Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №10 (538) | 23 марта 2015г.
 

Скелеты в шкафу

Могут вновь сказаться на перспективах ОАО «Тяжмаш»

Борис Кротов

6 марта была раскрыта информация, касающаяся мероприятий по возможным сделкам с активами сызранского ОАО «Тяжмаш». Причем при подготовке их на Тяжмаше рассчитывают на помощь со стороны руководителя Торгово-промышленной палаты Самарской обл. (ТПП) Валерия ФОМИЧЕВА (на фото). Валерий Фомичев не может быть не заинтересован в благополучном решении вопросов, т.к. он является и председателем совета директоров Тяжмаша.

Лояльный Фомичев

6 марта первый заместитель генерального директора Тяжмаша Сергей Индин раскрыл информацию по сделке с заинтересованностью. Это заключение договора на оказание информационных услуг с ТПП. В его рамках ТПП должна предоставить Тяжмашу информацию о среднерыночной стоимости 1 кв. м производственных помещений, сложившейся на территории Самарской обл. (без учета Самары и Тольятти) в январе 2002 г.

Вероятно, Тяжмаш мог получить запрашиваемую информацию и иным образом. В таком случае его руководству не пришлось бы раскрывать информацию о сделке с заинтересованностью. Но, по всей видимости, ставки в затеянной игре высоки. А на кого как не на ТПП под руководством Валерия Фомичева менеджмент Тяжмаша может уверенно надеяться в плане фиксации информации именно в том виде, который устроит предприятие? Валерий Фомичев с 2007 г. возглавляет совет директоров Тяжмаша. Вариант с тем, что Тяжмаш официально предоставляет ТПП возможность подзаработать, опровергается хотя бы тем, что цена сделки указана всего лишь 5 тыс.р.

ТПП, как кажется, уже неоднократно могла демонстрировать свою активную лояльность Тяжмашу. Так, 16 февраля 2015 г. Арбитражный суд Самарской обл. удовлетворил три иска Тяжмаша к Филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской обл.». Тяжмаш требовал установления кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной стоимости.

Последняя была в результате определена в размере значительно меньшем, чем кадастровая. Причем определением суда проведение экспертизы по рыночной стоимости было поручено именно эксперту ТПП. Дела при этом не выглядели однозначными.

Процессы по участкам тянулись достаточно долго. Но накануне финальных заседаний, 13 марта, в суд поступили некие ходатайства (заявления) ТПП. Так или иначе, суд встал на сторону Тяжмаша — с учетом оценки эксперта. Фактически было указано на то, что права предприятия могут нарушаться, т.к. завышенный размер кадастровой стоимости по отношению к его реальной рыночной стоимости влечет за собой увеличение земельного налога.

Свои и чужие

Что касается мероприятий по определению среднерыночной стоимости недвижимости, ее оценки, они необходимы для залоговых целей, для целей совершения сделок купли-продажи, дарения, разделения имущества, переоценки активов и т.п.

Все это важно при принятии и реализации различных управленческих решений. Также — для целей судебного делопроизводства, например, при разделении имущества. Кстати, именно Сергей Индин недавно назывался в качестве вероятного преемника Андрея Трифонова на посту генерального директора Тяжмаша. Предполагалось, что ему может официально отойти и значительная доля в предприятии (см. «Хронограф» №2 (530) от 26.01.15).

То, что внимание Тяжмаша привлекли данные по 2002 г., может говорить и о желании залатать какую-либо юридическую дыру именно по прежнему переделу Тяжмаша. Либо же применить к какой-либо сделке вполне конкретную ставку 2002 г. с учетом применения последующих коэффициентов.

Как раз 2002 г. и близкое к нему время является тем периодом, когда на предприятии шли перемены среди акционеров, укреплялись позиции семьи Трифоновых и стоящих за ними лиц. Такие процессы часто сопряжены с серьезными конфликтами среди акционеров.

А состав акционеров Тяжмаша тогда серьезно отличался от нынешнего. В период, включающий 2002 г., и по август 2003 г. официальный источник указывает среди них на физических лиц, которым принадлежало 65,14% в уставном капитале предприятия. Значительную часть из них представляли, скорее всего, действующие и бывшие работники завода.

Также акционерами Тяжмаша в указанный период официальный источник называет СЧИФП НЕФТЕЛ (10,16% в уставном капитале), ЗАО «Орион» известного сызранского предпринимателя Юрия Тайдакова (9,44%), ООО «Течноресурс» (5,36%), кинельское ООО «Видеомакс» (1,73%), самарское ООО «Цифровой мир» (0,8%).

Именно в 2002 г. по Тяжмашу в ЕГРЮЛ были внесены сведения о государственной первичной регистрации (ОГРН). Тогда в ЕГРЮЛ вносились сведения о юридических лицах, зарегистрированных ранее, до очередных изменений в законодательстве. Но и эти, казалось бы, технические моменты также вызывали различные процессы на предприятиях.

С сентября 2003 г. уставный капитал Тяжмаша резко вырос: с 267,24 тыс.р. до 43,6 млн р. В 2004 г. акционерами было принято решение увеличить номинальную стоимость одной акции до 150 р. В результате уставный капитал Тяжмаша общества вырос за счет добавочного капитала до 95,45 млн р. Таким он был на 31 декабря 2004 г.

В эмиссионных документах Тяжмаша указаны в этот период и иные акционеры, изменения в их составе и долей их участия. Это с марта 2002 г. по март 2004 г. ОАО «АвтоВАЗБанк» (АВБ) с долей в уставном капитале от 8,41% до 14,14% соответственно и АКБ «Сберегательный банк РФ» (Сызранское отделение №113) -от 6,73% до 5,66%. Также ОАО «Нефтэл» — с марта 2002 г. по март 2003 г. (от 9,3% до 10,44%). На март 2002 г. — ОАО Коммерческий банк «Петро-аэробанк» (7,89%). И только затем, с марта 2004 г. и в последующем, появляются записи по тем предприятиям, которые впрямую ассоциируются с семьей Трифоновых. Это ЗАО «Промэнергокомплект», ЗАО «Металлургспецоборудование», ЗАО «Промтяжмашинжиниринг», ЗАО «Промэнергосбыт», ООО «ХК Энергоинвест», ЗАО «Ареопаг».

Интересно, что еще в апреле 2004 г. документы по общему собранию акционеров Тяжмаша подписывал в качестве генерального директора Владимир Пантелеев. На этом собрании как раз и принималось в числе прочего решение об увеличении уставного капитала. А информацию о закрытии реестра акционеров в ноябре 2004 г. раскрывал в качестве генерального директора уже брат Андрея Трифонова – Сергей Трифонов.

Также в 2004 г. по сравнению с 2003 г. значительно выросла краткосрочная задолженность Тяжмаша по векселям. Официально это увязывалось с реализацией вексельной программы, которая якобы позволила привлечь дополнительные средства на выгодных для предприятия условиях.

Так или иначе, названо было два вексельных кредитора. Это некая ИК «Стипл-Чез» (66,1 млн р.) и вышеназванный Промэнергокомплект (более 367 млн р.). Братья Трифоновы назывались в качестве владельцев Промэнергокомплекта (см. «Хронограф» №41 (305) от 30.11.09).

Вплоть до нуля

Показательная информация содержится и в отчете об итогах выпуска ценных бумаг, подписанном 7 октября 2004 г. Сергеем Трифоновым в качестве исполняющего обязанности генерального директора. Акции обыкновенные именные бездокументарные номинальной стоимостью 150 р. каждая конвертировались в акции той же категории с большей номинальной стоимостью.

Здесь же названы члены совета директоров Тяжмаша, имеющие доли в уставном капитале и обыкновенные акции. Это Вячеслав Гаранин, Юрий Грязин, Павел Новоженин, Владимир Пантелеев, Лев Тухаринов. Причем доля обыкновенных акций, в которые могут быть конвертированы принадлежащие им ценные бумаги в процентах от общего количества размещенных акций, указана уже нулевой. Кстати, на этот же момент ни у Сергея Трифонова, генерального директора Промтяжмашинжиниринга, ни у его сына Дмитрия Трифонова, ни у сына Владимира Пантелеева Дмитрия Пантелеева, заместителя управляющего АВБ, не указаны ни доли в уставном капитале Тяжмаша, ни количество его обыкновенных акций. Их, скорее всего, на тот момент и не было.

Кстати, именно Юрий Грязин несколько лет назад пытался, причем частично успешно, опротестовать одну из сделок Тяжмаша. В результате недействительным было признано судом Соглашение о создании международного Консорциума от 9 сентября 2005 г. Также суд решил применить последствия недействительности сделки, возвратив ее стороны в первоначальное состояние. Но ничтожной сделка признана не была. Это означало бы отмену крупнейших договоров, расторжение контрактов и отмену сделок, совершенных в рамках Консорциума с сентября 2005 г. (см. «Хронограф» №35 (434) от 15.10.12). Не исключено, что сейчас на Тяжмаше могут «выстрелить» и другие, казалось бы, оставленные в прошлом конфликты.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.