Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №6 (534) | 24 февраля 2015г.
 

Волошин заметает

Следы безнадежно утерянных кредитов

Вероника Синицына

25 февраля 2015 г. Арбитражный суд Самарской обл. должен рассмотреть заявление ООО КБ «Эл банк» Анатолия ВОЛОШИНА (на правом фото) о включении в реестр требований кредиторов ООО «СамараЮгЗерно» (СЮЗ). Это лишь один из сельскохозяйственных проектов «Эл банка», с завидной регулярностью проваливающихся в небытие вместе с вложенными в них средствами. Возможно, что именно эти потери Анатолий Волошин пытается компенсировать активностью на жилищно-коммунальном рынке Тольятти.

Канут с долгами

На 25 февраля 2015 г. суд назначил к рассмотрению заявление «Эл банка» о включении в реестр требований кредиторов СЮЗ задолженности по денежным обязательствам в размере около 35,4 млн р. Причем как обеспеченной залогом имущества СЮЗ. В отношении СЮЗ в декабре 2014 г. введена процедура конкурсного производства (см. «Хронограф» №1 (529) от 19.01.15).

В роли кредитора «Эл банк» участвует еще в нескольких процедурах банкротства сельхозпредприятий Самарской обл. При этом почти в каждом таком деле используется следующая схема: «Эл банк» выдвигает денежное требование, а впоследствии заявляет о замене себя как кредитора на своего правопреемника — оренбургское ООО «ЗерноТрейдТранс» (ЗТТ).

«Эл банк» и ЗТТ, судя по всему, заключили целый ряд договоров цессии. Вышеуказанная схема действий реализована, например, в ходе банкротств ООО Торговая компания «Заречье», ООО «Самарское молоко», ООО «Самарская семечка», ООО «Самара-Баболна». Вероятнее всего, так же произойдет чуть позже и с СЮЗ.

ЗТТ образовано в июне 2008 г. Основным видом его деятельности в ЕГРЮЛ названа оптовая торговля зерном. Исходя из этого, ЗТТ действительно может сотрудничать непосредственно с различными сельхозпредприятиями. Уставный капитал ЗТТ составляет 10 тыс.р. Учредителями с равными долями в уставном капитале выступают Ольга Седашкина и ООО «ТЛТ Траст Менеджмент». Директором ЗТТ является Юрий Дымченко.

В «Эл банке», по всей видимости, заинтересованы в передаче ЗТТ права требования долгов по этим договорам. Такой ход мог быть предпринят руководством «Эл банка» с целью сокрытия некоторых реализуемых в его деятельности схем.

По сути, Анатолий Волошин активно делал ставку на различного родасельхозпроекты, в дальнейшем — разваливающиеся. Немалая часть заемщиков «Эл банка», получив от него десятки миллионов, ушла под банкротство. Учитывая относительно скромные размеры активов «Эл банка», несложно понять, что группа ушедших под банкротство заемщиков — весьма существенная для банка потеря.

На правомерность версии о целенаправленном развале указанных предприятий и вывода средств из официального оборота может работать вот какой довод. В «Эл банке» имеется управление проектного финансирования. На официальном сайте «Эл банка», к слову, описаны цели и задачи данного отдела. Среди них, в частности, названы «обеспечение приемлемого уровня ликвидности, финансовой устойчивости и платежеспособности организаций» и «содействие сельскохозяйственным предприятиям Самарской обл.».

Начальником управления проектного финансирования «Эл банка» является Владимир Перельштейн (на левом фото). Логично предположить, что выработкой стратегии работы с сельхозпредприятиями занимался именно названный отдел под руководством Перельштейна. Учитывая практически полный провал кредитования целого ряда предприятий, следовало бы, кажется, ожидать увольнения Перельштейна. Однако этого не произошло. Более того, Волошин очень ценит Перельштейна. Ранее Перельштейн возглавлял департамент экономики мэрии Тольятти. Занимал эту должность с 2ООО г. до 2008 г. Сегодня помимо работы в банке у Волошина Перельштейн также выступает в роли председателя Комитета по инвестициям ТПП г. о. Тольятти. Из этого следует, что Перельштейн — это профессионал высокого уровня.

Кто знает, может быть, ставка на сельхозпроекты подразумевала вовсе не развитие отрасли, а хитроумный план по выводу из банка денег под видом вложений в село?

Щелкнул семечку

Для понимания ситуации следует более подробно остановиться хотя бы на одной процедуре банкротства сельхозпредприятия с участием «Эл банка» и ЗТТ. Например, ООО «Самарская семечка». Напомним, что сначала в дело о банкротстве вошел сам «Эл банк», а позже была произведена замена его на ЗТТ.

Заявленные требования основываются на ряде кредитных договоров и договоров поручительства. Так, «Эл банк» предоставил «Самарской семечке» кредит по договору от 29 октября 2012 г. Остаток задолженности по данному договору по состоянию на 20 марта 2014 г. составил около 5 млн р. Кроме того, «Эл банк» предоставил кредиты «Самарскому молоку», ООО «Производство», ТК «Заречье», ООО «СамараАгро». При этом между «Эл банком» и «Самарской семечкой» были заключены договоры поручительства, обеспечивающие исполнение обязательств всех указанных предприятий.

По сути, задолженность «Самарской семечки» перед «Эл банком» (впоследствии переуступленная ЗТТ) по прямому кредитному договору составляет около 5 млн р. Остальная сумма задолженности в размере около 73 млн р. образовалась в результате заключения «Самарской семечкой» договоров поручительства по обязательствам третьих лиц в период с 31 октября 2013 г. по 1 марта 2014 г.

Временный управляющий «Самарской семечки» Константин Марков возражал против удовлетворения заявления ЗТТ в части включения в реестр требований кредиторов задолженности на основании договоров поручительства по обязательствам третьих лиц. Так, Марков указал на то, что два из представленных договоров поручительств были заключены уже после подачи заявления в суд о признании «Самарской семечки» банкротом. Еще четыре договора поручительства были заключены практически за два месяца до этого.

Марков сделал вывод о том, что заключение договоров поручительства с «Эл банком» более чем в два раза увеличило размер долговых обязательств «Самарской семечки». Из представленной бухгалтерской отчетности «Самарской семечки» видно, что данные обязательства не обеспечены активами должника, т.е. изначально не могли быть погашены.

Экономическая взаимосвязь между «Самарской семечкой» и третьими лицами, выступающими заемщиками по кредитным договорам, отсутствует. Также отсутствует какая-либо выгода от заключения указанных договоров. Кроме того, в отношении основных должников по кредитам (ТК «Заречье», «Самарское молоко», «СамараАгро», «Производство») впоследствии также была введена процедура наблюдения. Это может свидетельствовать об их несостоятельности и невозможности погасить кредитные обязательства перед «Эл банком» самостоятельно.

В судебных документах по делу о банкротстве «Самарской семечки» отмечено: «Единственной целью заключения... договоров поручительства являлось создание задолженности ООО «Самарская семечка» перед ООО КБ «Эл банк», а значит — нанесение вреда самому должнику и его кредиторам... заключение договоров поручительства не связано с обычной хозяйственной деятельностью ООО «Самарская семечка».

Также в документах суда отмечено: «Данные бухгалтерского учета... свидетельствуют о совершении сделок по обеспечению исполнения обязательств третьих лиц в период ухудшения финансово-экономической деятельности ООО «Самарская семечка», а также о направленности данных сделок на возложение необоснованного бремени ответственности при отсутствии для совершения данных сделок активов должника».

Компенсирует коммуналкой

Именно так «Эл банк» мог «сотрудничать» и с другими сельхозпредприятиями Самарской обл. Если ранее наблюдатели высказывали мнение о том, что в лучшем случае здесь можно вести речь о непрофессионализме руководства «Эл банка» либо о его полном безразличии к ситуации, когда разрушились один за другим несколько сельхозпроектов, то сейчас более правдоподобной выглядит версия именно о том, что предприятия могли загонять в огромные долги целенаправленно.

Естественно, что сейчас руководству «Эл банка» крайне невыгодно вынесение на поверхность всей сути подобных реализованных схем. Возможно, этим и объясняется появление в делах о банкротствах сельхозпредприятий ЗТТ, зарегистрированного в другом регионе.

Следует также сказать, что Константин Марков выступает арбитражным управляющим во всех банкротных процессах вышеназванных сельхозпредприятий. География расположения их включает в себя Красноармейский, Большечерниговский, Шенталинский, Сергиевский р-ны Самарской обл. По мнению наблюдателей, Марков может являться лицом, близким саратовскому агрохолдингу «Солнечные Продукты». Так или иначе, ему нельзя отказать в тщательном ведении банкротных процессов, что вряд ли может устраивать «Эл банк» (см. «Хронограф» №26 (513) от 1.09.14).

Ранее, летом 2014 г., отдельные источники распространяли информацию о намерении «Эл банка» начать развивать сельхозактивы в Самарской обл. вместе с «Солнечными продуктами». Якобы даже между «Эл банком» и «Солнечными продуктами» велись по данному вопросу переговоры. Однако об их результатах информации не появилось. А вот процессы самобанкротств целого ряда сельхозпредприятий начались еще в январе 2014 г., т. е. гораздо раньше планов «Эл банка», если такие у него действительно были, по развитию сельхозугодий совместно с «Солнечными продуктами» (см. «Хронограф» №40 (527) от 15.12.14). Возможно, между руководством холдинга и банка имел или имеет место конфликт, в связи с чем и не были достигнуты никакие договоренности. Сейчас с большой долей вероятности можно говорить о том, что как минимум «Эл банку» Константин Марков невыгоден. Не исключено, что «Эл банк» в ближайшее время может попытаться, используя свои возможности, добиться отстранения Маркова от исполнения обязанностей арбитражного управляющего. И, возможно, утверждения на эту должность кого-то из «своих» управляющих.

Однако все эти процессы не помешали Анатолию Волошину и Владимиру Перельштейну увлечься в прошлом году жилищно-коммунальным сектором — в частности, в г. Тольятти (см. «Хронограф» №4 (532) от 9.02.15). Возможно, этим Волошин старается компенсировать то, что было выведено из банка под сельхозпроекты. Один только проект «Квартплата 24» чего стоит. Это по сути частный расчетно-кассовый центр (РКЦ), через который организован сбор платежей за услуги ЖКХ в Автозаводском р-не Тольятти. Это сотни миллионов рублей в месяц. Счета этого РКЦ заведены в «Эл банк». Более того, люди из окружения Волошина и Перельштейна сами вошли в бизнес по управлению жилфондом. С прошлого года их можно увидеть в составе учредителей ООО «УК №1 ЖКХ» — крупнейшей компании в Автозаводском р-не.

Другими словами, финансовые потоки от коммуналки можно было бы рассматривать как новый стабильный поток ликвидности, способный поддерживать бизнес «Эл банка» на плаву. При этом существует версия, что работа здесь служит в итоге одной цели: «Эл банк», по всей видимости, постарается собрать по максимуму деньги, а затем будь что будет.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.