Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №19 (547) | 8 июня 2015г.
 

Подкоп под мундиаль

Добыча песка в устье р. Сок может подорвать устойчивость автомобильного моста

ИА «Центр-Инфо»

16 июня в Арбитражном суде Самарской обл. продолжатся попытки ООО «Междуречье» обязать Нижне-Волжское бассейновое управление в лице отдела водных ресурсов по Самарской обл. предоставить компании право пользования водным участком в устье р. Сок. Акваторию «Междуречье» якобы намерено использовать для организованного отдыха детей, ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов. Однако возникают опасения, что все закончится установкой очередного земснаряда, который будет добывать песок в непосредственной близости от автомобильного моста через р. Сок. Сегодня мост из-за действий пока не установленных лиц по намыву песка из-под его опор уже находится под угрозой обрушения. Если не принять жестких мер, то гости Чемпионата мира по футболу 2018 г., любуясь волжскими красотами с упомянутого сооружения, рискуют утонуть.

Компания «Междуречье» была создана в мае 2003 г. Ее учредителями сегодня в равных долях числятся некто Владимир Баранов и Вадим Хлебников, директором – Дмитрий Дмитриев. В последнее время «Междуречье» проявляет завидную активность в плане получения в свое распоряжение земли и воды в устье р. Сок. Так, компания уже практически обязала региональное Минимущества предоставить в собственность за выкуп участок площадью 1 га в месте слияния Сока и Волги для установки некапитальных вспомогательных строений и инфраструктуры с дальнейшей эксплуатацией для отдыха на природе. Параллельно идут суды с Нижне-Волжским бассейновым управлением о передаче в пользование «Междуречью» сразу нескольких участков акватории в устье Сока. Один участок нужен «Междуречью» якобы для создания плавучей платформы, второй — для отстоя судов и размещения понтонных сооружений, третий — для организованного отдыха детей, ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов.

Судебные претензии «Междуречья» к органам власти удивительным образом совпали с активизацией добычи речного песка в непосредственной близости от автомобильного моста через р. Сок. Невооруженным глазом видно, что добыча ведется по обе стороны от моста, по всей видимости, путем наметывания земснарядами с речного дна. Такая тактика может иметь самые печальные последствия. Ведь вымывание песка и грунта из-под опор моста создает угрозу его обрушения, которое повлечет многочисленные жертвы.

По одной из версий, добыча может вестись «Междуречьем». Красивые планы по организации отдыха детей, пенсионеров и инвалидов в таком случае могут стать не более чем ширмой для легализации промысла из-под моста. Однако сведения о получении «Междуречьем» лицензии на добычу песка отсутствуют. Соответственно, фирма, скорее всего, только готовится составить компанию тем, кто уже широко развернулся в устье Сока по части намыва со дна реки огромных куч ценного стройматериала.

Скрадывают расстояния

В попытке разобраться в вопросе, кто же ведет добычу песка в опасной близости от автомобильного моста через Сок, ОАЕ «Хронограф» запросил информацию в региональном министерстве лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования (минлесхоз). Отвечая на запрос редакции, минлесхоз предоставил сведения о ближайших к мосту недропользователях. «Право пользования недрами месторождения песка строительного Сокское, расположенного в устье р. Сок, с целью разведки и добычи песка предоставлено ООО «Волго-ВодСтрой» (лицензия СМР 00010 ОПИ от 11 августа 2005 г.). Месторождение состоит из двух блоков, расположенных на расстоянии 800 и 2700 м выше по течению от автомобильного моста через р. Сок», — сообщило министерство. В ответе также были отмечены расположенные ниже по течению р. Сок месторождения с указанием их недропользователей: «В акватории Саратовского водохранилища (русло р. Волги) вблизи устья р. Сок ниже автомобильного моста расположены: участок Ширяевский Винновского месторождения и месторождение «о. Ширяевский», предоставленные в пользование для разведки и добычи песка строительного ОАО «Самарский речной порт» (лицензия СМР 00012 ОПИ от 6 октября 2005 г.) и ООО «ВолгаВодСтрой» (лицензия СМР 00011 ОПИ от 11 августа 2005 г.), соответственно. Минимальное расстояние от автомобильного моста через р. Сок до ближайшего участка недр — 500 м».

Из ответа следует вывод, что ближайшее законно разрабатываемое месторождение выше по течению р. Сок находится от моста на расстоянии 800 м, а ниже по течению — на расстоянии 500 м. Таким образом, месторождения, право пользования которыми предоставлено «ВолгаВодСтрою» (ВВС) и «Самарскому речному порту» (СРП), расположены на относительно удаленном расстоянии от опор моста через р. Сок. Отсюда законность намыва речного песка непосредственно из-под опор моста вызывает сомнения.

Логично предположить, что добыча песка прямо около моста ведется одной из указанных компаний. Ведь в погоне за наживой кто-то из них мог выйти за пределы отведенных под разработку недр зон и приблизиться с земснарядами вплотную к инженерному сооружению. Редакция ОАЕ «Хронограф» направила запросы по этому поводу руководителям ВВС и СРП. В СРП поспешили откреститься от причастности к сомнительной добыче песка, оперативно предоставив ответ.

«ОАО «Порт Самара» добычу песка речного с месторождения «Ширяевское», расположенного вблизи устья р. Сок, не ведет», — сообщил заместитель генерального директора СРП Сергей Пойда. Впрочем, тут может иметь место некая игра слов. В запросе редакции говорилось об участке Ширяевский Винновского месторождения, на который у СРП есть лицензия. В ответе же речь идет о месторождении «Ширяевское», лицензия на разработку которого у СРП действительно отсутствует. Что касается ВВС, то его директор Татьяна Цапик уже повторно предпочитает хранить молчание в ответ на запросы редакции. Не потому ли, что это именно ВВС может создавать угрозу обрушению моста через Сок?

Фактор Станотина

Любопытно, что на изъятие бешеными темпами песка из-под моста пока никак не реагируют правоохранительные и надзорные органы. В некоторой степени такую пассивность можно объяснить тем, что лица, стоящие за деятельностью, в частности, ВВС, могут иметь талант договариваться о том, чтобы к работе общества было как можно меньше постороннего внимания. Так, учредителем ВВС числится Оксана Станотина. Она является супругой экс-начальника отдела ГИМС ГУ МЧС России по Самарской обл. Вячеслава Станотина (на фото). В советское время Станотин трудился в органах прокуратуры Куйбышевской обл. С началом приватизации он превратился в предпринимателя, некоторое время посидел в директорах СРП, а с 2009 г. возник в структурах ГУ МЧС. Сегодня Станотин -главный специалист (по вопросам противодействия коррупции на территории Самарской обл.) отдела (по вопросам противодействия коррупции) Приволжского регионального центра МЧС России. Так называется его официальная должность в ГУ МЧС по Самарской обл., возглавляемом Олегом Бойко. Причем высказывается версия, что еще непонятно, кто реально управляет ГУ МЧС, Бойко или Станотин, которому приписывают оказание существенного влияния на начальника.

Однако, даже несмотря на давние связи в органах и, в общем-то, официальный статус «борца с коррупцией», Станотин, похоже, не то чтобы не противодействует добыче песка около моста через Сок, а наоборот, вполне может ей потворствовать. К чему же это грозит привести? Если незаконную выкачку песка из-под опор моста немедленно не прекратить, то процесс размывания грунта под сооружением станет необратимым. В результате с каждым новым днем риск обрушения моста будет увеличиваться. Вероятно, случится так, что мост упадет как раз в момент, когда на нем соберутся, чтобы полюбоваться волжскими красотами, гости Чемпионата мира по футболу 2018 г., матчи которого пройдут в Самаре. В этом случае позора на весь цивилизованный мир не избежать. Однако такой сценарий, видимо, мало волнует тех, кто сегодня роет подкоп под мундиаль.