Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №15 (543) | 27 апреля 2015г.
 

Исторический матч

Самарские предприятия вспомнят первую игру «Крыльев Советов» в военном Куйбышеве

Борис Кротов

3 мая на стадионе «Локомотив» состоится товарищеский матч между командами железнодорожников и сборной предприятий аэрокосмической отрасли — ОАО «Кузнецов», АО «РКЦ «Прогресс» и ОАО «Авиакор-авиационный завод». Игра будет посвящена историческому матчу между командами «Локомотив» и «Крылья Советов», сыгранному 3 мая 1942 г. С этой даты началась история самарских «Крыльев». Тогда в команду вошли сотрудники эвакуированных из Москвы в Куйбышев в годы Великой Отечественной войны авиационных предприятий, в т.ч. и завода № 24 им. М.В. Фрунзе (ныне — ОАО «Кузнецов»).

Трудности эвакуации

В 1941 г. в тяжелейших условиях завод № 24 им. М.В. Фрунзе был эвакуирован из Москвы в Куйбышев. Необходимо было в кратчайшие сроки снять с места огромный завод, погрузить и перебросить его за тысячу с лишним километров от Москвы. 14 октября 1941 г. первый эшелон с работниками был отправлен с заводской железнодорожной ветки. В месте назначения эшелон оказался в последних числах октября, поздно ночью. Площадка, на которую привезли работников вместе с оборудованием, станками, заводским имуществом, была запланирована к сдаче в эксплуатацию в 1943 г. Поэтому зимой 1941 г. людей здесь ждали недостроенные корпуса, жесткие производственные графики, которые требовали двух- и даже трехкратного выполнения нормы, и суровые бытовые условия.

Прибывшие сразу включались в работу. Работали по 12-14 часов, жертвуя сном и отдыхом. В кратчайшие сроки предстояло завершить строительство корпусов, обеспечить подключение электроэнергии, тепловых, водных и ливневых коммуникаций, построить дороги с твердым покрытием. В ноябре 1941 г., после отправки последних эшелонов с оборудованием из Москвы, на новую площадку прибыл директор завода Михаил Жезлов. Вместе с главным инженером Анатолием Куинджи он осмотрел корпуса и территорию. А ночью наметили график запуска основных цехов.

3 декабря 1941 г. был издан приказ Жезлова о немедленном старте работы по выпуску моторов. Независимо от состояния цехов. 25 декабря 1941 г. над обширной заводской территорией впервые раздались звуки испытательной станции: проходил пробы первый двигатель АМ-38, собранный из узлов и деталей, привезенных из Москвы. В это время конструктор Сергей Ильюшин смог наконец-то вернуться к разработке прежнего, двухместного варианта своего штурмовика Ил-2, требовавшего более мощного мотора. Такой мотор — АМ-38Ф, модернизированный вариант серийного АМ-38, уже имелся и поступил на эвакуированный в Самару завод для серийной сборки.

Враг будет разбит

В начале 1942 г., когда фашистские дивизии прорвались к Волге и Сталинграду, коллектив эвакуированного завода встал на стахановскую вахту.

Организаторы и участники исторического футбольного матча рассказали о предстоящем событии, которое произойдет 3 мая
Организаторы и участники исторического футбольного матча рассказали о предстоящем событии, которое произойдет 3 мая

Ее дни были ознаменованы организацией десятков фронтовых бригад, получивших звания «сталинградских». Из воспоминаний механика центральной заводской лаборатории, кандидата технических наук Михаила Щуренко: «С фронта на завод стали поступать моторы, поврежденные в воздушных боях. При ремонте зачастую достаточно было заменить коленчатый вал. Обычно причиной его деформации была вынужденная посадка самолета, при которой винтомоторная часть ударялась о грунт. Но вал -крупный и сложный в изготовлении узел — постоянный дефицит на сборке. Перед механической лабораторией ЦЗЛ была поставлена задача найти способ избежать его замены. После ряда экспериментов я разработал, а потом изготовил компактную, удобную в работе установку для правки валов. Главным ее достоинством было то, что она легко перевозилась в кузове грузовиков и могла широко использоваться во фронтовых ремонтных мастерских. Была разработана специальная инструкция по ремонту валов для информационного бюллетеня ЭРО. Бюллетень был отпечатан в заводской типографии и разослан во фронтовые мастерские. Приказом маршала артиллерии В.Н. Воронова мне была объявлена благодарность и выдана денежная премия. Сотни моторов, восстановленных по нашей технологии, снова вошли в строй, помогали летчикам бороться с ненавистным врагом — для нас в те дни это было лучшей наградой».

В августе 1942 г. куйбышевский моторный завод собрал больше моторов, чем за год до эвакуации из Москвы. За весь 1942 г. завод сдал на37% больше моторов, чем в 1941 г. К концу 1942 г. завод вышел на ежесуточный выпуск 40 моторов, что соответствовало программе Государственного комитета по обороне.

Основной задачей 1943 и 1944 гг. стал переход на выпуск только форсированных моторов АМ-38Ф и создание нового мотора АМ-42 для модернизированного штурмовика Ил-10. В расчете на этот мотор Ильюшин работал над своим новым штурмовиком Ил-10, который должен был сменить Ил-2. 18 апреля 1944 г. в небо поднялся новый Ил-10 с мотором АМ-42 завода № 24 им. М.В. Фрунзе. Самолет пилотировал летчик-испытатель Владимир Коккинаки. Государственные испытания мотора АМ-42 закончились 1 мая 1944 г., а уже с 15 июля завод начал его серийный выпуск. Это были чрезвычайно сжатые сроки.

В течение 1944 г. были выпущены 501 мотор АМ-42 и 10330 моторов АМ-38Ф. В первом полугодии 1945 г. одновременно с производством нового мотора АМ-42 развернулась работа выездных бригад ЭРО в частях ВВС. Бригадами завода была обеспечена подготовка моторов АМ-42 к воздушным парадам -1 Мая, Дню Победы, Дню авиации, годовщине Великой Октябрьской социалистической революции.

Рождение «Крыльев»

Невзирая на все трудности и лишения того времени, на заводе была организована футбольная команда. Михаил Жезлов, безусловный лидер коллектива, безгранично увлеченный футболом, понимал значение спорта в общественной жизни заводчан. Именно Жезлов стоял у истоков создания футбольного клуба «Крылья Советов».

История создания «Крыльев Советов» началась в 1942 г. 29 марта на имя наркома авиапромышленности Алексея Шахурина была направлена просьба организовать перевод в Куйбышев 27 бывших московских футболистов, оказавшихся в эвакуации в Молотове (Перми) и Куйбышеве (Самаре). На этом письме заместитель Шахурина Петр Дементьев 12 апреля 1942 г. поставил свою резолюцию: «Было бы неплохо организовать сильную футбольную команду в Куйбышеве и Молотове, а вызывать в Москву лучшую нецелесообразно». В состав команды вошли рабочие завода № 24 им. М.В. Фрунзе и других авиационных предприятий, эвакуированных в Куйбышев. Название «Крылья Советов» ознаменовало принадлежность команды и города к авиастроению.

Уже 3 мая 1942 г. легендарная команда «Крылья Советов» сыграла свой первый матч. Это был воскресный день. Для поднятия духа куйбышевцев в городе был организован физкультурно-оборонный праздник.

Спустя 73 года в составе сборной самарских двигателестроителей на поле выйдут энергетик цеха ОАО «Кузнецов» Дмитрий Осипов, экономист Сергей Мухортов, ведущий специалист учебного центра Сергей Суровушкин и мастер цеха Александр Иванов. Все они являются членами команды по большому футболу ФК «Кузнецов». «Футбольный матч — это событие, в рамках которого видно отношение современных заводчан к теме поддержки спорта, к вопросам популяризации здорового образа жизни, — сообщил первый заместитель исполнительного директора — технический директор ОАО «Кузнецов» Петр Жирнов. — Ведь спорт — это не только тематическое соревнование, это всегда еще и возможность увидеть людей с активной позицией, небезразличных к своей компании».

Справка:

ОАО «Кузнецов» — ведущее двигателестроительное предприятие России, осуществляющее проектирование, изготовление, ремонт и сопровождение в эксплуатации авиационных, наземных и ракетных двигателей. Входит в состав АО «Объединенная двигателестроительная корпорация». Предприятие имеет конструкторское бюро, завод серийного производства двигателей и уникальную испытательную базу.