Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №34 (521) | 27 октября 2014г.
 

Скелеты в шкафах

Реорганизация облминздрава в 2012 году сопровождалась странностями в освоении бюджета

Татьяна Федорова

В октябре Счетная палата Самарской обл. (СПСО) распространила информацию о результатах проверки использования средств целевой программы «Развитие социального обслуживания населения Самарской обл. на 2012-2013 гг.». Объектами контрольного мероприятия выступили: министерство социально-демографической и семейной политики Самарской обл. (до 1 июля 2012 г. — министерство здравоохранения и социального развития Самарской обл.), подведомственные ему учреждения и другие организации. Обнаружены нарушения на общую сумму более 70 млн р. При закупке радиочасов была выявлена схема, имеющая признаки обналичивания бюджетных средств. Эта странная закупка случилась буквально вскоре после того, как 10 апреля 2012 г. губернатор Самарской обл. Владимир АРТЯКОВ утвердил постановление о реорганизации облминздрава.

Разделение Минздрава

СПСО проводила проверку действий ведомств и организаций Самарской обл. начиная с 1 января 2012 г. В первом полугодии 2012 г. была проведена серьезная реорганизация социального блока в правительстве Самарской обл. Реорганизация была начата в тот период, когда губернатором Самарской обл. был Владимир Артяков. При этом он совмещал должность председателя правительства. 10 апреля 2012 г. Артяков подписал постановление №175 о формировании министерства здравоохранения Самарской обл. и министерства социально-демографического развития Самарской обл. Т. е. разделение одного министерства на два. Минздрав на тот момент уже возглавлял Геннадий Гридасов. Реорганизация подразумевала огромный комплекс мероприятий. В соответствии с этим постановлением вновь созданное министерство социально-демографической и семейной политики Самарской обл. вступало в свои полномочия с 1 июля 2012 г. С этого дня министерство социально-демографической и семейной политики Самарской обл. возглавляла Марина Антимонова (на фото). Это очень важный момент. Данный факт надо учитывать при ознакомлении с результатами проверки СПСО.

Проверкой было установлено, что министерством без проведения конкурсного отбора была привлечена некоммерческая организация (НКО) — региональный благотворительный фонд «Самарская губерния» для осуществления поставки часов. Согласно ЕГРЮЛ учредителями фонда являются ЗАО «ЛИКО», ТПП Самарской обл., Самарская региональная общественная организация «Историко-Эко-Культурная Ассоциация «Поволжье», городской благотворительный фонд «Фонд Тольятти». Председателем попечительского совета фонда является ректор Самарского государственного экономического университета (СГЭУ) Габибулла Хасаев. До появления в СГЭУ он многие годы возглавлял министерство экономического развития и торговли Самарской обл.

Соцзабота о посредниках

В 2012 г. Фондом была получена субсидия из облбюджета в сумме 69,1 млн. р. С согласия министерства оказание социальной услуги было сведено к закупке фондом радиочасов.

При этом обеспечение радиочасами получателей (ветераны Великой Отечественной войны и вдовы инвалидов и участников Великой Отечественной войны) осуществлялось сотрудниками центров социального обслуживания пожилых граждан, подведомственных министерству. Как сказано в отчете СПСО, «При закупке радиочасов использовалась схема, имеющая признаки обналичивания бюджетных средств».

Весной 2012 г. Фондом были приобретены радиочасы разных марок и моделей (производство Китай) в количестве 69 120 шт. по одной цене — 1 тыс.р. у ОАО Торговый Дом «Самара-М», которое, в свою очередь, закупило их у ООО «Торговый Дом «Каскад — С» по цене 858 р. Таким образом, ОАО Торговый Дом «Самара-М» от указанной сделки получены доходы в сумме 9 млн. р. Кроме того, по представленной ГУ МВД России по Самарской обл. информации, установлено, что перечисление средств со счета ОАО Торговый Дом «Самара-М» на счет ООО «Торговый Дом «Каскад — С» произведено в сумме 22,9 млн р. вместо предусмотренных по договору 60,1 млн р.

Как сказано в материалах проверки: «Следовательно, фактическая стоимость закупленных Фондом радиочасов составила 331 р. за шт. Согласно ответу ОАО «М.Видео» на запрос СПСО, а также сведениям, полученным с сайта zakupki.gov.ru, цена продаж аналогичных и однотипных радиочасов в 2012 г. в разных регионах составляла от 415 до 777 р.». Согласно данным ЕГРЮЛ, ООО «Торговый Дом «Каскад — С» зарегистрировано в ИФНС по Ленинскому р-ну г. Самары 18 июня 2010 г., снято с учета 13 июня 2012 г., т.е. по истечении 1,5 месяца после выполнения условий договора по поставке радиочасов. По данным ЕГРЮЛ, к отраслевой принадлежности ООО «Торговый Дом «Каскад — С» относится: оптовая торговля пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями; лесоматериалами, строительными материалами и санитарно-техническим оборудованием. Уставный капитал — Ютыс. р., владелец и директор Владимир Казачков являлся руководителем в 7 фирмах, из них совладельцем — в 5. Как указано в материалах проверки: «Таким образом, ООО «Торговый Дом «Каскад — С» имеет признаки фирмы, созданной для обналичивания денежных средств».

Согласно пояснениям, представленным на заседании коллегии СПСО главным консультантом управления организации социального обслуживания департамента социальной защиты населения министерства, расходование средств областного бюджета в размере 70 млн р. на приобретение радиочасов планировалось исходя из минимального коммерческого предложения на данную технику. Согласно информации ОАО «Самара-Информспутник», которое осуществляло в 2012 г. техническое сопровождение сайта министерства,

соответствующее объявление о возможности участия НКО в реализации задачи по обеспечению равной доступности оптимальных условий жизнедеятельности отдельных категорий граждан не размещалось.

По данным СПСО: «В случае реализации министерством указанного мероприятия посредством проведения конкурсных процедур экономия бюджетных средств могла составить до 46,2 млн р., или до 67% от суммы субсидии». Кроме того, СПСО установила: «Проведенные выборочные опросы 61 человека показали, что 7 человек за получение радиочасов в ведомости не расписывались и их не получали, 21 человек не использует полученные радиочасы. Обучение пользованию радиочасами ни с кем не производилось. Кроме того, министерством и фондом представлена информация о получении вдовой участника Великой Отечественной войны радиочасов в период с мая по август 2012 г. Однако, по сведениям управления ЗАГС области, указанная женщина скончалась в апреле 2012 г.».

Избирательный подход

Также СПСО выявила, что допускался избирательный подход при выделении субсидии государственным бюджетным учреждениям социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на обеспечение их автотранспортом, заключающийся в предоставлении однотипным учреждениям субсидий в объеме от 384 тыс. р. до 1,2 млн р. на приобретение автотранспорта разного класса и стоимости. При определении размера субсидий на обеспечение автотранспортом заложена цена автомобиля отечественного производителя — Lada PRIORA, который приобретался в 2012 г. учреждениями по ценам от 384 тыс. р. до 430 тыс. р., в 2013 г. — от 404 тыс. р. до 429 тыс. р. При этом отдельным учреждениям субсидии выделялись в большей сумме на приобретение легковых автомобилей более высокого класса, например: ГБУ СО «Центр дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов «Здоровье» в 2012 г. выделена субсидия в сумме 600 тыс. р., за счет которой приобретен автомобиль Renault Fluence, ГБУ СО «Центр дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов «Подбельский» выделена субсидия в сумме 1,248 млн р., за счет которой приобретен автомобиль ГАЗ-32213 за 628,9 тыс. р. и Hyundai SOLARIS стоимостью 620 тыс. р.

По мнению СПСО, в министерстве практиковался избирательный подход при определении размера субсидий на приобретение автотранспорта. Кроме того, в отчетности об исполнении программы внебюджетные источники не обозначены, а следовательно, финансовое обеспечение реализации программы является недостоверным. Материалы проверки направлены в Самарскую губернскую думу (СГД), губернатору Самарской обл., а также в ГУ МВД России по Самарской обл. для принятия мер.

Напомним, что на данный момент Марина Антимонова и Геннадий Гридасов в отличие от своих коллег все еще остаются врио министра. Вполне возможно, что после таких результатов, полученных СПСО, они вряд ли сохранят свои должности.