Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №7 (535) | 2 марта 2015г.
 

Кадыров снял маску

«Автозаводстрой» отказывается рассчитываться с контрагентами

Илья Ширтанов

В феврале состоялась серия судебных разбирательств в отношении ОАО «Автозаводстрой» Игоря КАДЫРОВА (на фото). Судя по всему, многочисленные подрядчики не видят иного способа получить с «Автозаводстроя» деньги за выполненные работы. О добросовестности компании Кадырова можно судить и по другому эпизоду. В свое время губернатор Самарской обл. Николай МЕРКУШКИН сумел пресечь необоснованную трату 1 млрд р. бюджетных средств на объекте, возводимом «Автозаводстроем».

Порядка 80 млн р. в настоящее время пытаются взыскать контрагенты с «Автозаводстроя». Именно такую сумму претензий к ОАО «Автозаводстрой» можно насчитать, ознакомившись с реестром дел Арбитражного суда Самарской обл. Полтора десятка организаций подали иски в отношении компании, генеральным директором которой является Игорь Кадыров. Некоторые из заявлений контрагентов «Автозаводстроя» уже удовлетворены судом.

В документах суда можно найти упоминания о выполненных работах при строительстве торгового центра «Магнит» в Самаре, возведении цехов для ООО «Джей Ви Системз» (ДВС). Последнее является дочерним предприятием ЗАО «Джи Эм-АВТОВАЗ» и позиционирует себя в качестве резидента особой экономической зоны (ОЭЗ) «Тольятти».

Суть напряженных отношений «Автозаводстроя» с партнерами можно уловить на отдельно взятом примере. 21 января 2015 г. были закончены разбирательства «Автозаводстроя» с самарской фирмой ООО «Главстрой» в рамках арбитражного процесса по делу № А55-28668/2014 «Главстрой» требовал с «Автозаводстроя» 6,7 млн р. по договору субподряда. Из материалов дела известно, что «Главстрой» обязался выполнить монтаж металлоконструкций здания склада ДВС. В этих же документах отмечается, что «Главстрой» работы выполнил.

«Автозаводстрой» по каким-то причинам проигнорировал претензионные письма «Главстроя» и уклонился от обязанности по выплате денежных средств. Представленных доказательств оказалось достаточно для того чтобы суд вынес решение в пользу «Главстроя».

Однако из этого же дела можно узнать и еще одну примечательную деталь, характерную для деятельности «Автозаводстроя». В ходе спора «Главстроя» с «Автозаводстроем» выяснилось, что «за оказание услуг на условиях генподряда субподрядчик выплачивает генподрядчику вознаграждение (отпавшие) в размере 2% от стоимости работ».

Безусловно, во взаимоотношениях частных хозяйствующих субъектов подобные операции допустимы. Но в условиях исполнения государственных контрактов т.н. «отпавшие», как правило, уже именуют «откатом» и данная стратегия работы с контрагентами выходит за рамки здравого смысла и, возможно, закона. О такой схеме освоения бюджетных средств стоит напомнить потому, что «Автозаводстрой» научился весьма неплохо зарабатывать на исполнении государственных контрактов.

Насколько известно, в ОЭЗ «Тольятти» «Автозаводстрой» может заниматься реализацией не только коммерческих проектов, но и осваивать бюджетные деньги. Подтвердить этот тезис может информация, размещенная на официальном сайте ОЭЗ «Тольятти». В частности, на портале ОЭЗ вывешены объявления о наборе персонала, где в качестве работодателя заявлена ГК «Автозаводстрой».

Тем не менее, наверное, самой известной историей последних лет стало участие «Автозаводстроя» в строительстве ледового дворца «Лада-Арена» в Тольятти. Тогда компания Кадырова выступила в роли генерального подрядчика в строительстве объекта. Заказ был получен в период, когда губернатором Самарской обл. был Владимир Артяков. Однако после смены в регионе власти Игорю Кадырову пришлось подкорректировать свои планы. Случилось это после того, как губернатор Самарской обл. Николай Меркушкин указал на то, что смета на строительство «Лада-Арены» необоснованно завышена. В результате вмешательства первого лица региона сметная стоимость объекта снизилась на 1 млрд р. — с 3,9 до 2,9 млрд р. Не исключено, что в сэкономленный миллиард входили и те самые «отпадающие», которые генеральный подрядчик должен был получать с контрагентов. Судя по всему, урезание сметы привело к тому, что оптимизма у Игоря Кадырова значительно поубавилось. С каким настроением «Автозаводстрой» заканчивал работы по возведению «Лада-Арены», можно судить по тому, что вскоре после ввода ледового дворца в эксплуатацию в стене объекта проступила первая трещина.

Скорее всего, лишившись дополнительного дохода, в «Автозаводстрое» начали решать свои проблемы за счет субподрядчиков. Объяснить накопившийся реестр претензий к «Автозаводстрою» иначе было бы сложно. Между тем Игорь Кадыров уже был замечен в группе лиц, присматривающихся к инфраструктурным проектам, которые будут реализованы в рамках подготовки к проведению чемпионата мира (ЧМ) по футболу в 2018 г. на территории Самарской обл. Похоже, что Кадыров рассчитывает поучаствовать в освоении бюджета на строительстве стадиона, на котором будут проходить игры ЧМ-2018. Однако в этом случае, наверное, никто не сможет дать гарантий, что построенные при участии «Автозаводстроя» объекты не будут нести в себе опасность для жизни и здоровья людей. Особенно актуально это высказывание будет выглядеть в том случае, если «Автозаводстрой» перестанет рассчитываться со своими субподрядчиками еще на этапе проведения строительных работ.

Комментарии

Игорь КАДЫРОВ, генеральный директор ОАО «Автозаводстрой»

- «Главстрой» не участвовал в строительстве «Лада-Арены». Задолженность перед фирмой «Главстрой» возникла по причине остановки финансирования строительства завода «Джей Ви Системз» в декабре 2014 г.

По поводу «отпавших» — обычный строительный термин, не имеющий ничего общего с «откатом». Генподрядчик, предоставив работу субподрядчику по утвержденным заказчиком сметам (неважно, государственный или частный заказчик), снимает с субподрядчика оговоренный контрактом процент (у нас 2%) для компенсации затрат Генподрядчика. В строительной практике процент «отпавших» может достигать 20% и выше.

ОАО «Автозаводстрой» выполняет сегодня заказы только частных компаний, не участвует в бюджетных торгах, в т.ч. в ОЭЗ г. Тольятти, и не планирует участвовать в строительстве проектов для проведения ЧМ-2018 в связи с полной загрузкой до конца 2018 г.