Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №30 (517) | 29 сентября 2014г.
 

Системный подход

По инициативе губернатора в Самаре утверждена новая схема управления городом

Сергей Ромашов

25 сентября депутаты Самарской губернской думы (СГД) проголосовали за областной закон «О порядке избрания главы г. о. Самара». Документ был внесен в СГД губернатором Самарской обл. Николаем МЕРКУШКИНЫМ. Закон вводит институт сити-менеджерства в г. о. Самара. Документ прошел через широкое обсуждение. Нововведения одобрили депутаты Думы г. о. Самара, представители Общественной палаты Самарской обл. и комитет по местному самоуправлению СГД.

Эффективное решение

Обсудить законопроект «О порядке избрания главы г.о. Самара», внесенный главой региона Николаем Меркушкиным, на расширенном заседании общественной палаты региона собрались депутаты СГД, представители общественных палат города и районов области, эксперты. Документ предусматривает отказ от прямых выборов мэра Самары и введение в областном центре института сити-менеджерства. В частности, указывается, что глава городской администрации будет работать по найму, а назначать его будет конкурсная комиссия, в состав которой на паритетных началах войдут депутаты гордумы, представители областной власти и губернатор. Главой города будет считаться председатель городской думы, он же будет выполнять представительские функции. Подобная система, например, уже восемь лет работает в соседнем регионе — Саратовской обл. Обкатана реформа и в пяти из десяти городских округов Самарской обл.: Отрадном, Октябрьске, Сызрани, Кинеле и Жигулевске. Решения по схеме формирования органов власти в остальных муниципалитетах должны принять до 27 ноября т. г.

Регулировать смену системы управления г. о. Самара региону позволил федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятый 10 июня т. г. В тот же день в Самарской обл. был принят закон №66-ГД «О порядке формирования органов местного самоуправления муниципальных районов и поселений Самарской обл.». Данный законопроект определяет порядок формирования представительных органов муниципальных районов Самарской обл., а также порядок избрания глав муниципальных районов и глав поселений Самарской обл., входящих в состав муниципальных районов.

Хозяйство –специалисту

Представляя законопроект общественникам, руководитель главного правового управления администрации губернатора Владимир Моргунов отметил, что практика отказа от прямых выборов глав городских округов становится уже традиционной как для Приволжского федерального округа, так и для России в целом. В середине 2013 г. в ПФО прямые выборы глав городских округов оставались возможными только в 5 регионах из 14. Эту тенденцию Моргунов объяснил усталостью жителей от большого количества местных выборов, а также «интуитивным осознанием людьми необходимости конструктивных и партнерских взаимоотношений государства и местного самоуправления без конфликтов и противостояний».

Большинство участников заседания сошлись во мнении, что многолетняя борьба между городскими и областными властями действительно вредила Самаре. «Все мы помним времена, когда противостояние мэра Самары и губернатора негативно влияло на развитие города», — сказал заместитель председателя ОП Вадим Чумак. По мнению Чумака, отмена всенародных выборов главы Самары позволит поднять эффективность управления городом. В частности, глава администрации, работающий по контракту, перестанет тратить время на политику и займется хозяйством. К тому же избранный депутатами и представителями областной власти сити-менеджер не будет иметь обязательств перед финансово-промышленными группами. Кроме того, закон дает возможность контролировать главу администрации. Чумак отметил, что упразднение мэрских выборов позволит сэкономить деньги на проведении предвыборных кампаний.

«Одной из проблем действующей системы является сложная процедура отзыва или сокращения полномочий всенародно избранного мэра, в случае когда он не оправдывает доверия населения.

В отличие от мэра, сити-менеджер работает по контракту с городской думой, который может быть прекращен в любой момент», — отметил Вадим Чумак.

В разговорах о противостоянии самарских властей с областными были упомянуты такие связки, как мэр Олег Сысуев и губернатор Константин Титов, мэр Георгий Лиманский и Титов, а также градоначальник Виктор Тархов и губернатор Владимир Артяков. Многие годы из-за борьбы вышеуказанных персон друг с другом город фактически жил на голодном пайке, получая средства областного бюджета не в полном объеме. В результате в Самаре накопилось огромное количество проблем, с которыми действующая власть пытается разобраться на протяжении последних 4 лет. Вместе с тем участники заседания ОП отметили, что борьба между указанными политиками — системная проблема, не связанная с конкретными персонажами. Так получилось, что глава Самары был политической фигурой № 2 в регионе и всегда рассматривался как потенциальный претендент на губернаторское кресло. Назначение сити-менеджера позволит уйти от политических баталий, что положительно отразится на жизни Самары. Городские службы смогут спокойно готовиться к отопительному сезону, в плановом режиме будет вестись подготовка к принятию матчей Чемпионата мира по футболу 2018 г., эффективно завершатся ремонтно-строительные работы этого сезона. А ответственность за работу сити-менеджера ляжет на плечи губернатора и депутатов, выбравших этого хозяйственника. Надо отметить, что губернатор Николай Меркушкин получил на выборах беспрецедентную поддержку населения, следовательно, предложенный им сити-менеджер также будет пользоваться поддержкой и доверием людей. Нет сомнений, что сити-менеджером станет профессионал, имеющий опыт руководящей работы и знающий городское хозяйство.

Аргументированная позиция

В завершение расширенного заседания ОП губернатор Самарской обл. Николай Меркушкин высказал свое мнение по данному вопросу. Он обратил внимание на то, что скандалы и противоборство региональных и городских властей в Самарской обл. были известны далеко за ее пределами и зачастую вызывали недоумение. «Пока система власти устроена так, что столкновения неизбежны. Это никому не во благо», — сказал Меркушкин. Глава региона признался, что ручное управление в муниципалитетах его тяготит. «Сегодня некоторые говорят о том, что выборы отменяются в угоду моим амбициям. Это не так, я не хочу «царствовать», чтобы мне все подчинялись. Напротив — намного лучше будет, если появится самостоятельный, активный, творческий человек, смотря на работу которого я буду радоваться. И если таких во власти будут тысячи -значит, реформа МСУ состоялась», -считает Меркушкин.

Николай Меркушкин также уверен, что прямые выборы главы Самары имеют мало общего с местным самоуправлением, поскольку мэр по-прежнему является политической фигурой, тогда как жители далеки от решения таким мэром их насущных проблем. Развязать этот узел и призвана реформа местного самоуправления. Ее суть в том, чтобы приблизить власть к народу, чтобы любой человек, как говорил президент России Владимир Путин, мог дотянуться до нее рукой.

Для реализации этого принципа, по мнению Меркушкина, необходимо организовать органы местной власти во внутригородских районах, передать на этот «низовой» уровень часть полномочий и право формировать местные бюджеты. В этом случае любой житель сможет без проблем обратиться к чиновнику, который будет знать всю специфику территории, иметь возможность помочь своими силами или оперативно связаться с вышестоящим уровнем власти. С этой же целью в Самаре предложено пересмотреть деление на районы. Среди вопросов местного значения однозначно будет благоустройство, часть вопросов ЖКХ, противопожарная безопасность, планировка территорий.

Полный перечень будет определен позднее, этот вопрос власти намерены проработать детально.

В качестве примера возможных новых административных единиц города глава региона привел пос. Зубчаниновку, мкрн «Крутые Ключи», территорию Безымянки, мкрн «Южный город» в Самаре. Все эти территории должны иметь собственные администрации и советы депутатов, а также представителей в городской думе. Член общественной палаты Виктор Полянский добавил, что администрации городов-миллионников при этом логично выделить в третий уровень государственной власти, возложив на них соответствующие полномочия.

В ответ глава Самарской обл. привел статистические данные, согласно которым примерно половина жителей губернии хотят отказаться от выборов мэров городов, другая половина поддерживает идею введения института сити-менеджерства. Но при этом подавляющее большинство хочет, чтобы, так или иначе, глава региона контролировал работу главы Самары, чтобы градоначальника можно было при необходимости освободить от занимаемой должности. До сих пор глава региона в силу своих полномочий не мог этого сделать, т.к. работа мэра была обособленной.

Между тем Меркушкин отметил, что хотел бы, чтобы в трех из четырех городов области — Чапаевске, Новокуйбышевске и Похвистнево осталась возможность прямого избрания главы. Меркушкин объяснил это тем, что в городах, где население меньше 100 тыс. человек, где все на виду, это все же местное самоуправление. Также открытым остается вопрос по г. о. Тольятти, но губернатор все же склонен добиться введения там тоже новой схемы управления.

25 сентября депутаты СГД приняли описанный законопроект в двух чтениях. Новая система начнет работать после прекращения полномочий действующих глав муниципальных образований Самарской обл. В случае с Самарой долго ждать не придется, т. к. действующий мэр Дмитрий Азаров 24 сентября постановлением Меркушкина был назначен сенатором в Совет федерации от Самарской обл. Следовательно, в начале октября Азаров оставит мэрское кресло, а до конца года его место должен занять сити-менеджер.

Комментарии

Николай МЕРКУШКИН, губернатор Самарской обл.

- Человеку, прошедшему через всенародные выборы, это добавляет больше ответственности. Но, к сожалению, в Самарской обл. есть десятки примеров, когда люди прячутся за всенародные выборы и занимаются не тем, чем должны. В работе сити-менеджера есть один главный плюс — формируется более слаженная команда и устойчивая вертикаль власти. Здесь уже не будет времени на самопиар, только на реальные дела.

Александр ФЕТИСОВ, председатель Думы г. о. Самара

- Когда город активно взаимодействует с областью, он выигрывает в финансовом плане. Среди наиболее важных направлений, по которым городу оказывалась поддержка со стороны областных денег в течение последних двух лет, можно сказать о строительстве, реконструкции и капитальном ремонте дорог местного значения, в т. ч. внутриквартальных. Это 1,7 млрд р. в 2013 г. и 1,4 млрд р. в 2014 г. За два года мы получили более 600 млн р. на строительство детских садов, почти 300 млн р. — на капитальный ремонт общеобразовательных учреждений, а также на благоустройство прилегающих территорий, более 500 млн р. — на переселение граждан из аварийного жилищного фонда и др.