Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №25 (512) | 28 июля 2014г.
 

Регион получил новые возможности

Состоялся исторический визит Владимира Путина в Самару

Борис Кротов

21 июля Самару впервые посетил президент РФ Владимир ПУТИН. До этого дня глава государства был только в Тольятти и Новокуйбышевске. Рабочий визит главы государства был насыщенным — он ознакомился с работой сборочного цеха РКЦ «Прогресс», дал старт строительству стадиона к ЧМ-2018. Эксперты выделяют в качестве центральной темы поездки совещание по социально-экономическому развитию региона, которое состоялось под председательством главы государства. Именно на нем были обозначены реперные точки, по которым должно пройти развитие региона в среднесрочной и долгосрочной перспективах, а также роль и задачи бизнеса и государства в реализации ответственнейших программ социального развития, государственной безопасности, обороны, реализации промышленного потенциала.

Стать лидером

Совещание собрало целый пул экспертов, государственных чиновников высшего уровня, представителей крупного регионального и федерального бизнеса. В работе совещания приняли участие полномочный представитель президента РФ в ПФО Михаил Бабич, исполняющий обязанности губернатора Самарской обл. Николай Меркушкин, вице-премьер Дмитрий Рогозин, целый пул представителей федеральных министерств и ведомств. От представителей крупного бизнеса Самарской обл. в совещании с президентом приняли участие гендиректор ОАО «Авиакор-Авиационный завод» Алексей Гусев, председатель совета директоров «Корпорации «Кошелев» Владимир Кошелев, президент нефтехимического холдинга (НХ) «САН О PC» Игорь Соглаев, исполнительный директор ОАО «Кузнецов» Николай Якушин и президент ОАО «АВТОВАЗ» Бу Андерссон, а также другие представители крупного регионального бизнеса. Открывая совещание, президент РФ Владимир Путин обозначил весьма широкую повестку дня. «По его (Николая Меркушкина. – Прим. ред.) предложению мы собираемся с вами уже в таком составе, пошире, потому что хотели послушать тех, кто непосредственно работает в области, тех, кто занимается конкретным делом, конкретным бизнесом, с тем, чтобы привлечь внимание не только всех коллег на уровне Самарской обл., руководства самой области, но и привлечь внимание правительства Российской Федерации, администрации президента... Вы знаете, мы в целом по стране над этим работаем, а Самара должна, по-моему, здесь быть одним из лидеров. Имею в виду, что Самара входит в число десяти крупнейших промышленно развитых регионов нашей страны», — обратился глава государства к присутствовавшим. Несмотря на традиционность такого жанра, как вступительное слово, здесь следует обратить внимание на следующий маркер. Говоря о потенциальном лидерстве региона, Владимир Путин фактически акцентировал внимание собравшихся на ранее произнесенном главой области тезисе о необходимости становиться «опорным регионом страны».

Больше госпрограмм, хороших и разных

За время работы совещания его участники смогли высказаться по самому широкому спектру вопросов. В начале совещания руководитель Самарской обл. обозначил президенту целый спектр приоритетных региональных проектов, направленных на социально-экономическое развитие области. Глава региона сообщил, что при развитии экономики губернии упор делается на инновации. Если и дальше следовать этому курсу, то Самаре нужен технополис «Гагарин-центр» с кампусом и базой подготовки магистров и аспирантов для аэрокосмической отрасли. «Мы ведем проектирование, нас поддерживают и Минэкономразвития, и предприятия аэрокосмического комплекса, — сказал он. — Но нам нужно федеральное софинансирование». Николай Меркушкин также перечислил проекты, связанные с развитием Самарско-Тольяттинской агломерации: строительство мостового перехода через Волгу в районе села Климовка с обходом Тольятти, моста «Фрунзенский» через реку Самару.

Оба проекта необходимы для развития автомобильного кластера в Тольятти и нефтехимического в Новокуйбышевске — рост объемов производства требует новых транспортных артерий для перевозки грузов. Среди логистических вопросов — реконструкция магистрали «Центральная», организация железнодорожного сообщения Самара — «Курумоч» — Тольятти и завершение строительства первой очереди самарского метро, т.е. появление еще трех станций.

Кроме того, глава региона попросил включить в федеральные программы ледовый дворец, крытый велотрек и комплекс единоборств. «Нам необходим современный, высокотехнологичный центр медицинской радиологии для детей, — добавил Николай Меркушкин. — Если правительство РФ поможет нам создать такой центр, то ему не будет аналогов даже в Европе. У нас есть хорошая база для этого — научная и кадровая». Затрагивая вопросы участия региона в федеральных программах, губернатор посетовал на многолетнее недостаточное участие области в таковых, а также явно выраженное недоинвестирование. По словам губернатора, многое уходило на текущие расходы, а именно «проедалось». «Одной из причин такого положения является существенное отставание Самарской обл. за последние 15 лет по объему инвестиций в основной капитал на душу населения. Это прежде всего объясняется структурой бюджета области, сложившейся с конца 1990-х годов, где инвестиционная составляющая бюджета по сравнению с текущими расходами была значительно ниже, чем в соседних регионах. У нас очень много шло на проедание, на текущие расходы, и очень низкая доля в бюджете была на развитие, на инвестиции. Вторая, еще более весомая причина — крайне слабое участие Самарской обл. в федеральных программах. В результате объем федеральных инвестиций на душу населения в области в 2,5 раза ниже, чем в среднем по стране».

Государство поможет

На совещании предметно рассматривали возможности для реализации программ импортозамещения продукции, дальнейшей кооперации предприятий авиационной и ракетной промышленности, строительства важнейшей региональной инфраструктуры, а также возможности применения таких форм поддержки бизнеса, как госзаказ, балансирование налоговой политики, законодательное регулирование ответственности бизнеса. Со своими предложениями выступили ОАО «АВТОВАЗ», НХ «САНОРС», ОАО «Авиакор», Ассоциация предпринимателей г. Сызрани. Множество из них получили статус президентских поручений к компетентным ведомствам для дальнейшей проработки. Вот пара примеров.

Так, например, для ОАО «Авиакор-авиационный завод» сейчас, в связи с приостановлением программы «Антонов», жизненно важным является запуск иных проектов, как выразился генеральный директор Алексей Гусев, поиск альтернативных компенсационных загрузок. Таковым может стать освоение производства самолета Ил-114, который ранее выпускался в Узбекистане. Вторым проектом может быть создание основного центра технического обслуживания самолетов, которые сейчас эксплуатируются в России. Причем речь идет и о самолетах иностранного производства. Реализация этого проекта позволит отечественным авиаперевозчикам не проводить техническое обслуживание за рубежом, а локализовать его в России. Для реализации проекта ИЛ-114, по словам Гусева, потребуется финансовых вливаний на 10-12 млрд р. плюс государственный заказ. Реализация проекта центра обойдется значительно дешевле. Владимир Путин поручил министру промышленности и торговли РФ Дмитрию Мантурову просчитать предложенные варианты.

Представители ОАО «Кузнецов» обратили внимание Владимира Путина на то, что задачи по импортозамещению, поставленные перед отраслью ракетостроения, требуют оперативного внесения изменений в ряд федеральных программ. Также генеральному директору ОАО «Кузнецов» Николаю Якушину хотелось бы углубить взаимодействие с Роскосмосом и попытаться расширить партнерство с ОАО «Газпром». В конце 2014 г. «Кузнецов» приступает к производству индустриальных газотурбинных двигателей в интересах «Газпрома». У «Газпрома» готовятся к реализации два крупнейших инфраструктурных проекта, связанных со строительством газопроводов «Сила Сибири» и «Южный поток». Таким образом, «Кузнецов» планирует выйти со своей продукцией на европейский и китайский рынки сбыта.

Комментарии

Владимир ПУТИН, президент Российской Федерации

- Мы сегодня с Николаем Ивановичем пытались вспомнить, какого года эта песенка — «Самара-городок», но теперь это далеко уже не городок — это город большой, промышленный центр. И вся Самарская обл. отличается развитой промышленностью, высокой степенью переработки. Что особенно приятно, применяется кластерный подход к развитию экономики, имею в виду особое внимание на перспективные отрасли, такие как аэрокосмическая, авиационная, автомобильная, химия, нефтехимия. Это все, как я уже сказал, сфера деятельности с высокой степенью переработки, с высокой добавленной стоимостью. Разумеется, когда мы имеем дело с таким производством, очень важна среда, в которой предприятия этих отраслей работают. Давайте обо всем этом сегодня поговорим и постараемся сделать необходимые выводы.

Николай МЕРКУШКИН, исполняющий обязанности губернатора Самарской обл.

- Мы активно занимаемся наращиванием собственного производственного потенциала. Полагаем, что вливание федеральных средств в экономику Самарской обл. окупится уже в среднесрочной перспективе. По нашим прогнозам, они достаточно плотно проработаны, уже в 2016 г. прирост налоговых поступлений в федеральный бюджет составит более 40 млрд р., а к 2020 г.- 140 млрд р. с увеличением общего объема федеральных налогов до 280 млрд р. Т.е. мы за шесть лет планируем в два раза увеличить отчисления налогов в федеральный бюджет. Многие эти проекты сейчас реализуются, и часть проектов сейчас у нас в планах развития. Реализация только одного проекта группы компаний САНОРС с «Роснефтью» позволит возвратить федеральные кредиты, кредитные средства. Если Минфин и правительство нас поддержат, мы могли бы в течение четырех-пяти лет только за счет этого источника, только за счет дополнительных доходов от САНОРСа рассчитаться с этими кредитными ресурсами.

Бу АНДЕРССОН, президент ОАО «АВТОВАЗ»

- Я работаю уже на протяжении семи месяцев на АВТОВАЗе. Мы сейчас производим 40 машин на одного человека, занятого на производстве, в прошлом году мы производили всего 20 автомобилей. Мы производим сейчас 40 тыс. автомобилей вместе с концерном «Рено-Ниссан», в прошлом году мы производили всего 20 тыс. Поэтому надеемся, что в этом году сможем произвести 400 тыс. автомобилей совместно с концерном «Рено-Ниссан». Кроме того, мы также вводим антикризисную программу. Мы надеемся, что станем одним из наиболее конкурентоспособных предприятий в Европе. Кроме того, мы вводим новые модели транспортных средств. Собираемся инвестировать более 100 млн р., кроме того, также планируем увеличить инвестиции на 20% в развитие бренда «Лада». У нас прекрасные сотрудники. Я оптимист и вижу, что нам многое предстоит сделать, решить большое количество проблем.