежуток он уже смог сформировать общую картину первоочередных проблем, требующих разрешения ради повышения качества жизни жителей района. Однако для того, чтобы улучшить уровень благоустройства, ремонта дорог, навести порядок в продаже алкоголя и т.д., нынешних полномочий территориальных администраций, по мнению Артема Гончарова, недостаточно. О том, какие полномочия необходимы главам администраций, и о многом другом Артем Гончаров рассказал в интервью «Хронографу».

- Артем Валерьевич, какую информацию вам удалось получить о состоянии района за прошедший месяц?

- Начну с того, что 4 года, которые я отработал депутатом Думы г.о. Тольятти, не прошли даром. По сути, в Центральном р-не четыре депутатских округа и они все в целом одинаковые, за исключением тех территорий, где расположен частный сектор. Поэтому что-то новое для себя я узнавал именно касательно этих территорий. Если посмотреть на карту Центрального р-на, то можно увидеть, что частный сектор занимает большую часть района, а проживает там меньшая часть населения. Протяженность дорог в частном секторе сопоставима с остальными дорогами района. Но в силу малой плотности населения в плане благоустройства ранее там практически ничего не делалось. И сегодня для улучшения ситуации необходимо изыскивать ресурсы, которых и так не хватает.

А в остальном проблемы Центрального р-на, или, как его по-другому принято называть, Старого города, мне известны. Тем более что я и сам здесь проживаю. Основные из них — серьезная изношенность твердых покрытий магистральных дорог, тротуаров внутриквартальных территорий, практически полное отсутствие новых МАФ, детских площадок. Кроме того, в районе практически не развивались территории общего пользования. К примеру, до сих пор отсутствует концепция развития Центрального парка. А ведь это знаковое место для горожан! Я встречался с директором Центрального парка, и мы договорились о том, что будем работать над приведением парка в надлежащее состояние. В частности, в ближайшее время будет начата работа по реконструкции периметра и входных групп. Кроме того, цветочные ларьки будут перенесены на площадку в районе ДК «Тольятти» — в новые павильоны. Директор ДК «Тольятти» также проинформировал меня о концепции расположения павильонов. Мне кажется, очень удачная схема.

- Что в деятельности территориальных администраций вы предлагаете поменять, дабы сделать их работу более эффективной?

- В первый месяц работы я столкнулся с тем, что в администрации нет планов с четкой расстановкой сроков и назначением ответственных по отдельным видам работ, нет конкретных целевых показателей по тому или иному направлению, которые необходимо достичь. Все очень размыто. Это не позволяет качественно осуществлять контроль. Простой пример. А захотел узнать, как в этом году будет проходить разметка улично-дорожной сети. Мне принесли бумагу, в которой было написано, что это мероприятие будет проходить в три временных этапа. И все. Что в себя включает тот или иной этап, какие улицы будут покрыты разметкой, в какой очередности — ничего в документе не было. Поэтому и сложно было контролировать выполнение работ. До перехода на муниципальную службу я несколько лет отработал на «Тольяттинском Трансформаторе». И там, когда составляют планы работ, четко описывают конкретные действия и конкретных ответственных лиц. А сейчас ситуация такова, что по каждому нюансу по тем же дорогам мы вынуждены задавать вопросы руководителю департамента дорожного хозяйства Павлу Баннову. Но не может же он все нюансы держать в голове! Должен быть план и контроль.

Сегодня же ситуация такова, что когда начинаешь спрашивать за конкретный фронт работ, то слышишь в ответ: вопрос будет решен в рабочем порядке. Я понял, что смысл этого выражения, применяемого в мэрии Тольятти, это бесконечная переписка.

Это такая особенность мэрии, когда различные службы и структурные подразделения зачастую ведут между собой переписку, вместо того чтобы сделать реальную работу. Это не допустимо и никому не интересно! Люди к нам приходят не для того, чтобы получить письмо о том, что их жалоба направлена в какой-то департамент, который в свою очередь начинает переписку еще с одним департаментом. Потом к нам приходят люди с пачкой бумаг по своему наболевшему вопросу, из которых очень сложно понять, кто на самом деле и за что отвечает. Пользуясь случаем, хочу призвать жителей района информировать меня напрямую о состоянии дорог, о проблемах благоустройства других вопросах и проблемах Центрального р-на по электронной почте goncharov.av@tgl.ru.

- Эффективность коммуникаций между чиновниками способен повысить электронный документооборот. Что в этом смысле уже сделано в администрации и что еще предстоит реализовать?

- Я столкнулся с тем, что в администрации как таковой электронный документооборот налажен не был. На «Тольяттинском Трансформаторе» я прошел период становления электронного документооборота и знаю, как его наладить и как он работает. Поэтому до конца этой недели всем сотрудникам должна быть установлена клиентская часть программы «Дело», а к концу следующей недели мы уже должны начать в ней работать. Понимаю, будут сбои, но бумажный вал должен быть в конце концов полностью упразднен. Уже сейчас я стараюсь не принимать на подпись бумажные документы, если я их предварительно не изучил в электронном виде. А в будущем налаженный электронный документооборот позволит значительно экономить время. К сожалению, у главы администрации очень много времени уходит на совещания, в которых он должен принимать участие в силу регламента. И если мне работать со всеми документами, которые приносят папками, то это я могу делать только ближе к ночи. А если у меня электронная система «Дело» будет интегрирована в планшетный компьютер, то я смогу работать с документами в перерывах между совещаниями, во время движения по городу и т.д. Это повысит оперативность. Думаю, мы достаточно быстро перейдем на электронный документооборот.

- Известно, что вы сторонник расширения полномочий территориальных администраций. Какие полномочия могут вам потребоваться?

- В настоящее время у администрации есть всего несколько контрольных функций. Это контроль за перепланировками в жилых помещениях, контроль за переводом помещений из жилых в нежилые и наоборот и территориальный мониторинг — это контроль за деятельностью управляющих компаний и подрядчиков, обслуживающих внутри-квартальные территории. При этом влиять напрямую на работу этих подрядчиков мы не можем, поскольку контракт с ними заключает департамент городского хозяйства. Тем не менее мы все свои замечания передаем департаменту городского хозяйства, а они уже принимают какие-то решения. Я считаю, что администрации прежде всего необходимо передать функции по заключению контрактов на благоустройство и содержание территорий, потому что если ты отвечаешь за Центральный р-н, то ты должен не только отвечать за его содержание, но и иметь возможность выбрать того, кто будет этим заниматься. Сейчас же получается, что кто-то кого-то выбрал, а с жалобами жители приходят именно к нам. Но если есть ответственность, должны быть еще и права и полномочия. Сейчас я добиваюсь того, чтобы, по крайней мере, финансовые документы без согласования с администрацией на оплату не подписывались. Т.е. подрядчик, работу которого мы не примем, поскольку он ее сделал плохо, не должен получать бюджетных средств.

То же самое содержание магистральных дорог, расположенных в Центральном р-не. Раз у нас нет договорных отношений с подрядчиком, то каким образом мы можем влиять на них? У них договоры с департаментом дорожного хозяйства. И мы вынуждены обращаться с просьбами устранить ту или иную проблему в департамент. Фактически он исполняет некие посреднические функции между нами, кому приходится принимать жалобы населения, и подрядной организацией. Так зачем в этой цепочке посредник? Думаю, администрации должны стать главными распорядителями бюджетных средств и выступать заказчиками работ. Это приведет к более тщательному контролю за выбором подрядных организаций, за контролем над исполнением контрактов и, соответственно, к более эффективному расходованию бюджетных средств.

Кроме того, больные места нашего района — хаотичное распространение питейных заведений, разнообразных магазинов и т.д. Считаю, что управлению потребительского рынка далеко не всегда ясны потребности той или иной территории в очередном магазине или пивном ларьке. Нам на местах эти потребности населения или их отсутствие гораздо более понятны. Также, по моему мнению, в структуре администрации должен быть хотя бы небольшой юридический отдел, который будет заниматься правовым сопровождением договоров, претензий и т.д.

В целом же территориальные администрации должны обеспечивать все сферы жизнедеятельности граждан района. Сегодня речь идет о том, что власть должна развиваться по территориальному принципу, а не по отраслевому. Власть должна во всех смыслах быть ближе к людям. Именно об этом неоднократно высказывались и президент России Владимир Путин, и губернатор Самарской обл. Николай Меркушкин.

- Каким образом будет проведено кадровое обеспечение того функционала, который планируется завести под администрации?

- За счет перераспределения персонала, который сегодня числится за департаментами мэрии Тольятти. Никакого увеличения штата не будет. Раз мы забираем функции, значит, и персонал должен перейти к нам. Кроме того, перевод специалиста из одного структурного подразделения в другое позволяет избавиться от тех, кто не хочет работать, а, грубо говоря, предпочитает занимать место, получать зарплату и писать бесконечные отписки. Считаю, что одна из самых больших проблем в мэрии Тольятти в этом смысле — это боязнь расставаться с кадрами. Якобы не найдутся новые. Обязательно найдутся. К примеру, в администрации работала одна женщина — специалист, начальник отдела, которая уже год как хотела перейти на другую работу, но ее никак не отпускали. Она пришла с заявлением, и я его подписал, чем ее крайне удивил. Она не ожидала, что ее наконец отпустят. Считаю, что если человек не хочет работать, значит, его не надо удерживать. Считалось, что мы не сможем найти человека на это место. Но, оказывается, никто и не пытался даже обратиться в кадровую службу мэрии Тольятти с просьбой найти специалиста с определенной квалификацией. Мы подготовили такое обращение, и через два дня нам нашли подходящую кандидатуру. Этот специалист уволился со своего предыдущего места работы и уже работает у нас.

Не нужно бояться обновлять коллектив, вливать новые кадры. Потому что, засидевшись на одном месте, люди начинают постепенно превращаться в тех самых чиновников, которые как машины штампуют ответы гражданам, смысл которых очень прост: в соответствии с такой-то статьей такого закона ничем помочь не можем. Я перестал подписывать такие ответы и стал требовать конкретного решения проблемы конкретного человека.