Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №19 (547) | 8 июня 2015г.
 

Коллапс для Хакимовой

Суд может лишить хозяйку ЦАВ возможности давить на соседей

Сергей Ромашов

9 июня в Одиннадцатом арбитражном апелляционном суде (11 ААС) руководство ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской обл.» (АВиАС) попытается отменить решение об аресте земельного участка вокруг Центрального автовокзала (ЦАВ). Арест был наложен в качестве обеспечительной меры в рамках состоявшегося уже решения суда, в котором прокуратура Самарской обл. оспаривала сделку между ЦАВ и Минимущества по выкупу 4,2 га. Гендиректор АВиАС Фэния ХАКИМОВА может утратить возможность свободно распоряжаться площадкой ЦАВ и оказывать давление на соседей. Примером прессинга сегодня называют историю с возбуждением уголовного дела в отношении директора ООО «Элвес» Константина ФЕДОТОВА. Предполагается, что Федотов попал под преследование из-за провокации со стороны АВиАС, когда сотням пассажиров ЦАВ, добирающимся до него на личном транспорте и такси, был закрыт доступ на привокзальную площадь в нарушение согласованной с ГИБДД схемы организации движения.

Вернули землю

31 октября 2012 г. между АВиАС и министерством имущественных отношений Самарской обл. (Минимущества) был заключен договор купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Октябрьский р-н, ул. Авроры, 207. Участок площадью 4,25 га фактически занят ЦАВ. Земля ушла к АВиАС всего за 2,92 млн р.

25 ноября 2014 г. прокуратура Самарской обл. в интересах правительства региона подала иск о признании данной сделки недействительной. В ходе судебного разбирательства выяснилось, что АВиАС раздробило единый участок с кадастровым номером 63:01:0643001:248 на 10 отдельных участков, каждый из которых получил свой кадастровый номер. 22 мая требования прокурора были удовлетворены.

Если обжаловать решение в 11 ААС не удастся, то АВиАС придется возвратить Минимущества земельный участок под ЦАВ. Следовательно, АВиАС утратит права собственника на данную площадку, вынужден будет в лучшем случае арендовать ее и утратит возможность свободно распоряжаться землей вокруг ЦАВ, а также за счет этого оказывать прессинг на собственных клиентов и лиц, пользующихся участками по соседству.

Палки в колеса

Одна из жертв прессинга — Константин Федотов. В 2000 г. он приобрел предприятие ООО «Юнона», в активе которого имелось постановление на землеотвод участка под строительство в непосредственной близости от ЦАВ. Федотову пришлось испытать на себе гнев семейства Хакимовых (владеют АВиАС) еще до начала строительства ТЦ «ЭЛВЕС» на этом участке. Хакимовы полагали, что вся земля рядом с ЦАВ, в т.ч. и участок Федотова, принадлежит им. Судебные тяжбы длились около четырех лет, и в итоге Хакимовы были вынуждены признать права «Юноны», заключив с ней мировое соглашение. Строительству ТЦ «ЭЛВЕС» был дан зеленый свет. При этом осознавая, что и к ТЦ, и к ЦАВ есть лишь один въезд (со стороны автомобильного кольца, на который претендовали Хакимовы), Федотов решил оборудовать дополнительный въезд с Московского ш. А площадку перед ТЦ «ЭЛВЕС» предприниматель взял в аренду у городской администрации, организовав на ней парковку согласно виду разрешенного использования этого участка.

Хакимова не может остаться равнодушной к расположенной по соседству куда меньшей территории ЭЛВЕСа
Хакимова не может остаться равнодушной к расположенной по соседству куда меньшей территории ЭЛВЕСа

На протяжении 9 лет эта парковка была бесплатной и содержалась силами ЭЛВЕСа. Бесплатной была и парковка на территории перед ЦАВ. Но затем у Фэнии Хакимовой возникла идея извлекать прибыль от проезда к автовокзалу. Спустя год со дня совершения сделки купли-продажи земли под ЦАВ Хакимова подала заявку в администрацию Самары с предложением залить каток на месте бесплатной парковки. Причем каток нарушил бы согласованную ГИБДД схему организации движения рядом с ЦАВ. Однако, по данным Константина Федотова, Хакимова начала осуществлять задуманное без разрешения, в результате чего вся вода с катка стекала на Московское ш. и на проезд, по которому передвигались в т.ч. и клиенты ЭЛВЕСа. Сотрудникам ТЦ пришлось вызывать спецслужбы, чтобы убрать ледяные торосы.

Но на этом злоключения ЭЛВЕСа, соседствующей с ним гостиницы «Октябрьская», ООО «Пикант» и всех жителей губернии, которым приходится пользоваться услугами ЦАВ, не закончились. Выпал снег, и Хакимова дала указание складировать его по периметру парковки. Таким образом, зимой 2014 г. парковка на ЦАВ стала недоступной, и граждане, прибывающие на автовокзал, стали ставить машины на парковку ЭЛВЕСа. Причем в таком количестве, какое ЭЛВЕС разместить не смог. Единственно возможным способом избежать перегрузки парковки автомобилями стала установка шлагбаума, размещение предупреждающих стендов, табличек и знаков, введение платы за парковку. Причем сколь-либо существенного дохода «ЭЛВЕС» от платной парковки не имел.

Средний доход от парковки у ТЦ «ЭЛВЕС» составлял 1,4 тыс. р. в день, так что это была скорее ограничительная мера. Арендная плата за участок под парковкой при этом составляет 27 тыс. р. в месяц плюс зарплата охранникам и другие затраты. Это нерентабельный бизнес, но заниматься им ЭЛВЕСу пришлось для создания свободных мест для клиентов ТЦ. При этом, по данным Федотова, Хакимова на парковке перед зданием ЦАВ зарабатывает 6 тыс. р. в день. Но для такого огромного предприятия, как АВиАС, это не деньги, а скорее препятствие для клиентов ЦАВ. Сама Хакимова якобы объясняла свое решение ввести платную парковку борьбой с нелегальными перевозчиками, которые якобы перехватывают у АВиАС пассажиров.

В итоге пассажиры ЦАВ и такси парковались прямо на кольце, забивая въезд и выезд на автовокзал, из-за чего то и дело образовывалась пробка. А к лету 2014 г. въезд с кольца в сторону гостиницы «Октябрьская» вообще оказался загорожен: АВиАС поставило там блоки. При этом поток автомобилей на парковку ТЦ «ЭЛВЕС» не снизился.

Подвели под уголовку

Последствия действий Хакимовой не заставили себя долго ждать. В результате провокации, организованной с подачи АВиАС, когда сотням пассажиров автовокзала и таксистам был прекращен доступ на привокзальную площадь, случилась неприятная ситуация.

Рассерженные таксисты решили обратить свой гнев на владельцев ЭЛВЕСа, которые лишь пытались отрегулировать транспортный поток на своей территории. В марте 2014 г. произошло обострение. Работник коммерческого такси «Браво» заехал на частную парковку ЭЛВЕСа и использовал арендованную землю в своих служебных интересах и коммерческих интересах своего хозяина: высадил пассажира автовокзала, перегородил при этом аварийный въезд и отказался оплачивать услуги парковки. Конфликт привел к возбуждению уголовного дела. Вся история сопровождалась информационным скандалом. Причем, как полагает Федотов, соответствующее пиар-сопровождение, как и все другие неприятности, ему могла организовать Хакимова.

По мнению Федотова, Хакимова в организации преследования владельца ЭЛВЕСа вряд ли могла обойтись без помощи заместителя прокурора Самарской обл. Александра Галузина. В частности, 3 июня 2015 г. в интервью подконтрольному правительству Самарской обл. порталу «ВолгаНьюс» Федотов сказал следующее: «Усилиями заместителя областного прокурора Галузина, который является однокурсником Хакимовой и ее соседом по даче в Красном Яру, дело по абсурдному обвинению доведено до суда. Теперь свою невиновность мне придется доказывать там. Уверен, что уголовное преследование — способ давления на меня, занимающего активную позицию в спорах за привокзальную площадь, со стороны Хакимовой».

ОАЕ «Хронограф» направил Александру Галузину запрос с целью уточнения нюансов его взаимодействия с Хакимовой. Прокурору были заданы следующие вопросы: «Насколько хорошо Вы знакомы с Фэнией Хакимовой либо ее родственниками? Действительно ли Вы однокурсник Хакимовой и ее сосед по даче в с. Красный Яр? Как часто Вы видитесь и общаетесь с Хакимовой? Какую помощь Вы оказываете Хакимовой? Как давно Вы ее консультируете и по каким именно вопросам?». На момент сдачи номера ответов от Галузина не поступило.

Стоит отметить, что ТЦ «ЭЛВЕС» поддерживают и другие арендаторы земельных участков рядом с АВиАС, которые также в той или иной степени пострадали от позиции Хакимовой. Например, к таковым можно было бы причислить ООО «Октябрьская Б» (распоряжается одноименной гостиницей), выступившее третьим лицом в деле по иску прокуратуры к АВиАС. Гостиница «Октябрьская» и оператор бывшей столовой при автовокзале ООО «Пикант», здания которых строились вместе с автовокзалом и имеют общие коммуникации и подъездные пути, долгое время страдают от своеобразных методов ведения бизнеса Хакимовой. Кто-то в эмоциях даже может сравнивать их с самодурством. Сначала они лишились электроэнергии, потом теплотрассы, а в последнее время и проезда к своим строениям. В настоящее время данные предприятия, объединив усилия с Федотовым, постепенно решают задачу своей независимости от ЦАВ.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.