Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №15 (502) | 28 апреля 2014г.
 

Наступление иногородних

Налоги вслед за госконтрактами уходят в другие регионы

Егор Кошеров

22 апреля на заседании Самарской губернской думы (СГД) были внесены очередные изменения в бюджет. Расходы облбюджета в 2014 г. составят 156 млрд р., доходы -137,6 млрд р., дефицит -18,3 млрд р. Одним из основных источников формирования бюджета является налог на прибыль организаций. Платят его только компании, зарегистрированные на территории субъекта РФ. И здесь возникает новая угроза благополучию нашего региона. В последнее время в госконтрактах, реализуемых на территории Самарской обл., все чаще участвуют пришлые компании. Исполняя заказ в Самарской обл., налоговые отчисления они производят не здесь, а по месту прописки. В результате бюджетная обеспеченность региона начинает хромать.

В своих выступлениях губернатор Самарской обл. Николай Меркушкин особое внимание уделяет необходимости увеличения доходной части бюджета. Один из основных источников пополнения региональной казны — налоговые поступления, в первую очередь налог на прибыль организаций (НПО). По словам Меркушкина, по показателям бюджетной обеспеченности за последние три года Самарская обл. потеряла 27%. Согласно Налоговому кодексу РФ, НПО платится по месту регистрации компании, независимо от географии ее деятельности.

5 апреля 2012 г. был принят Федеральный закон (ФЗ) № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который регламентирует полный цикл госзакупок. Он призван существенно повысить качество обеспечения государственных (муниципальных) нужд за счет реализации системного подхода к формированию, размещению и исполнению контрактов. При этом закон о контрактной системе должен был обеспечить прозрачность всего цикла закупок от планирования до приемки и анализа контрактных результатов, а также предотвратить коррупцию и другие злоупотребления. На практике «подводные течения» на рынке госзакупок все еще сохраняются. В погоне за получением госзаказов крупные компании пытаются вытеснить с региональных рынков местных игроков самыми изощренными способами.

Согласно бюллетеню «Московские торги», за 2012 г. Самарская обл. заключила 139 контрактов только с московскими поставщиками на общую сумму 203,39 млн р. На данный момент обрабатывается информация за 2013 г. Но, учитывая тенденцию, можно предположить, что сумма контрактов с москвичами значительно возрастет. 30,1 тыс. закупок было объявлено заказчиками Самарской обл. в 2013 г. Из бюджета выделено 76,7 млрд р. для исполнения контрактов. Порядка 30% досталось компаниям из других регионов.

Наиболее крупными заказчиками выступали региональное министерство строительства (более чем на 4 млрд р.), областное министерство транспорта и автомобильных дорог (почти 3,3 млрд р.), ГКУ Самарской обл. «Самарафармация» (более 1 млрд р.). Инорегиональные поставщики постепенно стали подменять в исполнителях самарских.

Так, в апреле 2013 г. конкурс на поставку диетического питания до конца года для трех крупных медучреждений области на общую сумму 118,9 млн р. проходил странно. Все три контракта были объединены в один лот, хотя формально разные больницы имели право выбрать себе разных поставщиков.

Оба участника конкурса — самарское ООО «Континент-Агро» и московское ООО «ПродФутСервис» -не были допущены к торгам. В таком случае ФЗ № 94 «О госзакупках» предусматривает проведение новых торгов. Однако госконтракт на 118,9 млн р. почему-то получила московская компания без торгов.

Уместно также вспомнить ситуацию вокруг аукциона по определению подрядчика реконструкции пр. Кирова в Самаре от мостового перехода Кировский до Заводского ш. Согласно опубликованному 16 апреля протоколу рассмотрения заявок, за контракт стоимостью до 4,45 млрд р. сражались две компании, данные которых не были раскрыты.

Доходная часть напрямую зависят от возможности участия самарских компаний в реализации крупных госзаказов
Доходная часть напрямую зависят от возможности участия самарских компаний в реализации крупных госзаказов

К торгам была допущена только одна фирма, и по закону аукционная комиссия имела право обязать министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской обл. подписать договор с этим участником. При первой попытке провести аукцион контракт был отдан ЗАО «Волгоспецстрой», но тогда это решение аннулировала ФАС, признавшая, что с торгов незаконно было снято саратовское ОАО «Волгомост». В результате торги возвращены на этап подачи заявок. До завершения этапа подачи заявок ФАС уведомила о принятии к рассмотрению жалобы ООО «Производственно-техническая база- СДС» (ПТБ-СДС). Данная компания близка к ОАО «Волгомост». При этом предприятие ПТБ-СДС не зарегистрировано на аукционной площадке и даже не имеет допуска СРО. Однако это не помешало компании подать жалобу. Несмотря на наличие жалобы, министерство транспорта решило заключить контракт с ЗАО «Волгоспецстрой».

Тем не менее ожидается, что ОАО «Волгомост» продолжит активно внедряться на рынок госзаказов, реализуемых в Самарской обл. Сегодня этот игрок уже набрал солидный портфель госзаказов в Москве и Московской обл., а сейчас готов двигать и самарских подрядчиков.

Существует и еще одна категория компаний, чинящих препятствия добросовестным исполнителям госконтрактов в регионе. Формально эти компании зарегистрированы в Самаре, но фактически не имеют никаких активов и создаются исключительно для участия в торгах. В результате демпинга цены им удается побеждать в аукционах. В дальнейшем они фактически начинают торговать подрядами, нанимая себе субподрядчиков. Учитывая «откаты», денег на производство работ у субподрядчиков остается достаточно мало и работать им приходится почти с нулевой рентабельностью.

Неучастие в госзаказах для местных компаний может обернуться фактическим крахом. Депутат Самарской губернской думы Алексей Чигенев считает, что при заключении госконтрактов стоит учитывать фактор территориального расположения. «Насколько я знаю, в Республике Татарстан, Башкирии и даже в Московской обл. большинство госзаказов уходит исключительно местным компаниям. Только на те виды госзаказов, где не хватает местных сил, привлекаются сторонние организации, чтобы госзаказ был исполнен. Я считаю, что все это отражается на развитии местного предпринимательства и местных организаций», — говорит Чигенев. Директор гильдии финансистов Самарской обл. Дмитрий Яковенко считает, что получение госзаказов компаниями из других регионов имеет в т.ч. и социальную опасность. «Зачастую фирмы, работающие в Самарской обл. на господрядах, привозят с собой в т.ч. своих сотрудников. А это значит, что возможен рост безработицы среди населения нашей области, — поясняет Яковенко. — Кроме того, лишившись госзаказов, местные компании уже не имеют возможности в полной мере оказывать социальную поддержку своим сотрудникам».

Порой крупные госзаказы отдают малознакомым компаниям, которые до этого фигурировали разве что в уголовных делах. Так, 6 октября 2011 г. ООО «СпецСтрой», генеральным директором и учредителем которого является Юрий Давыдов, оказалось единственным участником тендера по лоту «Реконструкция и техническое перевооружение производственной базы ФГУП «ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс» для обеспечения серийного изготовления ракетоносителя (РН) «Союз-2». Цена лота — более 2,93 млрд р. Работы по контракту должны продолжаться до 2016 г. Определенные выводы о методах работы «Спец-Строя» можно было сделать, ознакомившись с приговором,

вынесенным 3 октября 2012 г. Ленинским районным судом г. Самары в отношении директора ООО «Строй-Спецтехно» Александра Харитонова. В этом деле фигурировали и «ЦСКБ-Прогресс», и «Спец-Строй». По логике, выполнение работ для такого стратегически важного заказчика, как «ЦСКБ-Прогресс», должна выполнять опытная и обладающая всеми необходимыми навыками и компетенциями компания. Но еще на стадии проведения тендеров все выглядело безальтернативно: в них приняла участие коммерческая организация ООО «СпецСтрой», а не, к примеру, представительство ФГУП «Главное управление специального строительства по территории ПФО при Федеральном агентстве специального строительства» в Самарской обл.

Примечательно также, что получение госзаказа компаниями из других регионов не гарантирует его качественное исполнение. Пример — стадион «Кристалл» в Жигулевске, который реконструируется с 2005 г. Одним из главных подрядчиков строительных работ являлось московское ООО «ЧП «Киселев и Ко». Компания работала на объекте с 2006 по 2009 гг. По контракту ЧП освоило 137,4 млн. р. Однако до конца выполнить работы так и не смогло.

Учитывая темпы строительства в Самарской обл., особенно в преддверии ЧМ по футболу 2018 г., стоит ожидать дальнейшей экспансии крупных игроков в этой отрасли на рынок госзаказов региона.

Комментарии

Алексей ЧИГЕНЕВ, депутат Самарской губернской думы

- Если компании не уверены в своей стабильности, возможности получать госзаказы, то не происходит модернизации производства, обновления техники. В итоге эти компании могут прекратить свое существование. Соответственно, региональные задачи по пополнению доходной части бюджета, увеличению количества рабочих мест не могут быть исполнены по определению. Это, в свою очередь, отражается на решении социальных проблем. Не секрет, что если приходит компания из другого региона, то ни о какой социальной поддержке работников, которых она будет нанимать, не идет речи. А возможно, что иногородние компании будут привозить своих сотрудников. Это не идет во благо для самарских жителей, и я считаю, что это большой минус.

Дмитрий ЯКОВЕНКО, директор гильдии финансистов Самарской обл.

- С одной стороны, наличие конкуренции — это хорошо, таким образом, снижается стоимость госзаказа. В некоторых случаях у компаний из других регионов больше техники, они пользуются более современными технологиями. Но существует и налоговый момент. По закону, если компания, по крайней мере в дорожном строительстве, работает на объекте больше одного месяца, то они должны зарегистрировать обособленное подразделение. Но зачастую этого не делается. Компания уплачивает НДФЛ в местный бюджет. Но налог на имущество не платится, поскольку оно находится по месту нахождения головного офиса. Также не уплачивается транспортный налог, т.к. специализированная техника от него освобождена. Налог на прибыль в полном объеме уплачивается по месту регистрации головной фирмы. Так что мы можем говорить о недополученных налоговых платежах.

Дмитрий БАРАНОВ, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»

- Вряд ли самарским компаниям стоит делать ставку только на участие в строительстве объектов к Чемпионату мира. В городе и регионе есть множество других, весьма привлекательных проектов, где они могут принять участие. Кроме того, никто не запрещал им осуществлять экспансию в другие регионы страны, особенно если они чувствуют в себе силы справиться с серьезной конкуренцией на этом рынке. Что же касается участия в строительстве объектов к ЧМ-2018, то и тут не все потеряно для местных компаний. Во-первых, еще не по всем объектам проведены конкурсы. Во-вторых, объекты, на которые уже проведены конкурсы, весьма велики и там потребуются субподрядчики, которыми и могут стать местные компании.