Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №37 (524) | 24 ноября 2014г.
 

Алексей Чигенев:

Сегодня нужно садиться и разрабатывать дорожную карту

Павел Андреев

11 ноября Самарская губернская дума (СГД) приняла в первом чтении проект закона Самарской обл. «Об областном бюджете на 2015 г. и на плановый период 2016 и 2017 гг.» Было вполне ожидаемо, что в текущей ситуации региону придется идти на сокращение расходов. В таких случаях традиционно возникает дилемма: что резать? Социальные обязательства или бюджет развития? Для Самарской обл. этот вопрос стоит особенно остро, если учесть, что, по оценке правительства РФ, в 2013 г. наш регион показал хорошие результаты по экономическому росту и объемам прямых инвестиций. Могут ли в кризисной ситуации появиться локомотивы экономического роста, может ли протекционистская политика противоречить законам рынка, какую роль в сохранении экономического роста могут сыграть руководство региона и органы местного самоуправления (ОМС)? Об этом в интервью «Хронографу» рассказал заместитель секретаря СРО партии «Единая Россия», депутат СГД Алексей ЧИГЕНЕВ.

- Алексей Иванович, как вы оцениваете текущую ситуацию с бюджетом области? Понятно, что кризисные явления отразятся не только на федеральном, но и на региональном уровне. Какие последствия мы можем получить в такой ситуации, особенно если учесть, что в течение 2012-2013 гг. регион показывал экономический рост?

- Как это ни парадоксально звучит, но в данной сложной ситуации можно сохранить тренд. Просто нам придется под другим углом посмотреть на некоторые проблемы.

Бюджет региона имеет два основных свойства: это социальные гарантии и развитие региона. С учетом того, что в 2015 г. мы уже потеряли, по сравнению с 2014 г., 23 млрд р. следует понимать, что мы стоим перед выбором. Либо продолжать исполнять социальные обязательства в полном объеме, либо делать ставку на бюджет развития. Если мы будем смотреть на ситуацию как чистые экономисты, то вердикт будет один — нужно резать социальные расходы. Если мы будем исходить из того, что мы как орган региональной власти несем социальную ответственность перед населением, то, естественно, нам придется сохранять социальные обязательства в полном объеме. Но если не будет развития, то соцобязательства завтра исполнять будет нечем.

- Получается, мы не можем исполнять социальные обязательства, отказываемся от них и все усилия направляем на обеспечение экономического роста. Потом, когда у нас все будет хорошо, мы опять начнем наращивать соцобязательства. Китайский вариант. В качестве гарантии — тезис. У них получилось — и у нас получится...

- Я бы не стал трактовать китайский опыт таким образом. Бюджет области формируется в первую очередь за счет налога на прибыль. Спад производства непосредственно наносит удар по наполнению бюджета. Тем не менее возможности роста есть.

Берем в качестве примера строительную отрасль. У нас есть программа капитального ремонта многоквартирных домов (МКД). Она рассчитана на 30 лет. Потенциал сбора платежей на капремонт — 4,5 млрд р. в год. Это достаточно крупный объем заказов. Отдайте его предприятиям-резидентам, и мы получим импульс роста сразу нескольких отраслей.

Сами субъекты строительного бизнеса, получив эти заказы, будут как минимум сохранять имеющиеся у них активы. А это основные производственные фонды (ОПФ) и человеческий ресурс. При стабильных заказах на продолжительное время мы получаем людей, регулярно получающих зарплату. А это значит, опять начинают работать кредитные механизмы. В первую очередь — ипотечное кредитование. Значит, будет расти спрос на рынке жилья. Таким образом, запуская программу капремонта МКД, мы даем импульс строительной отрасли в целом.

Помимо ипотеки у людей появится возможность кредитоваться под покупку автомобилей, других, менее дорогих товаров. Мы стимулируем банковскую отрасль. Торговлю. Мы обеспечиваем поступления в местные бюджеты, т.к. работники будут платить НДФЛ.

Есть еще один интересный аспект в программе капремонта. Деньги в ней не бюджетные. Это деньги владельцев жилфонда. Но управляет этими ресурсами, по сути, орган исполнительной власти региона. Таким образом, у нас появляется новый ресурс, которым нужно эффективно воспользоваться.

- Но здесь мы сталкиваемся с тем, что старую программу капремонта провалили, теперь запущена новая программа. Люди банально не хотят платить, т.к. не верят, что эти деньги обеспечат им капремонт. В то же время у значительной части населения есть понимание, что сами жильцы капремонт не потянут. Слишком большие кумулятивные платежи. При этом мы имеем полный комплекс взаимного недоверия. Подрядчики не доверяют организаторам капремонта и не идут на тендеры. Жители не доверяют подрядчикам, потому что имеют печальный опыт проведения таких ремонтов, и не желают платить. Как выходить из данной ситуации?

- Региональная власть может сделать так, чтобы все участники данного рынка стали доверять друг другу. У нас сегодня сильный губернатор, который имеет опыт координации действий субъектов в аналогичных ситуациях.

Нужно убедить региональные субъекты строительного бизнеса в том, что капремонт обеспечит их заказами в достаточно продолжительной перспективе. Продолжительность должна быть такой, чтобы подрядчик планировал свою работу с учетом сохранения и привлечения как квалифицированных кадров, так и молодых специалистов. Чтобы подрядчик планировал и проводил обновление ОПФ. Минрегионразвития при анализе экономической ситуации в Самарской обл. отмечало рост прямых инвестиций. Сегодня это особенно важно в ситуации кризиса и экономических санкций. Но строительная отрасль тем и интересна, что у нее низкая импортозависимость. Значит, она может быть одним из локомотивов региональной экономики.

Мы уже говорили о банкинге и ритейле. Но ведь строительная отрасль может дать импульс малому бизнесу. Если будет большой объем работ, то стройку придется снабжать расходными материалами. Например, перчатками. Это уже прерогатива малого бизнеса. Если заказ будет долгосрочным, то придется организовывать производство. Потому что для разового заказа разумнее где-то купить по сниженным ценам и перепродать.

Здесь, вполне возможно, эксперты крайне либерального толка могут заявить, что протекционистская политика противоречит рыночным принципам. Но я думаю, что нам в данном случае лучше отдать предпочтение развитию экономики региона.

- Я бы не стал называть ваше мнение антирыночным. Дело в том, что рыночные отношения должны давать эффект поступательного развития. У нас же после введения санкций импортозамещение свелось к тому, что отечественные поставщики просто подняли цены. Если мы говорим о тендерах, то там главным критерием оценки является цена, предлагаемая подрядчиком или поставщиком. Получается, что конкуренция идет исключительно в цене. Качество продукта или услуги, способность субъекта обеспечивать определенные гарантии не учитываются. И мы сталкиваемся с практикой, когда предложения оказываются ниже себестоимости. О каком качестве можно в этом случае говорить?

- Пресловутый 44-й закон, конечно, создал негативную практику. Поставщики взвинчивают цены по той простой причине, что не видят перспективы. Поэтому они стремятся получить сиюминутную выгоду, не рассматривая завтрашний день. Между тем никто же не ставил условия, что тендер должен разыгрываться только на один год. Почему не выставлять долгосрочные заказы?

По поводу регулирования цен: при долгосрочных отношениях можно выставлять условия по минимизации маржи поставщика. Если у исполнителя заказа будет гарантия оборота в течение продолжительного времени, он отобьет вложенные средства и прибыль свою получит. А прибыль, как мы уже говорили, это гарантия наполнения бюджета.

По поводу поставщиков материалов тоже можно ставить условия по размещению производств на территории Самарской обл. Опять же, это возможно только при долгосрочных заказах. Понятно, что ряд инертных материалов, например щебень для строительства дорог, мы все равно будем завозить из других регионов.

Главное — нужно понимать, что время уходит. Сегодня нужно садиться и разрабатывать дорожную карту, которая позволит в 2015 г. запустить данный процесс. Кроме того, данный документ позволит всем заинтересованным сторонам видеть свое место в процессе и понимать, какую выгоду они могут от этого получить. При правильной подготовке мы сможем исключить негативные факторы. Например, участие фирм, демпингующих на конкурсах.

Есть еще один аспект. При долгосрочных отношениях можно уже ставить условия по социальной нагрузке на исполнителей. Это позволит разгрузить бюджет от социальных обязательств. Кстати, такая практика в области уже есть. И это заслуга в первую очередь Николая Ивановича Меркушкина.

Для того чтобы запустить этот механизм, руководство области должно выступить модератором. Население губернатору доверяет. Субъекты стройиндустрии готовы исполнять заказы, если им будут предложены условия, которые позволят планировать работу на продолжительную перспективу. Однозначно, в процесс должны включиться муниципалитеты. Причем включиться самым активным образом.

- Насчет того, как муниципалитетам «включиться». Тендеры на ремонт дорог проводить в ноябре?

- По реализации программы капремонта ситуация не лучше. Я всегда говорил, что если чиновник не выполнил свою работу, то он не должен получать зарплату. Само слово предусматривает, что это плата за работу. Сегодня мы видим преобразования в ОМС, надеюсь, что задачи перед сотрудниками местного самоуправления на всех уровнях будут ставиться адекватные запросам населения.

Есть еще один существенный аспект. Принимать работы должен собственник. И претензионную работу с подрядчиком должен вести собственник. Собственники жилья заняты, как правило, не компетентны. Так вот ОМС должны организовывать эту работу, т.к. муниципалитеты являются крупнейшими собственниками жилья. Мы уже выдвигали идею о необходимости создания штата чиновников, ответственных за жилфонд. Тогда у нас не будет возникать вопросов: почему после проведения капремонта в доме жить стало невозможно, а у исполнителя работ на руках подписанные акты приемки?

- Хорошо, но возникает один вопрос. Программа капремонта — это всего лишь 4,5 млрд р. в год. Вряд ли такой суммы достаточно для подъема экономики региона...

- Программа капремонта — это пример, как можно за счет эффективного взаимодействия административных структур и реального сектора экономики получить максимальную отдачу от имеющихся денежных средств. Аналогичным примером может служить региональный дорожный фонд. Это еще порядка 8 млрд р. в год, поступающих целевым образом и не зависящих от наполнения регионального бюджета. Если сложить капремонт и строительство дорог, то мы получаем свыше 12 млрд р. Это половина того, что мы теряем в бюджете 2015 г. Добавьте к этому еще средства, которые придут целевым образом на подготовку к чемпионату мира по футболу, и средства Федерального дорожного фонда.