Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №26 (554) | 27 июля 2015г.
 

Готовы на компромисс

Коммерческие перевозчики вместе с мэрией налаживают порядок в отрасли

Егор Кошеров

21 июля в мэрии Тольятти прошел круглый стол, посвященный проблематике организации пассажирских перевозок в г.о. Тольятти. Он был созван, чтобы подвести предварительные итоги работы отрасли в течение первого полугодия в рамках новых правил, оценить баланс интересов между муниципалитетом, коммерческими перевозчиками и жителями г.о. Тольятти. В последнее время настрой частных перевозчиков начинает обретать более конструктивные формы. Этому в немалой степени способствовала принципиальная позиция мэрии. Хотя успокаиваться еще рано. Отдельные проблемы пока сохраняются, но именно путем таких совместных встреч можно добиться их полного устранения.

Важность общения

Проблемы в отрасли частных пассажирских перевозок в Тольятти накапливались годами, на протяжении многих лет их практически не пытались решать. Все шло на самотек. Серьезные преобразования были начаты в 2013 г. Большинством участников рынка они были восприняты негативно. Это и понятно — мало кто любит меняться. Однако ситуацию удалось сдвинуть с места. Около полугода рынок пассажирских перевозок в Тольятти функционирует по новым более прозрачным и равным для всех правилам. В течение этого времени значительная часть вчерашних противников перемен пришла к пониманию новых открывающихся для них перспектив. «Было очень много нареканий при запуске системы. Весной количество обращений значительно снизилось, но, тем не менее, остаются проблемы. Полагаю, что прошедшие полгода — срок достаточный, чтобы сделать определенные выводы. Мы хотим выслушать всех участников мероприятия — жителей города, представителей СМИ, к которым наиболее часто обращаются граждане, и самое главное — представителей организаций, занятых в пассажирских перевозках, которые, я надеюсь, смогут внести ясность в сложившуюся ситуацию», — обратился к присутствующим мэр г.о. Тольятти Сергей Андреев. На круглый стол в мэрии Тольятти пришла директор АНО «Спас» Анастасия Калинина, которая представляла интересы сразу 12 перевозчиков. Также прибыли три директора коммерческих транспортных предприятий, работающих вне этой АНО. Конечно, это далеко не все участники рынка, но никто и не говорит, что сегодня в этой сфере уже достигнута полная идиллия. Кое-кто пока еще пытается оставаться в оппозиции, игнорирует приглашение вести диалог, идти на компромисс. Но именно для снятия всех острых вопросов и проводятся такие мероприятия, как круглый стол.

Излюбленная претензия частных перевозчиков общеизвестна: они считают, что муниципалитет должен компенсировать им затраты по обслуживанию нерентабельных маршрутов. На это мэр ответил, что обслуживание таких маршрутов — это часть договора, разрешающего предпринимательскую деятельность. Также известно, что перевозчики недовольны недостаточно оперативным перечислением субсидий на возмещение затрат по перевозке льготных категорий граждан. Однако, по данным руководителя департамента дорожного хозяйства мэрии г.о. Тольятти Павла Баннова, такая ситуация происходит с большой долей вероятности из-за того, что транспортники допускают ошибки в документах, предъявляемых для получения компенсаций из бюджета.

Из сказанного следует, что озвученные проблемы и претензии легко устранимы, если сами перевозчики готовы совершенствовать свой бизнес, переводить его на современные стандарты управления. Причем мэрия готова помогать в этом тем, кто готов меняться к лучшему. Участники круглого стола не могли с этим не согласиться.

Обратная связь работает

Реальное положение дел в отношениях между транспортниками и пассажирами может охарактеризовать статистика обращений граждан в департамент дорожного хозяйства. Общее количество сообщений от граждан, поступивших с января, составляет 4267, из них 3016 поступили в I кв. 2015 г. Сейчас количество обращений снизилось. Павел Баннов считает, что это произошло из-за проведенной мэрией информационной и разъяснительной работы относительно маршрутов и их расписания. «Многие жители напрямую задавали вопросы в департамент. Все вопросы были разъяснены, и количество жалоб значительно уменьшилось. Мы отрабатывали варианты с изменениями расписаний движения практически на всех маршрутах. На некоторых маршрутах было добавлено количество подвижного состава, на других количество было убавлено. Мы отрабатываем каждую жалобу, и нам очень важно, чтобы была обратная связь», — рассказал Баннов о проделанной работе.

Вторым важным блоком вопросов являются жалобы на качество транспортных услуг и в частности -на некорректное поведение водителей коммерческих маршрутов. Павел Баннов сообщил, что такие жалобы поступают в департамент ежедневно и на них приходится реагировать. «Мы приглашаем на совместный разбор жалобы всех заинтересованных: заявителя, водителя. Как минимум предъявляются административные меры воздействия, максимум -увольнение с этого предприятия и недопуск его работать в данной отрасли». В мэрии считают имеющуюся схему взаимодействия между муниципалитетом, пассажирами и коммерческими перевозчиками пусть не идеальной, но отвечающей интересам граждан. При этом личную позицию мэра Сергея Андреева можно назвать уважительной, но жесткой: «Есть три вещи, которые очевидны и объективно могут быть проверены. Первое -это внедрение льготных проездных на всех внутригородских маршрутах. Да, с трудностями, не сразу. Но в итоге у каждого пассажира, у которого есть право на льготы, появилась возможность пользоваться ими независимо от того, муниципальный это транспорт или нет. Второе — подвижной состав. На внутригородских маршрутах не должны использоваться «газели», которые морально устарели. Третье — у нас есть объективное понимание, как работают коммерческие перевозчики, через контроль системы «ГЛОНАСС» мы видим, выполняются ли те требования, которые заложены в конкурс или нет». Отдельные коммерческие перевозчики, формально согласившись на предложенные условия, все еще пытаются бороться за пересмотр достигнутых соглашений. Но таких становится все меньше.

Единство правил

Если проанализировать взаимоотношения коммерческих перевозчиков и мэрии Тольятти за последние несколько лет, то можно обратить внимание на то, что любой процесс — будь то судебные разбирательства, обращение в УФАС, либо общественные акции — редко реализуется каким-либо коммерческим перевозчиком в одиночку. Так, например, оспаривать положения конкурсной документации по определению перевозчиков на внутримуниципальные маршруты в рамках новой маршрутной сети в ноябре 2014 г. бросились сразу 4 перевозчика: ООО «Маяк», ООО «Интерколор», ООО «Лайн Сити», ООО «Сити-Транс-Сервис». Перевозчиков не устроило обязательное требование конкурсной документации в части обязанностей коммерческих предприятий перевозить в т.ч. и льготные категории граждан, а также запрет на пересмотр тарифов на перевозу чаще чем 1 раз в год, и опять же не выше роста индекса потребительских цен. Правда, пока противостояние длится с переменным успехом. Известно, что УФАС в конце декабря 2014 г. поддержало мэрию Тольятти в ее позиции относительно требований к перевозчикам. Известно также и то, что это решение УФАС по Самарской обл. в настоящий момент обжалуется в суде.

Вполне логично было ожидать, что коммерческий сектор будет до последнего момента претендовать на то, чтобы конкретно для них на рынке перевозок г.о Тольятти были созданы особые, льготные условия — перевозить только платежеспособных пассажиров, за живые деньги, а тарифы определять исходя из своих представлений о справедливом вознаграждении. Но в условиях прозрачного и равноправного рынка такого просто не должно быть. Почему кто-то должен иметь неоправданные привилегии на общем рынке услуг? Когда-то это должно было закончиться. Новой точкой отсчета стал конкурс, проведенный мэрией в конце 2014 г.

Круглый стол в мэрии, что примечательно, совпал с официальными публикациями постановлений правительства РФ о выделении, в т.ч. и Самарской обл., двух видов субсидий. Одна — на закупку общественного транспорта и коммунальной техники работающих на компримированном природном газе (301,9 млн р.), вторая — на закупку подвижного состава для нужд трамвайных и троллейбусных предприятий региона (110 млн р). Тольятти уже сформировал и направил свои заявки на приобретение и того, и другого вида техники.

Совершенно очевидно, что органом местного самоуправления в Тольятти взят курс на развитие муниципального сектора перевозок, но с установлением четких и единообразных правил для всех остальных. Правильность этого курса подтверждается тем, что частные перевозчики начинают менять свое представление о том, как должен строиться рынок пассажирских перевозок. Подобные процессы всегда имеют определенную инерцию. Однако сегодня можно с уверенностью говорить, что недовольных становится все меньше. А их позиция уже не способна влиять на установившийся тренд.