Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №33 (520) | 20 октября 2014г.
 

Обозначил приоритеты

Николай Меркушкин выступил с первым после выборов программным интервью

Борис Кротов

16 октября губернатор Николай МЕРКУШКИН впервые в качестве избранного губернатора дал интервью пяти крупнейшим телевизионным каналам региона. Оно было посвящено актуальным вопросам социально-экономического развития губернии.

Мы это сделали

Свое программное обращение губернатор начал с обсуждения итогов выборов в единый день голосования 14 сентября 2014 г. На участки пришли более 62% избирателей, из которых 92% отдали свои голоса за Николая Меркушкина. «С точки зрения способности власти взаимодействовать с людьми, доходить до человека, до его проблем выборы дали очень большой результат», — пояснил губернатор. «Я услышал конкретные проблемы, которые есть у людей, их вопросы, настроения по отношению к местной власти. В некоторых районах жители приходили почти как на митинг, ругали местную власть почти как на митинге. В некоторых местах, наоборот, говорили, что довольны работой руководителей. Вот это живое дыхание людей было исключительно важно», — считает Николай Меркушкин.

С точки зрения оперативного взаимодействия с населением избирательная кампания также стала полезной для региона. «Появлялось много вопросов, мною давались поручения, которые активно выполнялись правительством. Над этим процессом работала целая команда, включая областных чиновников и власть на местах. То, что мы дошли до большого количества людей, и сказалось на явке», — прокомментировал губернатор. По его словам, работа с прямыми обращениями граждан не будет прекращена и дальше. «Сейчас мы активно подводим итоги всей кампании. Только во время личных встреч мне поступило семь тысяч обращений, из них по 278 я давал поручения прямо по ходу встречи. Как правило, это простые и понятные вопросы, связанные прежде всего с бездействием местных властей. Другие вопросы систематизированы, и работа ведется в министерствах, муниципалитетах», — заверил аудиторию губернатор. Причин этому несколько, но главное — оправдать доверие большого числа людей которые пришли на избирательные участки и выразили сове отношение к курсу, реализуемому в настоящий момент в Самарской обл.

По словам губернатора, результаты выборов в Самарской обл. значительно превышают явку в соседних регионах, где на участки пришли порядка 29-37%: «У нас проголосовавших в два раза больше. Конечно, на область федеральный центр после этого посмотрел под другим углом». И этот момент, по мнению главы региона, является принципиально важным, в контексте того, что в ближайшее время дополнительный импульс к развитию должны получить ключевые стратегические отрасли региона. Такие как самолето- и двигателестроение, автомобильная промышленность, химические производства.

Наиболее показателен пример Самары и Тольятти. Здесь с точки зрения явки наблюдался особенно заметный прогресс. «Тольятти во все времена был процветающим городом и являлся примером для всех.

То, что происходило в Автограде последние 5-10 лет, возмущает многих горожан. Конечно, тольяттинцам тяжело и настроение у них не самое лучшее. Похожая ситуация в Самаре: многие заводы не работают, многие вещи, которыми гордились самарцы, сегодня находятся в плачевном состоянии. Но, несмотря на все это, люди пришли и проголосовали», — подчеркнул губернатор.

По его мнению, высокая явка в регионе, а особенно в крупных городах, формирующих основной костяк жителей области, даст положительный сигнал федеральному центру: «Это говорит о том, что самарцы стали более сплоченными. Люди ответственно подходят к своим обязанностям, к долгу перед Отчизной, краем, малой родиной. И этот момент очень важен — не только для нас самих, но и для всей страны».

У промышленности есть будущее

Говоря о Тольятти, Николай Меркушкин затронул в очередной раз тему дальнейшего развития ОАО «АВТОВАЗ». По итогам III кв. автозавод вышел на операционную прибыль, что вселяет определенный оптимизм в его будущее. «Уверен, что положительная динамика продолжится, но это не единственный показатель, который должен нас радовать. За счет прибыли можно решить какие-то проблемы внутри завода например. Важен и тот факт, что завод начинает наращивать объемы производства, объемы продаж, и насколько они будут расти — вот это основополагающий вопрос», -считает губернатор. При этом, по его убеждению, автогигант способен справиться с поставленными задачами и в условиях напряженной экономической конъюнктуры. «Сейчас в целом на рынке непростая ситуация. Руководство завода делает активные шаги, чтобы завоевать новые рынки, снижает издержки, повышает качество продукции. Те процессы, которые идут в настоящее время на автогиганте, необходимы, особенно для дальнейшего развития завода», — подчеркивает Николай Меркушкин. Руководством предприятия сформирован хороший задел на будущее. «Новые модели получают высокую оценку специалистов на специализированных выставках, завод увеличивает свою долю на российском рынке. Это дает нам основание говорить, что завод постепенно станет прибыльным предприятием, в т.ч. и по итогам этого года», — говорит руководитель области.

Сейчас АВТОВАЗ может рассчитывать на дополнительное содействие со стороны федеральной власти. Положительно на основной деятельности предприятия должна сказаться и программа утилизации, которую утвердил Владимир Путин. «Это первая планка, которую взял менеджмент завода, далее позитивные процессы будут только нарастать, и это почувствуют люди, которые работают на заводе». Самарская обл. также готова оказать максимальное содействие в вопросах закупки продукции предприятия для государственных нужд. Так, к примеру, правительство Самарской обл. в скором будущем пересядет на автомобили, произведенные ОАО «АВТОВАЗ». Поручение подготовить соответствующие предложения не позже конца текущего года глава региона дал областному кабинету министров. Губернатор мотивировал это в первую очередь необходимостью экономии бюджетных средств, т.к. формируемый сейчас региональный бюджет на следующий год будет очень сложным. Есть у этого решения и вторая сторона -государственные закупки помогут стимулировать спрос на местные автомобили.

Другим важным проектом в сфере промышленного производства региона является запуск производства самолета ИЛ-114 на мощностях ОАО «Авиакор». «Тема производства Ил-114 на производственных мощностях ОАО «Авиакор» возникла относительно недавно, во время визита Владимира Владимировича Путина в Самару в конце июля этого года. Тогда президент эту инициативу поддержал. Рабочая группа по изучению этого вопроса 1 сентября 2014 г. дала отрицательное заключение. Президент поручил рассмотреть этот вопрос повторно, более подробно. Для этого была создана комиссия под председательством Дмитрия Рогозина, куда вошли в т.ч. полпред президента в ПФО Михаил Бабич и я. В итоге комиссия пришла к заключению, что этот самолет нужен стране», — напомнил губернатор.

Губернатор сообщил, что в производстве Ил-114 заинтересованы и такие государства, как Индия и Китай. «Этот самолет имеет огромные преимущества, перевозки на 700-1500 км на нем в два раза дешевле, чем на реактивных лайнерах», — охарактеризовал конкурентные преимущества данного самолета губернатор.

Индия и Китай, сотрудничество с которыми в сфере ВПК выходит на новый уровень, могут стать одними из наиболее перспективных рынков сбыта для такой продукции.

По словам губернатора, сейчас рассматривается несколько площадок для производства самолета, однако ни один другой регион, кроме Самарской обл., столь плотно не участвовал в проработке этого вопроса, соответственно, наша область имеет несомненные конкурентные преимущества. Кроме того, по убеждению губернатора, терять перспективы такого производства было бы в корне неправильным. Николай Меркушкин уверен, что, получив этот проект, «Авиакор» будет обеспечен заказами на 30-40 лет вперед.

Одной из сложностей реализации этого проекта в Самарской обл. является вопрос собственности предприятия, но и он, по убеждению губернатора, преодолим. «Для производства Ил-114 понадобится порядка 24 млрд р. государственных вложений, и как сложатся в этом случае взаимоотношения государства с частной компанией — неизвестно. Сейчас мы работаем над этой проблемой», -сказал Николай Меркушкин.

Проект моста будет готов в 2015 году

Во время интервью журналисты поинтересовались у губернатора ближайшими перспективами развития транспортной сети региона. Вопрос был поднят в контексте прошедшего в г. Новосибирске госсовета, который обнажил множество проблем, присущих отечественной отрасли дорожного строительства. «Я бы не согласился. Хотя я считаю, что здесь мы навели порядка больше, чем в других отраслях, но полного порядка все равно пока нет. Самара в этом году, к примеру, получила 2,5 млрд р., это в десять раз больше, чем 2-3 года назад. Естественно, люди это заметили. Но проблем еще здесь очень много — и в сельской местности, и в Тольятти, и в Самаре, и в Сызрани», — поделился своим мнением Николай Меркушкин.

Губернатор перечислил основные объекты, строительство, ремонт или реконструкция которых запланированы на ближайшее будущее. К примеру, в следующем году начнется капитальный ремонт пр-та Кирова, с расширением. Особенно актуальным проект становится ввиду открытия Кировского моста. Активная работа ведется и в Тольятти: к концу года здесь должны начаться работы по строительству транспортной развязки. Также в планах на будущий год — начать работы по Фрунзенскому мосту.

«Для нас это очень важная задача. Не говорю, что в следующем году будут освоены большие деньги, но строительство мы начнем. Проект прошел экспертизу. Активно ведутся работы и по проектированию моста в районе Климовки, но проект, видимо, в этом году до конца не будет готов, скорее к маю будущего года. Кроме того, там же будет проложена дорога протяженностью порядка 140 км. Стоимость объекта составит около 50 млрд р. К его реализации мы будем привлекать частных инвесторов», — рассказал руководитель области.

Кроме того, ведутся подготовительные работы по пр-ту Карла Маркса (магистраль «Центральная»), здесь работы могут быть начаты уже в следующем году, начиная со стороны обводной дороги. Глава региона подчеркнул, что в этом году было освоено 8,6 млрд р. на федеральных дорогах, проходящих по территории области. «Это беспрецедентная сумма, причем не только в сравнении с другими годами по Самарской обл., но и в сравнении с другими регионами», — заключил Николай Меркушкин.