Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №20 (548) | 15 июня 2015г.
 

Задолжали военным

Срывы оборонных госконтрактов могут стать для «Авиакора»традицией

Андрей Неретин

В начале июня Девятый арбитражный апелляционный суд (г. Москва) оставил в силе решение Арбитражного суда г. Москвы, обязавшего ОАО «Авиакор — авиационный завод» (А-АЗ) уплатить в пользу Министерства обороны РФ 150,9 млн р. за просрочку поставки самолетов Ту-154. Если А-АЗ не добьется нужного судебного акта в кассационной инстанции, то предприятию придется изыскивать средства для уплаты неустойки. К этому долгу вполне могут добавиться новые — в связи с неисполнением текущих контрактов по ремонту и поставкам Ту-154. Ситуация на Украине этому весьма способствует.

Возглавляемый Алексеем Гусевым А-АЗ пытался оспорить решение московского арбитража от 18 февраля 2015 г. Согласно материалам дела, Министерство обороны РФ обратилось в суд с требованием взыскать с «Авиакора» неустойку на сумму 915 млн р. по государственному контракту от 24 ноября 2008 г. Согласно контракту, самарское предприятие обязалось поставить министерству два самолета Ту-154 за 1,274 млрд р. Поставка должна была быть совершена до 25 ноября 2010 г. Однако случилась просрочка: один самолет А-АЗ передал заказчику 7 августа 2012 г., второй — только 19 февраля 2013 г. Арбитраж удовлетворил требования Министерства обороны лишь частично, взыскав с А-АЗ сумму в 150,9 млн р.

Между тем неудача А-АЗ в апелляционной инстанции существенно увеличивает долговую нагрузку на предприятие, что может ухудшить и без того сложное финансовое состояние завода. Так, по итогам 2013 г. чистый убыток А-АЗ составил 760,6 млн р. За первые полгода 2014 г. завод также зафиксировал убыток в размере почти 87 млн р. За весь 2014 г. А-АЗ отчетность пока не раскрывает. Видимо, хвастать нечем.

Ситуацию усугубляют известные события на Украине. Согласно годовой отчетности А-АЗ за 2013 г., основными поставщиками комплектующих изделий (ПКИ) на завод являлись украинские предприятия. Доля ОАО «Мотор Сич» (Запорожье) в общем объеме поставок на А-АЗ на тот период составляла 23,4%, доля Харьковского государственного авиационного производственного предприятия — 23,8%. При этом у А-АЗ был еще заключен лицензионный договор с киевским АНТК им. O.K. Антонова на право использования товарных знаков.

Сегодня перебои с поставками украинских комплектующих могут подорвать всю производственную деятельность самарского завода. Об этом риске прямо сообщается в отчете за II кв. 2014 г.

«На сегодняшний день в силу нестабильной политической ситуации на Украине ОАО «Авиакор — авиационный завод» до разрешения нынешней сложившейся ситуации рискует временно ощутить нехватку ПКИ, основными поставщиками которых являются украинские предприятия», — говорится в официальном документе. В качестве отраслевых рисков в том же отчете указана «реальная возможность остановки производства и ремонта комплектующих изделий на различных предприятиях-поставщиках и ремонтных заводах», следствием чего может стать «потеря компетенции по поддержанию летной годности самолетов Ту-154».

При таком положении дел новых исков за просрочку исполнения контрактов А-АЗ избежать будет сложно. Это может увеличить и без того гигантские долги предприятия. На 30 июня 2014 г. кредиторская задолженность А-АЗ составляла 7,254 млрд р. Перспектива возникновения требования о банкротстве самарского завода сегодня вполне реальна.