Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №19 (506) | 9 июня 2014г.
 

Слово за Мантуровым

Россия не имеет права пострадать от планов США на диверсификацию промышленности Украины

Георгий Кизельгур

2 июня в ходе визита в Киев заместитель министра обороны США Дерек ШОЛЕ заявил, что Украине следует диверсифицировать промышленность, ориентированную на РФ. Одновременно с этим США продолжают нагнетать обстановку на введении в отношении РФ все новых экономических санкций. Однако долгое время почти весь отечественный объем трансформаторной продукции на серьезном уровне лоббировался в интересах ПАО «Запорожтрансформатор» (ЗТР). Между тем российские производители электротехники еще в прошлом году заявляли о своей готовности полностью обеспечить в РФ импортозамещение. Нужна лишь политическая воля отдельных руководителей федерального уровня.

Киев и другие заинтересованные лица

Дерек Шоле — человек не публичный, однако его принято считать одним из самых влиятельных представителей главного силового ведомства США. Формально сейчас он занимает должность заместителя министра обороны США по вопросам международной безопасности. Также известно, что после некоторых его визитов в страну в ней затем случается полномасштабная войсковая операция. Перед началом операции по уничтожению лидера Ливии Муаммара Каддафи Шоле был в этой стране, вел переговоры с главами основных ливийских кланов. Чем в итоге это закончилось, известно всему миру. На Украине Шоле появился в один из наиболее трагических моментов ее новейшей истории. По всей видимости, Шоле — это представитель ЦРУ в руководстве Минобороны США, а потому и решает он достаточно специфические вопросы. 2 июня в Киеве Шоле дал брифинг по итогам визита: «Сегодня утром мы говорили с заместителем премьер-министра и советником по национальной обороне о промышленных отношениях между Украиной и Россией, и мы... на самом деле хотели, чтобы Украина диверсифицировала свою промышленную базу». Далее он добавил, что США будут продолжать помогать Украине и готовы вводить дальнейшие санкции против России. И это не просто рутинное заявление. Украина традиционно была крупнейшим партнером РФ в части поставок наукоемкой продукции для предприятий машиностроения, энергетического и оборонного комплекса. Предложение Украине диверсифицировать промышленную базу можно расценить как попытку сломать кооперацию российских и украинских промышленных предприятий и научных центров, которая формировалась десятилетиями. Подобные действия США напоминают еще один вид экономических санкций, направленных против России. Причем достаточно изощренный. Однако есть у этой инициативы и еще одна не менее пагубная сторона.

2 июня в эфире российской государственной телекомпании «Россия Сегодня» (RT) помимо информации о визите Шоле на Украину прозвучало сообщение: «Ранее посол США на Украине Джеффри Пайетт заявил, что Вашингтон за последние три месяца удвоил размер бюджета американской военной помощи Украине и выразил ожидание, что эта помощь будет расширяться. Пайетт также заявил, что 2-8 июня Украину посетит делегация Пентагона, которая обсудит с представителями правительства Украины, как наилучшим образом использовать американскую поддержку Украине. В связи с этим заявлением некоторые аналитики делают предположения, что на встречах будет обсуждаться вопрос предоставления Киеву поддержки в оборонной сфере» (оригинал статьи: russian.rt.com/article/ 34623#ixzz33eUMF91R).

Механизм предоставления этой помощи может быть очень простым: обеспечить украинским промышленным предприятиям гарантированный заказ. Данный процесс четко указывает на курс разрыва партнерских отношений с Россией. Ко всему прочему, киевский Минюст, посчитав убытки, которые Украина понесла в связи с уходом из-под своей юрисдикции Крымского полуострова, предложил накладывать арест на российские активы, находящиеся на территории Украины, а также в зарубежных странах.

По большому счету, евроинтеграция для украинской стороны предусматривает именно переориентацию промышленности на Запад.

Для США «диверсификация промышленной базы Украины» является не чем иным, как решением геополитических задач.

Война, лоббисты и коррупция

Эксперты не исключают, что т.н. «евроинтеграция Украины» в скором будущем приведет к закрытию и поглощению многих украинских заводов, на месте которых могут появиться филиалы и представительства Bosch, Siemens и т.п.

Известно, что объем экспорта в Россию силовых трансформаторов и их деталей оценивается в S340 млн. Почти весь этот объем — продукция завода «Запорожтрансформатор» (ЗТР). С 2005 г. по 2012 г. ЗТР отгрузил силовых трансформаторов и реакторов для предприятий энергетики и промышленности России совокупной мощностью 169 500 МВА. При этом ежегодная потребность в силовых трансформаторах в России оценивается в 45 000 МВА.

При такой тенденции в скором будущем возникнет достаточно высокая угроза отказа украинскими производителями осуществлять гарантийное обслуживание и ремонт в случае выхода высокотехнологического оборудования из строя.

Российские производители электротехнического оборудования сегодня могут дать фору своим конкурентам с Запада
Российские производители электротехнического оборудования сегодня могут дать фору своим конкурентам с Запада

Это может поставить электроэнергетику России в уязвимое положение. Причем это чисто технический вопрос, политика здесь совершенно не уместна. Важно понимать, что только лишь расположенные в Самарской обл. производители электротехнического оборудования вполне могут обеспечить электроэнергетические интересы России по многим качественным и ценовым позициям.

На уровне высшего руководства страны есть понимание ситуации. Так, например, еще 10 апреля президент РФ Владимир Путин созвал совещание по вопросам организации импортозамещения. Вот как о нем сообщила пресс-служба президента РФ: «Президент РФ Владимир Путин провел совещание по вопросу импортозамещения в связи с угрозой прекращения поставок с Украины продукции для ряда отраслей российской промышленности». За день до этого совещания Путин в ходе заседания правительства заявил: «Нам нужно заранее быть готовыми к любому развитию ситуации, в т.ч. с точки зрения импортозамещения. Нам нужно заранее подумать о том, где, на каких предприятиях, в какие сроки и за какие деньги мы сможем развернуть свое собственное производство» (см. «Хронограф» №14 (501) от 21.04.14). Эти слова были направлены в первую очередь в адрес министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова. Ведь именно от позиции Мантурова и его окружения, от их способности в крайне опасной для страны ситуации молниеносно развернуться на 180 градусов, зависит сегодня будущее не только многих наукоемких производств, но и безопасность России.

Инерционность мышления чиновников всем известна. Однако главная опасность даже не в этом. Намного хуже, когда эта инерционность есть результат работы мощного лобби. Возвращаясь к минпромторгу и его главе Мантурову, следует понимать, что на протяжении ряда последних лет лоббистские старания крупнейших западных консорциумов в этом ведомстве предпочитали маскировать лозунгом о привлечении в страну современных технологий. Надуманность этого лозунга буквально с самого начала его появления понимали все специалисты. По этому поводу они говорили тихо и «не для печати»: «Никто свои самые передовые технологии нам не привезет. Надеяться на это, значит, заниматься самообманом». Однако на то они и лоббисты, чтобы формировать выгодный для себя тренд, а уверенным в своей правоте экспертам только и остается говорить о своих убеждениях тихо и «не для печати».

Германский консорциум Siemens AG относят к числу тех, кто умеет убеждать чиновников и госфункционеров самого высокого ранга. Скандалы коррупционного толка в разных странах присутствия подразделений Siemens AG для них не новость. В России они нашли поддержку в лице госкорпорации «Ростехнологии» (см. «Хронограф» №43 (487) от 23.12.13). Еще в декабре 2008 г. между Ростехнологиями и руководством холдинга Siemens было подписано рамочное соглашение. И это в то время, когда российская промышленность, в т.ч. и такая высокотехнологичная и наукоемкая, как НПО Энергомаш, осталась один на один с последствиями экономического кризиса. Далее эти связи только крепли.

После того как Ростехнологиям удалось на пост главы минпромторга продвинуть свою креатуру в лице Мантурова, перед Siemens AG открылись в России перспективы, о которых ни один даже преуспевающий российский производитель не мог и мечтать. Под Siemens AG начали готовить масштабные пакеты заказов, предлагать участие в создании собственных производств на льготных условиях и даже поддерживать их пожелания о ввозе в страну из-за рубежа импортных комплектующих для собираемых тут в формате отверточ-ного производства сложных электротехнических изделий.

В Воронеже с 2011 г. функционирует ООО «Сименс Трансформаторы». Это 100-процентная «дочка» Siemens AG. По итогам первого полноценного года работы ООО «Сименс Трансформаторы» была получена выручка в размере 212,4 млн р. При этом себестоимость изготовленной и реализованной продукции ООО «Сименс Трансформаторы» превысила 237 млн р. Убыток по году составил 485 млн р. И это притом что на управленческие (административные) расходы было направлено свыше 444 млн р. Т.е. и убыток, и размер управленческих расходов значительно превысили объем продаж компании. Эффективным такой бизнес назвать сложно. Это больше напоминает вкачивание денег в пустоту. Чем можно объяснить полученные ООО «Сименс Трансформаторы» по итогам 2012 г. показатели? Зачем консорциуму Siemens AG такой бизнес? На какие цели были направлены 444 млн р., которые в отчетности ООО «Сименс Трансформаторы» за 2012 г. проведены как «управленческие расходы»? Вопросов масса. Очевидно одно, что при таком формировании убытков регион, в котором работают подобные инвесторы, вряд ли в скором времени дождется налоговых отчислений с полученной прибыли. Более того, продолжать уповать на то, что на столь негативном фоне нам еще и технологии подарят, — это просто предел наивности.

Между тем Siemens AG все это время также требовал от профильных российских чиновников таможенных льгот. И что характерно, чиновники слышали чаяния руководства консорциума. Даже порой в противовес позиции российских производителей аналогичной продукции.

Для наглядности приведем один из примеров. 22 ноября 2013 г. в Москве при заместителе министра промышленности и торговли РФ Викторе Евтухове было организовано совещание по вопросу обнуления ставок ввозных таможенных пошлин в отношении компонентов для комплектных распределительных устройств с элегазовой изоляцией (КРУЭ). С инициативой выступило ООО «Сименс». По итогам того совещания выяснилось, что позицию дочерней компании консорциума Siemens AG об обнулении таможенных ставок на импортные комплектующие для КРУЭ уже на тот момент не разделяли российские производители аналогичного электротехнического оборудования. К тому моменту российские производители уже достаточно далеко продвинулись не только в изготовлении КРУЭ, но и в организации производства комплектующих для них. Этот факт был отражен в протоколе совещания, прошедшего при замминистра Евтухове 22 ноября: «Принять к сведению информацию, что в настоящее время ведется разработка и проводятся испытания по производству компонентов для КРУЭ в ОАО «Электрозавод», ОАО «Энергомеханический завод», ООО «Тольяттинский Трансформатор», ОАО «Свердловский завод трансформаторов тока», ООО «Электрощит-Ко». Озвученные предприятия способны своей продукцией заменить и другие импортные образцы электротехнического машиностроения. Тем более с Украины.

Осталось выбрать путь

Понятно, что в прошлом году чиновники минпромторга и таможенной службы не могли знать, что произойдет на Украине уже в первом полугодии 2014 г. Сегодняшние события на Украине — это как раз тот самый случай, когда надо суметь продемонстрировать способность оперативно развернуться на 180 градусов. Задуматься о том, как сохранить и приумножить то, что имеем. И отказаться от пустых иллюзий, что кто-то с Запада вопреки установкам, полученным в своих странах, будет делиться с нами технологиями. В этом плане на прошлой неделе прозвучал еще один тревожный сигнал. Причем уже из Германии.

4 июня государственный телеканал «Россия Сегодня» (RT) привел высказывание канцлера Германии Ангелы Меркель: «На российской границе недостаточно контроля, и вооруженные люди в больших количествах могут проникнуть на Украину, что приведет к дестабилизации. Если это не прекратится, то мы без колебаний введем дополнительные санкции». И это после того, как Меркель демонстрировала в течение нескольких месяцев явную нерешительность в поддержке курса США по введению санкций. Скорее всего, для объяснения разумнее искать экономические мотивы. Видимо, кто-то в Германии просто начинает осознавать, что впору спешить занимать «освобождающиеся» места на Украине. Америка ведь уже заявила о желании вмешаться в промышленную политику Украины. В Германии, наверное, не очень-то хотят им в этом уступать. Тем более что на Украине в административном плане им сегодня могут позволить делать то, над чем в России даже в самые лояльные времена еще подумали бы.

Сегодня у Мантурова появился уникальный шанс — дать российской промышленности возможность подняться и укрепиться. Справится ли он с этим? Все будет зависеть от его ближайших действий и решений. Промедлит — можно считать, упустил шанс. И наоборот.

Было бы разумно, если бы от всего происходящего зависело только лишь это. Сегодня данная проблема уже не терпит промедления. После прозвучавших на прошлой неделе высказываний американских и немецких руководителей следует понимать, что каждая единица приобретенной в последующем на Украине продукции наукоемкого и капитало-затратного характера, а также сохранение беспошлинного ввоза украинской продукции — это вклад в «диверсификацию промышленности Украины». Тактика «привязывания» партнера могла иметь оправдание год назад. Сегодня мы видим, что масштабная поддержка украинской промышленности принесла полностью противоположный результат.

В конце концов, если Украине и ее западным друзьям необходимо ликвидировать зависимость от РФ, то пусть делают это за свой счет. Почему Россия должна обеспечивать «мягкий» режим для данного процесса? Россия, которая рискует в результате этой «диверсификации» поставить в зависимость от недружественных структур стратегические отрасли — транспортную и энергетическую. Зависимость от поставщика — это гарантийное и постгарантийное обслуживание. Это элементная база, которая после «украинской диверсификации» окажется «за бугром». Тогда уже в пожарном порядке придется проводить свою «диверсификацию» от Bosch, Siemens и т.п. Вопрос: дотянут ли до тех времен российские предприятия электромашиностроения, загруженные сегодня менее чем на 40%?

Вариантов два: либо Россия из-за неповоротливости или некой заинтересованности некоторых чиновников продолжит финансировать действующий в соседнем государстве режим и тем самым душить собственные предприятия, либо все же ставка будет сделана на экономические интересы РФ.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.