Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №7 (535) | 2 марта 2015г.
 

Переселятся не все

Проблема ветхого и аварийного жилья попала на круглый стол

Георгий Кизельгур

27 февраля в ходе круглого стола, проведенного фракцией «Единая Россия» Самарской губернской думы (СГД), депутаты, представители разных уровней власти и бизнеса обсудили проблему переселения из ветхого и аварийного жилья. В результате был выработан ряд рекомендаций для министерства строительства Самарской обл., муниципальных образований Самарской обл. и отдельно для администрации г. о. Самара.

С 2010 г. проблема ветхого и аварийного жилого фонда взята под контроль президента РФ Владимира Путина. Однако анализ ситуации показывает, что на начало 2015 г. не все регионы смогли выполнить индивидуальные программы сноса и расселения аварийного жилья. Поэтому принят новый срок завершения расселения критически устаревших объектов — 31 сентября 2017 г.

В рамках государственной программы Самарской обл. «Развитие жилищного строительства в Самарской обл.» до 2020 г. уверенно осуществляется поэтапная реализация мероприятий областной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Вместе с тем в регионе имеется ряд проблем, связанных с юридическими и практическими вопросами переселения граждан из ветхого и аварийного жилья. Пути решения этих проблем обсудили в ходе круглого стола в СГД.

В период с 2013 по 2017 г. на реализацию областных целевых программ предлагается выделить 10,3 млрд р. Министерство запланировало ликвидировать к 1 сентября 2017 г. 335 тыс. кв. м аварийного жилья и переселить 19,7 тыс. граждан из 1067 аварийных домов.

С докладом о проблемах, возникающих в связи со сносом ветхого и аварийного жилья в Самарской обл., выступил заместитель председателя комитета по строительству и транспорту СГД Алексей Чигенев. Он обозначил сразу несколько проблем, которые необходимо решить в регионе. Например, проблему с жилищным фондом, куда переселяют людей из непригодного для проживания жилья. Был взят пос. Озерный. В рамках областной программы в жилые помещения, расположенные в пер. Сиреневом, въехала 531 семья.

Пустующими остаются 188 квартир. Часть из них специальная комиссия, обследовавшая микрорайон, признала непригодными для проживания. При этом подрядчики, которые строили дома в пос. Озерном в 2009-2010 гг., не только отказались приводить помещения в надлежащее состояние, но и не понесли никакой ответственности. «Фактически теперь придется исправлять ошибки за бюджетные средства, т. е. мы заплатили дважды», — подчеркнул Чигенев.

В связи с тяжелой экономической ситуацией остро встала проблема дифференцирования стоимости квадратного метра жилья в зависимости от месторасположения. На данный момент стоимость единая — чуть более 33 тыс. р. за 1 кв. м. Но если в муниципальных районах, особенно отдаленных, за такие деньги можно приобрести неплохое жилье, то в Самаре это нереально. Застройщики не готовы продавать муниципалитету свои метры за такую цену. Получается, что для жителей мегаполисов цену на квадратный метр необходимо субсидировать. Но при дефицитном бюджете сделать это достаточно сложно, поэтому единственный выход — дифференциация.

По словам Алексея Чигенева, для Самары особо остро стоит вопрос развития застроенных территорий. В 2008 г. заработала программа по развитию застроенных территорий, рассчитанная до 2015 г. Планировалось, что мэрия выставляет на аукционы площадки с аварийными домами, инвесторы расселяют жильцов, сносят здания и осваивают участки. Но в процессе реализации выяснилось, что программа буксует. Т. е. площадки выделялись, но, по словам Чигенева, «висели мертвым грузом». Только после проведенной в начале 2015 г. ревизии выяснилось, что места под застройку с расселением ветхого жилья в Самаре имеются, но не осваиваются.

Кроме того, в г. о. Самара необходимо провести инвентаризацию жилищного фонда, чтобы определить количество многоквартирных домов, которые могут быть признаны аварийными и подлежащими сносу.

«Почему из нескольких абсолютно одинаковых домов, расположенных на одной улице и построенных в одно и то же время, один дом признан аварийным, а все остальные — нет?» — задает Чигенев риторический вопрос. Проблема в том, что муниципалитеты предпочитают не признавать многие почти уже развалившиеся дома ветхими и аварийными. И вообще нет конкретной методики признания дома аварийным. Из-за этого возникает проблема отсутствия четких статистических данных, опираясь на которые, можно понять, сколько денег необходимо на переселение. Заявку на признание домов аварийными формирует муниципалитет, а затем эти сведения поступают в профильное министерство. Оно и выделяет деньги.

По итогам круглого стола были выработаны рекомендации СГД, министерству строительства, муниципальным органам власти, Самарскому областному фонду жилья и ипотеки, а также региональному отделению ЕР. Рекомендации должны помочь решить проблемы, существующие в сфере переселения граждан из ветхого и аварийного жилья.

Комментарии

Александр ЖИВАЙКИН, депутат Самарской губернской думы

- Проблема складывается из множества этапов, каждый из которых на сегодняшний день находится под контролем органов исполнительной власти. В любом случае основная проблема — нехватка средств. Это говорит нам о том, что в ближайшее время мы не сможем справиться с поставленной задачей по ликвидации ветхого и аварийного жилья. Конечно, существуют субъективные причины, в которых нужно дополнительно разбираться, о чем мы сегодня говорили в ходе круглого стола. Мы рапортуем о сдаче квадратных метров, а потом выясняется, что они не соответствуют установленным нормам и непригодны для проживания. Вот таких вещей не должно быть. Сегодня постарались обсудить все проблемы и выработать конкретный механизм действий.